НОВОРОССИЙСК
(КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ)
27—28 марта произошло примечательное событие,
которое стимулировало объединение педагогов-
психологов системы начального
профессионального образования (НПО)
Краснодарского края
На базе профессионального лицея № 4
«Строитель» г. Новороссийска состоялся
научно-практический семинар «Основные
направления деятельности психологической
службы ОУ НПО в рамках федеральной программы
модернизации образования». Организаторами этого
мероприятия стал Департамент образования и
науки Краснодарского края.
На семинар были приглашены
педагоги-психологи профессиональных училищ края
(всего 20 специалистов).
Собравшиеся обсудили важность наличия
психологической службы в профессиональных
училищах и необходимость их объединения в одну
команду для обеспечения более эффективной
деятельности.
Педагог-психолог профессионального
лицея «Строитель» В.Н. Рудник первым поставил
вопрос об объединении и рассказал коллегам о
формах и методах своей психологической практики.
Он не только привлек общее внимание к этой
проблеме, но и заставил каждого задуматься над
вопросами: «Зачем нужен психолог в училище? Какие
должны быть у него отношения с коллективом?»
В.Н. Рудник рассказал о том, как можно
организовать работу психологической службы, о
методах психодиагностики, которые он использует
в своей работе. Виктор Николаевич уже 10 лет
работает психологом в системе начального
профессионального образования. За время работы
он накопил большой банк компьютерных
психодиагностических методик, разработал
множество программ самосовершенствования
личности учащихся лицея. Он познакомил
участников семинара с программами
факультативных курсов «Основы конструктивного
обобщения» и «Моя профессиональная карьера».
Все участники в перерыве смогли
ознакомиться с выставкой литературы и
методическими разработками В.Н. Рудника,
посетили кабинеты психолога: их в училище два,
один — для групповой работы, другой — для
консультирования.
Затем выступила Наталия Кулишова,
психолог ГОУ ПУ-46, с рассказом о том, каким
образом построена модель
социально-психологической службы в Староминском
ПУ-46. Н. Кулишова ознакомила собравшихся с
разработанными ею программами занятий клуба
неформального общения «Контакт», а также с
программой «Сотвори свое будущее сам»,
рассказала коллегам об индивидуальных картах
учащихся.
Такая карта заполняется пошагово.
Данные для ее заполнения берутся из разных
источников: из наблюдений и бесед с учащимися и
педагогами, из документов (журналов, личных дел и
т.д.). Туда также заносятся результаты
тестирования, анкетных опросов, бесед и др.
Индивидуальная карта заполняется
несколькими специалистами: классным
руководителем, психологом, социальным педагогом,
фельдшером. А зафиксированные в ней результаты
обсуждаются на методическом объединении
классных руководителей. Достижения каждого
подростка сравниваются только с его прошлыми
результатами, а не с достижениями других
учащихся.
На следующий день участники семинара
посетили открытое занятие в группе № 48 первого
курса, проведенное психологом В.Н Рудником. Тема
занятия заинтересовала учащихся — «Для чего
люди общаются?».
Затем участники продолжили работу за
круглым столом.
Далее выступила психолог из
г. Армавира С.Н. Дружинина с сообщением о том,
какие методики диагностики и развивающие
программы она использует в своей работе.
Участники заслушали также выступление
психолога из г. Краснодара Л.Б. Сулимовой. Она
рассказала коллегам, какими методиками
пользуется при работе с учащимися, склонными к
различным зависимостям.
После этого слово было предоставлено
начальнику отдела организации деятельности ОУ
НПО Департамента образования и науки
Краснодарского края Е.В. Пермякову. Он
посоветовал участникам семинара, как лучше
организовать работу психологической службы в
училище. Пожелал им обратить особое внимание на
проведение диагностического минимума с
учащимися первого курса и на работу
факультативных курсов. Из его выступления мы
узнали, что в крае работают 63 профессиональных
училища, но должность психолога есть лишь в 27.
А.П. Резник, специалист отдела
организации воспитательной работы Департамента
образования и науки Краснодарского края,
выступил по вопросу аттестации
педагогов-психологов и возможности повышения
квалификации.
Затем за круглым столом была обсуждена
проблема профессионального самоопределения и
профориентации учащихся профессиональных
училищ. Психологи обменялись опытом работы по
данному вопросу.
При подведении итогов семинара
главный методист УМК НПО Т.Л. Синческул
предложила реализовать комплекс мер: создать
инициативную группу координаторов, которые
намечали бы планы работы таких семинаров, как
этот, и в других регионах Краснодарского края;
создать совет психологов НПО; создать
методическую базу в методическом кабинете ОУ НПО
Департамента образования и науки Краснодарского
края; улучшить материальную базу
психологической службы каждого училища;
продолжить обмен опытом между психологами края.
На этом научно-практический семинар
был закрыт, и каждый с новыми силами отправился в
родное училище, чтобы быстрее воплотить в жизнь
новые идеи.
На мой взгляд, этот первый «блин» не
был комом, два дня работы семинара пролетели
быстро. Каждый узнал что-то новое для себя.
Главное — здесь была атмосфера радости общения с
коллегами и интересными людьми.
Мне хотелось через газету «Школьный
психолог» поблагодарить за теплый прием весь
педагогический коллектив профессионального
лицея «Строитель» г. Новороссийска, взявший на
себя роль «первооткрывателей». Отдельно я бы
отметила психолога лицея В.Н. Рудника. Это
прекрасный, удивительный человек, профессионал,
любящий свое дело, детей, и у него есть чему
поучиться практическим психологам. Я надеюсь,
что психологи системы НПО объединятся и в других
регионах России!
Наталия КУЛИШОВА,
психолог ГОУ ПУ-46,
ст. Староминская,
Краснодарский край |