Г.И. ЧЕЛПАНОВ
(1862—1936)
Профессор Челпанов,
первый директор Психологического института,
сумел организовать это учреждение так, что сам
Вундт считал его лучшим в Европе
Палитра российской психологии нового
века пестрит такими несовместимыми тонами, от
сочетания которых у самого экстравагантного
авангардиста голова может пойти кругом. Так, в
памятном сборнике «Выдающиеся психологи
Москвы», увидевшем свет на рубеже веков, под
одной обложкой соседствуют ученые, чьи
непримиримые противоречия, казалось бы, навсегда
развели их по разные стороны идеологических и
научных баррикад.
Сборник открывает очерк об И.М.
Сеченове — по традиции хвалебный. Чуть далее еще
один очерк (пера того же автора!) — о Г.И.
Челпанове, также сплошь окрашенный в позитивные
тона. Жесткий антагонизм позиций этих ученых
оказался вынесен за скобки. А чуть далее —
благожелательные очерки об учениках Челпанова —
Корнилове и Блонском, фактически предавших
своего наставника и вытеснивших его из науки.
Поистине — «пусть расцветают все цветы!»
В атмосфере такого благодушного
плюрализма современному психологу очень трудно
составить объективное представление об
отечественной науке, путях ее развития и
ключевых фигурах. С Челпановым, пожалуй, труднее
всего. Еще не так давно его обличали как
реакционера, сегодня превозносят как
выдающегося мыслителя. Кем же он был на самом
деле, какую роль сыграл в развитии
психологической науки?
В известной книге «Развитие и
современное состояние психологической науки в
СССР» (1975), долгое время являвшейся одной из
немногих историко-научных работ в нашей стране,
ее автор А.А. Смирнов писал: «Несмотря на полную
неприемлемость теоретических взглядов
Челпанова, создание им этого института (ныне —
Психологический институт РАО) составляет его
бесспорную заслугу перед русской
психологической наукой». В самом деле, и по
прошествии четверти века с момента написания
этих строк, после всех идеологических кувырков и
перерождений последних лет, эту организационную
заслугу оспорить невозможно.
А в чем же состояла та теоретическая
позиция Челпанова, которая в советскую пору
однозначно считалась неприемлемой, а теперь, в
нашу эру подросткового негативизма считается
чуть ли не программой современной психологии?
Можно ли сегодня на нее опереться в формировании
научного мировоззрения и на что опирался сам
Челпанов в формировании своего мировоззрения?
В справочных источниках Челпанова, как
правило, называют философом и психологом — так
же, кстати, как и В. Вундта, у которого Челпанов
некоторое время учился. Такая дефиниция во
многом определяется тем, что во времена
профессионального становления этих ученых
психология еще не обрела самостоятельного
статуса, развивалась преимущественно в недрах
философии, а выделилась в автономную научную
дисциплину благодаря именно их стараниям —
Вундта в Германии, Челпанова (не в последнюю
очередь) в России.
Жизненный путь и научная карьера
Георгия Ивановича Челпанова вместили много
противоречивых страниц. Это и свободный
творческий поиск, и мучительные попытки
адаптироваться к социальным катаклизмам,
увлеченная научная работа на взлете карьеры и
поиски куска хлеба на закате, восторженное
признание со стороны крупнейших российских
мыслителей и отступничество ближайших учеников.
ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ
Он родился 16 (28) апреля 1862 года в
Мариуполе. После окончания гимназии поступил на
историко-филологический факультет
Новороссийского университета (Одесса).
Психологическое образование как таковое в ту
пору еще невозможно было получить.
Историко-филологические факультеты готовили
гуманитариев широкого профиля, обеспечивая им
солидную подготовку по различным областям науки
и культуры.
Неудивительно, что из специалистов
такого рода и сформировалось первое поколение
российских психологов. Это были люди высокого
культурного уровня и широчайшей эрудиции, и
редкий современный психолог в этом отношении с
ними сравнится. Среди прочих дисциплин студентам
преподавалась и психология. В Новороссийском
университете курс психологии читал Н.Я. Грот,
заведовавший кафедрой философии. Именно он и
оказал особое влияние на Челпанова, пробудил у
него интерес к психологии. Грота, а также Вундта,
у которого Челпанов также впоследствии учился,
он до конца жизни считал своими главными
наставниками и именно их подходы к исследованию
душевной жизни принципиально исповедовал.
