Шувалов А. В. Проблема развития
службы психологического здоровья в системе
дополнительного образования детей. Вопросы
психологии, № 6, 2001, с. 66—79
Компетенция практических психологов
образования является предметом дискуссий. В
статье поставленная проблема решается в рамках
психологической антропологии.
Результатом исследования стало
обоснование системы представлений о
предназначении, устройстве и актуальных
направлениях развития психологической службы в
теоретическом, прикладном и практическом
аспектах.
Образование является наиболее общей
формой заботы о психологическом здоровье детей,
дополнительное образование не стало здесь
исключением.
Теоретический аспект. Основу
психологического здоровья определяет
детско-взрослая со-бытийная общность. Она может
быть нормальной (создавать соответствующие
условия для развития всего лучшего, что возможно
в конкретном возрасте для конкретного человека)
и аномальной (дисфункциональной).
Дисфункциональное состояние
совместной общности ребенка и значимого
взрослого приводит к нарушениям
психологического здоровья ребенка и к крайним
(чрезвычайным) формам реагирования и его
самоопределения. Поэтому общим способом
предупреждения и преодоления нарушений
психологического здоровья детей является
реабилитация детско-взрослой общности.
Теоретическая модель, описывающая
нарушения психологического здоровья в детском
возрасте, позволяет ориентироваться в структуре
проблемных ситуаций и может быть использована
практическим психологом образования в качестве
средства проектирования собственной
профессиональной деятельности и оценки ее
эффективности.
Прикладной аспект подразумевает
исследование психологической реальности в
интересах педагогической деятельности. С этой
позиции необходимо взаимодействие, совместная
деятельность психолога с педагогами, врачами,
родителями. В представленной детоцентической
схеме все специалисты профессионально
взаимодополняют друг друга.
В практическом аспекте психолог
организует непосредственную работу с
психологической реальностью, формирует
психологическую практику в системе образования.
Другими словами, он оказывает практическую
помощь в переживании и организации решения
проблемных ситуаций, несущих угрозу
психологическому здоровью ребенка или
обусловленных выраженным нездоровьем.
Практическая работа — это, прежде всего,
консультирование и психотерапевтическая
коррекционно-реабилитационная работа.
Подготовила Ольга БАРАНОВА |