Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2002
МАНИЯ ВЕЛИЧИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


ГИЛЬДИЯ

МАНИЯ ВЕЛИЧИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

...Себя губя, себе противореча...
Осип Мандельштам

В психологии существует много спорных положений, которые остаются предметом перманентно возникающих и утихающих дискуссий. Однако есть одно утверждение, которое сегодня, хочется надеяться, ни у кого не вызывает возражений, — необходимо соединить теорию с практикой.

С одной стороны, представители академической психологии озабочены бездумным использованием плохо адаптированных и недостаточно научно обоснованных методик, а также смелостью практических психологов в постановке диагнозов и составлении прогнозов. Наиболее пессимистично настроенные предрекают дискредитацию психологии как науки.

С другой стороны, психологи, занятые в той или иной области социальной практики, при столкновении со сложными ситуациями нередко испытывают профессиональную беспомощность. При этом они обычно не выходят за рамки привычной деятельности и обращаются либо к популярным источникам, либо к более опытным коллегам. Недостаточность профессиональных знаний мешает им осознать истинную причину неудач и, по сути дела, обрекает их на промахи и ошибки.

Мы наблюдаем как бы самостоятельное существование теории и практики. Психология — наука, призванная служить человеку, — остается замкнутой в себе и на себя. Многие серьезные идеи обсуждаются, проверяются на практике, но не внедряются и остаются на бумаге. Например, согласно разработанному А.В. Запорожцем принципу амплификации, необходимо максимально использовать потенциальные возможности каждого возраста. Эта мысль конкретизировалась не в одном десятке научных статей и диссертаций. А что происходит в жизни? Современные дошкольники делают все что угодно — пишут, читают, считают, посещают всевозможные догимназии, студии, секции, — но только не играют, так как им некогда. В результате дети оказываются не просто лишенными детства, но и в известном смысле обреченными на школьные трудности.

Не знаю, насколько практические психологи знакомы с данной идеей, но зачастую они не в состоянии в силу — простите за игру слов — слабости базовой подготовки воспользоваться научными знаниями. В то же время и практикам есть чем поделиться с учеными мужами.

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Еще в 1927 году Л.С. Выготский в работе «Исторический смысл психологического кризиса», оценивая состояние психологии своего времени как кризисное, глубинную причину кризиса видел в оторванности психологической науки от практики. Это исследование предваряет эпиграф: «Камень, который презрели строители, стал во главу угла...» Образ камня как раз и символизировал практику. Необходимым условием выхода из кризиса, по мнению Л.С. Выготского, является изменение места практической психологии в науке: практика должна стать краеугольным камнем науки.

Последующие десятилетия оказались для психологии не самыми спокойными. К.И. Чуковский мудро заметил: «В России надо жить долго. Тогда доживешь до всего». Его слова оказались пророческими.

Идеологическая несвобода, воспринимавшаяся в течение долгих лет как главный тормоз в развитии общественных наук, наконец-то сменилась свободой. Однако последняя обернулась идеологической беспринципностью. Оказалось, что воспользоваться свободой не так-то просто, именно поэтому диаду «свобода—ответственность» (или «свобода—осознанная необходимость», как это было у классиков) сменила другая, более понятная и близкая русскому сердцу «свобода—анархия». Захотелось перенять все, что делают зарубежные коллеги, и перенести их опыт в отечественные условия.

 

НЕСБЫТОЧНЫЕ НАДЕЖДЫ

Подобная ситуация в науке нашла отражение и в практике. Практическая психология расцвела пышным цветом, стали доступны многие неизвестные ранее опросники и анкеты, появилось большое число переводных изданий по психологии и смежным областям, открылись многочисленные психологические центры.

Практических психологов становится все больше и больше. Неумолимо растет число психологов «со вторым высшим», среди которых психологам с единственным базовым образованием грозит опасность затеряться и оказаться невостребованными. Как воспринимает такое положение вещей рядовой обыватель? Казалось бы, теперь для каждого открылась возможность получить профессиональную консультацию, помощь и поддержку. Однако надеждам, возлагавшимся на западную практическую психологию, о которой в течение многих лет распространялся миф как о всесильной и значительно опередившей отечественную, не суждено было сбыться.

Скажите честно, много ли вам приходилось встречать людей, с благодарностью отзывающихся о психологах? Не берусь говорить за всю практическую психологию, но что касается образования, то в последнее время все громче звучат голоса недовольства в адрес психологов. Причем речь идет о качестве оказываемой помощи.