ЭНТУЗИАЗМ МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Научные контакты Челпанова с Гротом
продолжились и в Москве. После окончания
университета в Одессе Челпанов приехал в Москву,
сдал в 1890 году магистерские экзамены и занял
должность приват-доцента Московского
университета. Однако пребывание в Москве на сей
раз было непродолжительным.
В 1892 году Челпанов переехал в Киев и
начал преподавать в Университете св. Владимира, а
уже в 1897 году возглавил кафедру философии.
В том же году он посетил Лейпцигскую
лабораторию Вундта. Во время стажировки в
Германии он также общался с К. Штумпфом и во
многом под влиянием его работы «О
психологическом происхождении пространственных
представлений» написал свою диссертацию.
Воодушевленный примером немецких
ученых — основоположников экспериментальной
психологии, Челпанов по возвращении в Киев
организовал психологический «семинарий», в
котором студенты знакомились с психологической
литературой и методами исследования душевной
жизни. В этом семинарии начинали свою научную
деятельность такие видные представители
отечественной психологической науки, как Г.Г.
Шпет, В.В. Зеньковский и П.П. Блонский.
НА ИДЕАЛЬНОЙ ОСНОВЕ
После защиты докторской диссертации
Челпанов получил предложение возглавить кафедру
философии в Московском университете. С 1907 года
начался почти тридцатилетний период его
московской научной деятельности, хотя
по-настоящему активной и плодотворной можно
считать лишь первую половину этого периода — до
1923 года.
В эти годы им был опубликован ряд
научных работ — «Психологические лекции» (1909),
«Психология и школа» (1912), «Психологический
институт» (1914), «Введение в экспериментальную
психологию» (1915). Но главной его работой следует,
пожалуй, назвать книгу «Мозг и душа» с
характерным подзаголовком «Критика
материализма и очерк современных учений о душе».
Книга увидела свет в 1900 году и при жизни автора
выдержала 6 изданий; новое, седьмое, неожиданно
(впрочем, чему тут удивляться в наше-то время!)
увидело свет совсем недавно, в 1994 году
(перекормленные материализмом советские
психологи с особым упоением предались его
критике).
Во многих историко-научных и
справочных источниках научное мировоззрение
Челпанова совершенно справедливо определяется
как идеалистическое. В советские времена такая
оценка звучала приговором, ныне чуть ли не сияет
нимбом.
Если же не впадать в патетику, следует
всего лишь отметить, что психологию Челпанов
пытался построить на основе концепции
«эмпирического параллелизма» души и тела.
Полагая, что психология должна исследовать
природу души и сознания, он считал материализм
учением, непригодным для решения этих задач,
поскольку, по его мнению, такие понятия, как
материя и атом, являются умозрительными, а не
опытными. В психике он усматривал два полюса —
материю (головной мозг), с одной стороны, и
субъективные переживания, с другой. В работе
«Мозг и душа» он писал, что «дуализм, признающий
материальный и особенный духовный принцип, во
всяком случае лучше объясняет психические
явления, чем монизм».
Задачи психологического исследования
Челпанов видел в точном и объективном изучении
отдельных элементов и фактов психической жизни,
основанном как на экспериментальных данных, так
и на результатах самонаблюдения.
Таким образом, подход Челпанова к
эксперименту вытекал из его методологических,
философских позиций. Главным методом в его
концепции оставалось самонаблюдение, хотя он
подчеркивал необходимость дополнения этого
метода данными эксперимента, сравнительной и
генетической психологии. Ведущая роль
интроспекции, по мнению Челпанова, связана с тем,
что многие факты душевной жизни трансцендентны,
а потому не поддаются объективному объяснению и
исследованию.
ГЛАВНОЕ ДЕЛО
В начале ХХ века Челпанов был одной из
центральных фигур в научной жизни Москвы, в его
доме собирались многие видные представители
московской научной интеллигенции. Он принимал
живое участие в работе Московского
психологического общества, товарищем
председателя которого являлся. Многие его статьи
публиковались в психологических и философских
журналах.
