Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2002
Проблема развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей


ДАЙДЖЕСТ

Шувалов А. В. Проблема развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей. Вопросы психологии, № 6, 2001, с. 66—79

Компетенция практических психологов образования является предметом дискуссий. В статье поставленная проблема решается в рамках психологической антропологии.

Результатом исследования стало обоснование системы представлений о предназначении, устройстве и актуальных направлениях развития психологической службы в теоретическом, прикладном и практическом аспектах.

Образование является наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей, дополнительное образование не стало здесь исключением.

Теоретический аспект. Основу психологического здоровья определяет детско-взрослая со-бытийная общность. Она может быть нормальной (создавать соответствующие условия для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека) и аномальной (дисфункциональной).

Дисфункциональное состояние совместной общности ребенка и значимого взрослого приводит к нарушениям психологического здоровья ребенка и к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и его самоопределения. Поэтому общим способом предупреждения и преодоления нарушений психологического здоровья детей является реабилитация детско-взрослой общности.

Теоретическая модель, описывающая нарушения психологического здоровья в детском возрасте, позволяет ориентироваться в структуре проблемных ситуаций и может быть использована практическим психологом образования в качестве средства проектирования собственной профессиональной деятельности и оценки ее эффективности.

Прикладной аспект подразумевает исследование психологической реальности в интересах педагогической деятельности. С этой позиции необходимо взаимодействие, совместная деятельность психолога с педагогами, врачами, родителями. В представленной детоцентической схеме все специалисты профессионально взаимодополняют друг друга.

В практическом аспекте психолог организует непосредственную работу с психологической реальностью, формирует психологическую практику в системе образования. Другими словами, он оказывает практическую помощь в переживании и организации решения проблемных ситуаций, несущих угрозу психологическому здоровью ребенка или обусловленных выраженным нездоровьем. Практическая работа — это, прежде всего, консультирование и психотерапевтическая коррекционно-реабилитационная работа.

Подготовила Ольга БАРАНОВА