Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2002
 

РЕАЛЬНОСТЬ ПОД ЗОНТИКОМ

В оформлении использована гравюра
современного американского художника
Джеймса Сванна «Дождь»

Уважаемый Марк Сартан!

Случайно «набрел» в Интернете на вашу статью «Времена не выбирают» (№ 11, 2001 г.), прочел и решил написать вам.

Дело в том, что меня задела тональность статьи. Несомненно, надо быть реалистом и отвечать за свои поступки. Но, простите, должен ли я полностью отвечать за свои проблемы?

Действительно, раньше многие мои проблемы брало на себя государство. Был налажен грандиозный механизм решения этих проблем — армия, милиция, КГБ, социальные институты — здоровье, воспитание, образование, искусство (да не вызовет у вас слово КГБ улыбку: в то время, по крайней мере, я знал, что он защищает мою страну, меня от врагов, но это, может быть, отдельный разговор).

И вот за десять лет все перевернуто с ног на голову (или наоборот, кому как нравится).

Мало того, что меня без спроса лишили идеологии, с которой я жил больше тридцати лет, лишили страны, лишили опоры в прошлом, загнали в изгои, обесценили мою прошлую жизнь, публично издеваются — «проспали», дескать, когда надо было хапать, так вот вы еще убеждаете, что «винить реальность бессмысленно, но можно попытаться делать ее лучше. Самим, ни на кого не кивая». Можно. Если у тебя есть деньги, власть, «крыша», если нет совести...

Или вы полагаете, что мы только «киваем» на жизнь и ничего не делаем? Не пытаемся, не вкалываем, не ломаем голову, как выжить? Помните анекдот, когда про тигра в зоопарке говорят: «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст!» Вот и мы так, в роли тигра в клетке, бегаем вдоль решетки без толку. А вы говорите...

Проблема не в том, найду я свое место в этой клетке или нет. Проблема в унижении, которое на нас обрушилось, в системе ценностей, которая сместилась в кошелек. Я непробиваемый атеист, но положение вещей толкает меня в лагерь защитников религии, как последнего оплота нравственности. Впрочем, и с религии что возьмешь, когда кардиналы оправдывают сексуальные преступления действием целибата.

Пусть те, кто не «проспал», набивают свои карманы — у меня нет никакой меркантильной зависти к этим людям. Реальность такова, что они вышли победителями, а мы проиграли. Но пока мы живы, пока не вымерли, не позволяйте выливать на нас грязь обвинений во второсортности, не давайте унижать нас, наших родителей, нашу историю.

Мне кажется, надо четко различать материальный протест — реально ухудшилась жизнь большинства людей, и протест духовный — реально испортилась нравственная атмосфера в обществе. Для преодоления материальных проблем нужен сильный дух, сильная воля, и вашими назиданиями эта воля не усилится. А дух, воля подавлены не столько материальными проблемами, сколько унижением, нигилизмом. У народа не просто нет «национальной идеи», у народа нет понимания как жить, как выживать.

Согласитесь, если один человек, если группа людей вдруг оказалась «в клетке», над этим еще можно иронизировать, но если «в клетке» целый народ (за небольшим, быть может, исключением), и немалый, это повод для других раздумий.

Поймите, мы всю жизнь только и делаем, что «пытаемся делать ее лучше», уж не взыщите, делаем как умеем, как подсказывает нам совесть. А это не повод для унижения. «Милость к падшим» — это не гуманитарные и благотворительные шоры, не назидания, как жить. Это и вопрос морали.

Я могу спорить с Хакамадой, с Чубайсом, с Гайдаром, прости господи, по экономическим и прочим вопросам, но что я могу противопоставить их надменности, назидательному тону? Как я должен воспринимать пышущие неиссякаемым историческим и пиаровским чванством физиономии, глядя на нашу нищую, в первую очередь духовно, реальность?

С уважением,
Валерий Ф.

Вот такое неожиданное письмо пришло в редакцию по электронной почте. По согласованию с его автором печатаю его полностью и отвечаю не в частном порядке, а публично, через газету.

Уважаемый Валерий!

Во-первых, сразу прошу прощения, если чем-то задел, пусть даже тоном. Я вроде стараюсь не писать назиданий, и мне жаль, если читатель воспринимает это иначе.

Во-вторых, все-таки насчет чванства, надменности и обвинений во второсортности — это не ко мне. Это вы, Валерий, уж простите, в запальчивости. Я несколько раз ту давешнюю статью перечитал и не нашел, что в ней могло бы вас унизить.

А в-третьих... Знаете, Валерий, мне в вашем письме не хватает вас. Там есть только какие-то злобные силы, которые вас лишают опоры, унижают, оплевывают ваше прошлое, а вы появляетесь в тексте только во множественном числе, которое вкалывает, чтобы выжить.

Вам не кажется, что вы прячетесь за это множественное число? За общество, на которое вы постоянно ссылаетесь? То система ценностей там сместилась в кошелек, то нравственная атмосфера испортилась, то «национальной идеи» не хватает.

Валерий, зачем вам национальная? Вам своей мало? Я так понял, что вы поборник нравственности и духовности. И что вам мешает строить свою жизнь соответственно? Жить нравственно, духовными ценностями, презирать материальные, воспитывать в себе сильный дух и сильную волю без всяких назиданий?

Неужели для этого нужны деньги, власть и «крыша»? Ни за что не поверю, да и примеров достаточно, по крайней мере, вокруг меня. А судя по тому, когда вас «лишили идеологии», мы с вами практически ровесники.

Почему же вы не видите этих примеров? Они ведь тоже реальность.

В этой реальности любят всей душой и дарят от души, бескорыстно помогают и искренне поддерживают, верят на слово и выполняют обещанное, работают на износ и отдыхают до упаду, слушают классическую музыку и читают умные журналы, учат разумному-доброму-вечному и спорят до хрипоты о высших ценностях. Театры полны, книги раскупаются грузовиками, в музеях стоят очереди. Почему же эта реальность духовно нищая? Уж не потому ли, что вы смотрите на нее через окно телевизора?

А мысль моя, с которой вы, кажется, и не спорите, проста. У каждого из нас есть только одна жизнь. Одна-разъединственная и оттого драгоценнейшая. И вместе с ней, как в нагрузку, даны дата и место рождения, родители и национальность, климат... и те самые времена, которые не выбирают. Не выбирают — и все! Поэтому кивать на них бессмысленно. Бес-смысл-енно, то есть можно, конечно, но смысла нет никакого. Ну разве что дать разрядку эмоциям.

Собственно, во время дождя есть три варианта поведения. Можно стоять на крыльце, ругаясь или жалуясь. Можно идти и мокнуть. А можно взять зонтик, надеть плащ и отправиться в путь. И это будет называться «сделать реальность лучше».

Похоже, вы тоже предпочитаете такой вариант. Тогда в чем же спор?

С уважением,
Марк САРТАН