На самом деле вопрос об эффективности психологической консультации не такой простой, как это может показаться с первого взгляда. В ситуации профессионального общения психолога с ребенком, взрослым (учителем, родителем или администратором) принимают участие как минимум два человека. Если их взаимодействие оказывается недостаточно успешным, то совсем необязательно в этом виноват психолог.

В последнее время появились статьи о том, что наше общество далеко не всегда готово принять предлагаемую психологическую помощь. Многие советы и рекомендации просты и банальны, но почему-то школа не желает к ним прислушаться.

Наступать два раза на одни и те же грабли — это, действительно, про нас. В основе многих педагогических ошибок, как педагогов, так и родителей, лежит самая обыкновенная психологическая безграмотность. Однако мы никак не можем освободиться от веры в собственную непогрешимость.

Тем не менее сейчас речь не о педагогах и родителях, а о психологах.

 

МИНУЯ ПАРАДНЫЙ ПОДЪЕЗД

Что можно сказать о современной практической психологии?

По мнению отечественного психолога Ф.Е. Василюка, развивающего взгляды Л.С. Выготского, в настоящее время наблюдается не кризис, а схизис, то есть расщепление нашей психологии. Психологическая практика и психологическая наука живут параллельной жизнью, «как две субличности диссоциированной личности».

Прежде чем искать выход из этой ситуации, весьма полезным будет разобраться в причинах такого положения вещей. Л.С. Выготский искал эти причины «внутри нашей науки» (курсив Выготского): если раньше «практика была колонией теории, во всем зависимой от метрополии», она была операцией «занаучной, посленаучной», то теперь положение сменилось на противоположное и практика выступает «верховным судом теории». Л.С. Выготский говорил также о полупрезрительном отношении академической психологии к прикладной, считавшейся полуточной наукой.

Ощущается необходимость подобного анализа современной практической психологии, и в частности психологии образования. Опыт общения с коллегами позволяет проникнуть на психологическую кухню, минуя парадный подъезд «отчетов о проделанной работе».

Как показывает практика, основное внимание уделяется диагностике развития и коррекции выявленных нарушений. При этом среднестатистический психолог обычно использует сборник популярных тестов, не задумываясь об их содержании и тем более теоретическом обосновании.

Из бесед с практическими психологами удалось узнать, что они регулярно читают научно-популярную литературу, имеющую непосредственный выход на практику. Весьма симптоматично, что они жалуются на большие трудности при планировании работы и толковании полученных результатов, поэтому чаще всего ограничиваются скупыми цифрами и графиками. В связи с этим на память приходит призыв В.П. Зинченко создать и принять этический кодекс психолога, в котором главным пунктом должно быть: «Осторожно — дети!»

Вряд ли можно одной фразой охарактеризовать современное состояние практической психологии, но существенной ее особенностью видится самодостаточность: практические психологи оказались замкнутыми сами на себя. Они не только отделились от теоретической психологии, но и дистанцировались от нее, как от навязчивой матери, поучающей своих повзрослевших детей.

Практическая психология за последние 10–15 лет действительно приобрела большой опыт, накопила интересные факты, но не знает, что с ними делать дальше. Она жаждет самостоятельности и готова выделиться в отдельное направление, наряду с теоретическим.

К сожалению, самодостаточность нередко мирно уживается с самоограниченностью, что приходится наблюдать в случае с практической психологией. Практический психолог не осознает не только необходимости, но и полезности фундаментальных знаний. Пресловутый формализм образования настиг и психологов. Их учат, что нет практики без теории, они это вроде бы усваивают, но при столкновении с этой самой практикой полностью забывают про теорию. Как известно, наше поведение определяется мотивами. До тех пор пока у практикующего психолога не возникнет желания разобраться в той или иной проблеме, его не удастся склонить к прочтению соответствующей научной книги или даже статьи.

 

КВАДРАТУРА КРУГА

Не так давно мне пришлось общаться с молодыми психологами, делающими свои первые профессиональные шаги. С самого начала они чувствуют себя очень уверенно. С большим удивлением восприняли они мое предложение повысить свою квалификацию: «Зачем ходить на какие-то курсы, когда и так все известно?» И правда: «Зачем?» Беда в том, что практические психологи действительно не могут извлечь какую-либо пользу из психологической теории.