Однако главным делом его жизни стала
организация психологического института, который
начал строиться в 10-х годах на деньги известного
мецената С.И. Щукина.
Для ознакомления с работой
психологических институтов и лабораторий он в
1910–1911 годах неоднократно выезжал в командировки
в Германию и США, по его проектам было закуплено
оборудование для института, организованы
различные лаборатории. Благодаря ему Московский
психологический институт, первый в мире
выстроенный именно как психологическое
научно-исследовательское и учебное учреждение,
стал одним из лучших по оснащенности
оборудованием и по количеству применявшихся
исследовательских технологий.
Большое значение придавал Челпанов и
подбору кадров, стремясь собрать под крышей
института талантливых ученых. Он пригласил в
институт К.Н. Корнилова, П.П. Блонского, Н.А.
Рыбникова, В.М. Экземплярского, Б.Н. Северного и
других, ставших впоследствии известными
психологами. Уже после революции он предложил
работу в институте А.Н. Леонтьеву и А.А. Смирному.
Таким образом, не будет преувеличением сказать,
что Челпановым взращена целая плеяда молодых
ученых, которые стояли у истоков отечественной
психологической науки.
Фактически работа в институте
началась еще в 1912 году, однако официальное
открытие состоялось 23 марта 1914 года. На
торжествах, посвященных этому событию, Челпанов
выступил с речью «О задачах Московского
психологического института», в которой
подчеркивал, что свою главную цель он видит в
объединении всех психологических исследований
под одной крышей для того, чтобы сохранить
единство психологии.
В 1917 году институт начал издавать
печатный орган «Психологическое обозрение» под
редакцией Челпанова и Шпета. Первый выпуск
открывался программной статьей Челпанова «Об
аналитическом методе в психологии», в которой он
излагал свой подход к психологическому
эксперименту.
КРУШЕНИЕ ЖИЗНИ
Насыщенная научная и педагогическая
деятельность Челпанова после революции круто
оборвалась. В 1923 году он был отстранен от работы в
университете, фактически изгнан оттуда, а также
из основанного им института. Инициаторами его
ухода стали его бывшие ученики и сотрудники, в
первую очередь Корнилов и Блонский, выступавшие
за перестройку психологии на основе марксизма.
Глубокий знаток философии и сам по
натуре философ, Челпанов неоднократно писал, что
психология, как и математика, физика и другие
науки, должна быть вне любой философии. В том
числе и марксистской. Для того чтобы лишиться
права на преподавание и научную деятельность в
условиях новой России, этого было более чем
достаточно.
Некоторое время Челпанов еще пытался
продолжать научную деятельность, сотрудничая в
Государственной академии художественных наук
(ГАХН), вице-президентом которой был Шпет. Однако
в 1930 году академия была закрыта, и Челпанов
окончательно остался без работы и фактически без
средств к существованию. В одном из писем к
дочери он рассказывал о том, как не смог
прочитать чудом разрешенную публичную лекцию,
поскольку у него не нашлось для этого приличного
костюма. Из бывших учеников только Шпет пытался
помочь ему, но и его собственное материальное и
политическое положение было в ту пору очень
сложным.
В 1935 г. был инициирован судебный
процесс над бывшими сотрудниками ГАХНа, по
приговору которого Шпет был расстрелян. Та же
участь постигла сына Челпанова, Александра, в
свое время работавшего в академии. Окончательно
сломленный жизненными невзгодами, Челпанов
скончался 13 февраля 1936 года.
Сегодня, по прошествии лет,
предпринимаются активные (и даже несколько
экзальтированные) попытки восстановить
справедливость в отношении нашего знаменитого
соотечественника. В научных публикациях имя
Челпанова встречается все чаще, причем
уничижительных оценок уже не встретишь.
Пожалуй, наиболее объективно на этом
фоне звучат слова известного историка
психологии Т.Д. Марцинковской: «Хотя Челпанов и
не создал оригинальной психологической теории,
отечественная психология обязана ему появлением
многих значительных научных имен. Будучи видным
педагогом и организатором науки, он сыграл
важную роль в формировании высокой
исследовательской культуры российской
психологической школы». А это само по себе
немало.
Сергей СТЕПАНОВ |