Вопрос о том, зачем нужна теория практикам, на деле оказывается не таким простым и очевидным. Попробуйте доходчиво объяснить, какое значение имеют теории Ж. Пиаже, В. Штерна и Л.С. Выготского для изучения детского мышления, периодизация психического развития Д.Б. Эльконина, эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона для анализа школьных трудностей. Может быть, никакого?

Круг замкнулся. Чтобы воспринять фундаментальные психологические идеи и потом на них опираться, нужна определенная подготовка, а ее нет.

Позволю себе некоторые аналогии, которые кому-то покажутся тривиальными.

Врач обследует больного, ставит предварительный диагноз с опорой на собственные познания из анатомии, физиологии, терапии и т.д., то есть он опирается не только на результаты анализов. Затем он назначает лечение.

Строитель приступает к постройке дома в соответствии с чертежом, сделанным инженерами и архитекторами.

Садовник выращивает радующие глаз цветы, зная определенные особенности местной почвы, время посадки и внесения удобрений.

Почему же представители этих, да и многих других профессий не только осознают важность теоретических знаний, но и реально опираются на них? Потому что их ошибки заметны сразу. Неверное лечение не принесет облегчения, здание без фундамента осядет, нежная фиалка на ярком солнце засохнет. Ошибки педагогов и психологов обнаруживаются позже, и нередко к их исправлению приходится привлекать врачей.

 

ГДЕ ЖЕ ВЫХОД?

Как известно, безвыходных ситуаций не бывает, и, по ироничному замечанию
В. Леви, выход следует искать там же, где был вход. В данном случае это значит наглядно показать психологам, как их деятельность связана с теорией, и тем самым сменить парадигму «свобода—анархия» на «свобода—ответственность». В сфере образования эта проблема приобрела особую актуальность.

Представители таких сугубо практических направлений, как психотерапия и консультирование, давно осознали зависимость метода работы от теоретической ориентации. Именно поэтому в современной психологической науке и практике мирно сосуществуют аналитическая психотерапия К.-Г. Юнга, логотерапия
В. Франкла, клиент-центрированная терапия К. Роджерса, волевая терапия
О. Ранка, гештальт-терапия Ф. Перлза и т.д. В соответствии с этим построены и практические руководства по психотерапии.

Хотелось бы, чтобы и в образовании школьные психологи не ограничивались конкретными практическими задачами, а видели бы себя частью психологического сообщества. Зачем проводится то или иное обследование? Как полученные результаты могут повлиять на образовательный процесс? На что направлены тренинги? Пусть практические психологи честно признаются сами себе, как часто они ставят подобные вопросы и тем более отвечают на них.

В связи с этим актуальной видится задача осознания практическими психологами зависимости содержания своей работы в целом и методов исследования в частности от выбранного теоретического пути.

Случайно попавшая мне в руки книга неожиданным образом подсказала, как это можно доходчиво объяснить практикам. Передо мной программа для детей 5–9 лет А.А. Осиповой и Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания» (М.: ТЦ Сфера, 2001). Авторы исходят из традиционного понимания внимания: в этом случае оно не имеет своего специфического продукта. Всякий теоретический подход, как правило, определяет и принципы построения программы диагностики и коррекции внимания. Если внимание — не самостоятельный процесс, то и формирование его осуществляется в рамках не специально организованной «деятельности внимания», а в ходе развития наблюдательности, памяти, мышления. Именно таким образом и составлена предлагаемая авторами программа.

Однако существует и другой взгляд на внимание. П.Я. Гальперин предложил рассматривать внимание как функцию психического контроля. В таком случае внимание выступает как самостоятельная форма психической деятельности. Ученый отобрал «выдающихся» по невнимательности младших школьников и обучил их контролю по собственной методике. Постепенно внешнее развернутое действие контроля превратилось в идеальное и сокращенное, иначе говоря, во внимание.

В обсуждаемом пособии не нашлось места для данной методики. И это неслучайно, так как принципиально иной подход к вниманию позволил П.Я. Гальперину создать и свой метод формирования внимания как действия контроля. В связи с этим хочется отметить, что многие практические психологи успешно пользуются предложенным П.Я. Гальпериным методом, особенно при работе с детьми, имеющими недостаточность психической деятельности. Вряд ли ошибусь, если скажу, что при этом они не осознают отличие этого метода от других на собственно психологическом, а не методическом, исполнительском уровне.

Иллюстрацией положения о зависимости практики от теории является и шум вокруг развивающего обучения. Сегодня приходится наблюдать, как все большее число школ отказывается от развивающего обучения в пользу традиционного. Причем система развивающего обучения Л.В. Занкова оказалась более живучей, чем Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова.

Не могу удержаться, чтобы не предостеречь директоров: прежде чем внедрять те или иные педагогические новшества, с ними нужно хорошенько ознакомиться. И не только на методическом уровне. Развивающее обучение — это психолого-педагогическая модель школьного обучения. Многие исследования, а не только В.В. Давыдова, были посвящены разработке именно теоретических основ программы.

Надеюсь, что мне удалось поколебать уверенность читателя-практика в бесполезности теории. Психология — наука, которая вся состоит из большого числа теорий, иногда противоречащих друг другу. Однако из этого не следует, что знакомство с теоретической психологией тождественно знакомству с историей психологии.

 

КАКАЯ ПСИХОЛОГИЯ НУЖНА ПРАКТИКУ?

Этот вопрос стоял перед Л.С. Выготским. Он же считал, что «ведущая роль в развитии нашей науки сейчас принадлежит прикладной психологии». Автор конкретизирует это положение и отмечает особую реформирующую роль психотехники, под которой понимается «научная теория, которая привела бы к подчинению и овладению психикой, к искусственному овладению поведением».

Спустя почти 70 лет Ф.Е. Василюк повторил мысль Л.С. Выготского: наиболее актуальными и целительными для нашей психологии являются психотехнические исследования. Образцом реализованного психотехнического подхода для Ф.Е. Василюка выступает теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Ф.Е. Василюк сформулировал основные методологические принципы психотехнической теории. Однако это не значит, что проблема решена. Психотехнический подход, так необходимый, с одной стороны, практике, а с другой — призванный сохранить научную психологию, нуждается в конкретно-психологической разработке.

Такая практико-ориентированная теория спасает прежде всего практическую психологию, которая без связи с теорией рискует выродиться в обманчивую служанку психологии.

«Сколько, например, в последнее время развелось всевозможных анкет для разрешения психологических вопросов. Но ведь для того чтобы произвести анкету, необходима теоретическая подготовка: надо уметь и вопрос поставить, и уметь психологически истолковать полученные результаты». Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? Нашему современнику? Они были произнесены Г.И. Челпановым в 1909 году на Втором Всероссийском съезде по педагогической психологии. А могут быть отнесены и к современной практической психологии. Пора бы уже научиться не повторять собственных ошибок.

 

ОБ ОПАСНОСТИ ДИЛЕТАНТИЗМА

Состояние, которое переживает современная практическая психология, может быть названо по-разному: и кризисом самодостаточности, и кризисом идентичности. От того, куда повернет практическая психология, зависит судьба не только ее самой, но и отечественной психологической науки в целом. Опыт неразумного обращения с психологическим инструментарием у нас уже есть.

Сейчас, когда психология прочно вошла в нашу жизнь, вряд ли ей грозит официальное закрытие или забвение. Но ей могут доверять, а могут и не доверять. Дабы избежать последнего, нелишне иной раз вспомнить предостережение Г.И. Челпанова «от опасных последствий пренебрежения теоретической психологией... и плодящегося дилетантизма» и напутствие Л.С. Выготского, касающегося роли прикладной психологии на современном этапе.

Осознание проблемы — первый шаг на пути ее разрешения, и мы находимся в самом начале этого пути. Вряд ли практическая психология сможет самостоятельно справиться с собственными трудностями по причине хотя бы недостаточного их понимания. Она нуждается в помощи, чтобы не погубить ни себя, ни всю психологию в целом. Заставить практического психолога повернуться лицом к теории не удастся, можно только убедить его в этом (именно такая попытка и была предпринята автором).

От усилий академических психологов в немалой степени зависит успех задуманного. Только озабоченность созданием особой, практико-ориентированной теории, с одной стороны — доступной специалисту в любой области, и в частности школьному психологу, а с другой — работающей с психикой, может изменить практическую психологию.

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук,
факультет психологии МГУ,
педагог-психолог гимназии № 1541,
г. Москва

В оформлении использована инсталляция Ричарда Лонга «Корнуоллская сланцевая полоса»

 

ЛИТЕРАТУРА

Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса. Вопросы психологии, 1996, № 6.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. в 6 т. — Т. 1. — М., 1983.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.—Воронеж, 1998.
Зинченко В.П. Очень субъективные заметки о психологической диагностике. Человек, 2001, № 1.
Техники консультирования и психотерапии. Тексты /Ред. и сост. У.С. Сахакиан. М., 2000.
Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. М.—Воронеж, 1999.