Приведенные в табл. 1 результаты показывают, что продуктивность запоминания в норме с возрастом растет. Можно отметить более выраженное улучшение с возрастом параметров выполнения, обеспечиваемых правым полушарием, по сравнению с обеспечиваемыми левым полушарием. Группа ЗПР в целом характеризуется более низкой продуктивностью запоминания и большим количеством ошибок. В этой группе отмечается снижение продуктивности запоминания и увеличение количества ошибок в 1-м и 2-м классах.
Выполнение пробы в подгруппах детей с относительной функциональной «слабостью» левого или правого полушария Рассмотрение возрастной динамики выполнения пробы детьми в норме и при ЗПР не дает представления о полушарных механизмах осуществления данной деятельности.
Таблица 2.
|
Параметры |
Подгруппа |
Норма |
ЗПР |
Продуктивность первого воспроизведения |
Левая |
2.42 |
1.92 |
Правая |
1.96 |
1.35 |
|
Продуктивность второго воспроизведения |
Левая |
3.29 |
2.63 |
Правая |
2.76 |
1.69 |
|
Продуктивность третьего воспроизведения |
Левая |
3.67 |
3.04 |
Правая |
3.20 |
2.19 |
|
Продуктивность отсроченного воспроизведения |
Левая |
3.50 |
3.04 |
Правая |
3.12 |
1.81 |
|
Количество пропусков |
Левая |
1.83 |
2.54 |
Правая |
1.44 |
3.35 |
|
Количество трансформаций в знак |
Левая |
0.54 |
0.63 |
Правая |
0.76 |
1.15 |
|
Количество изменений, связанных |
Левая |
2.00 |
3.08 |
с левополушарной “слабостью” |
Правая |
0.92 |
0.96 |
Количество искажений, связанных |
Левая |
0.17 |
0.46 |
с левополушарной “слабостью” |
Правая |
0.00 |
0.07 |
Количество вертикальных повторов |
Левая |
2.25 |
2.54 |
Правая |
2.16 |
1.85 |
|
Количество изменений, связанных |
Левая |
1.75 |
2.04 |
с правополушарной “слабостью” |
Правая |
2.12 |
2.08 |
Количество искажений, связанных |
Левая |
0.58 |
1.25 |
с правополушарной “слабостью” |
Правая |
2.24 |
3.69 |
Количество нарушений пространственной ориентации |
Левая |
1.00 |
1.71 |
Правая |
1.48 |
2.15 |
|
Количество изменений порядка элементов |
Левая |
0.33 |
0.45 |
Правая |
1.08 |
0.46 |
|
Количество горизонтальных повторов |
Левая |
0.08 |
0.08 |
элементов |
Правая |
0.12 |
0.12 |
Количество ошибок по типу зеркальности |
Левая |
0.79 |
0.58 |
Правая |
1.68 |
0.85 |
В норме и при ЗПР продуктивность всех четырех воспроизведений в «левых» подгруппах значимо выше, чем в «правых» (см. табл. 2). Пропуски элементов чаще встречаются в «левой» подгруппе в норме и в «правой» при ЗПР. В обеих группах — норма и ЗПР — количество изменений и искажений, связанных со «слабостью» левополушарных структур, и вертикальных повторов значимо больше в «левых» подгруппах. А количество изменений и искажений, связанных со «слабостью» правополушарных структур, нарушений пространственной ориентации, изменений порядка элементов, ошибок по типу зеркальности значимо выше в «правых» подгруппах в норме и при ЗПР. Трансформация в знак чаще встречается в «правых» подгруппах в норме и при ЗПР.
Таким образом, результаты выполнения пробы позволяют выделить параметры, по которым «левые» подгруппы отличаются от «правых».
Так, низкая продуктивность запоминания, увеличение количества дизметрий, разделение фигуры на части, нарушение пропорций, изменение места деталей при воспроизведении элементов, сильные искажения фигур, нарушение пространственной ориентации элементов, изменения порядка элементов — все эти показатели могут служить хорошим индикатором правополушарной функциональной недостаточности.
Увеличение количества упрощений, пропусков деталей, контаминации, вертикальные повторы при относительно высокой продуктивности запоминания — все эти показатели являются индикатором левополушарной «слабости».
Эти данные свидетельствуют о специфическом участии левого полушария в осуществлении зрительно-пространственной деятельности в норме в рассматриваемом возрастном периоде. Для нормы показателем относительной правополушарной «слабости» может служить также низкая продуктивность первого запоминания и ее рост при повторном заучивании. Аналогичные данные получены и другими исследователями (3, 13).
ВЫВОДЫ
Результаты выполнения пробы детьми разных возрастных групп демонстрируют различия возрастной динамики в норме и при ЗПР.
В норме с возрастом увеличивается продуктивность запоминания и уменьшается количество практически всех типов ошибок, кроме связанных со «слабостью» левополушарных функций, что может быть обусловлено некоторым функциональным «обкрадыванием» невербальных функций в связи с бурным развитием в этот период вербальных функций.
При ЗПР заметной возрастной динамики ни по продуктивности, ни по количеству ошибок не наблюдается, что согласуется с данными других исследователей (6).
Особенности выполнения пробы детьми с недостаточной сформированностью левополушарных и правополушарных структур в норме и при ЗПР сходны, однако группа ЗПР в целом демонстрирует худшие результаты выполнения, чем норма. Можно сказать, что отличия между выполнением пробы «левой» и «правой» подгруппами более выражены при ЗПР, чем в норме. Это согласуется с данными о более выраженной неравномерности развития психических функций в условиях задержки развития по сравнению с нормой (1, 9).
Полученные в настоящем исследовании результаты позволяют выделить параметры выполнения пробы, чувствительные к латеральным различиям. Проведенное сравнение продемонстрировало также некоторое замедление темпов включения левополушарных структур в осуществление зрительно-пространственной деятельности у детей с ЗПР по сравнению с нормой. Это проявилось в том, что вплетения в норме чаще возникают в условиях функциональной несформированности левого полушария, а в группе ЗПР — правого полушария.
Татьяна АХУТИНА,
доктор психологических наук,
заведующая лабораторией
нейропсихологии МГУ
Зара МЕЛИКЯН,
младший научный сотрудник
Института возрастной физиологии РАО,
г. Москва
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1972.
2. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологические методы диагностики развития высших психических функций. Часть III. Методы исследования процессов обработки зрительной информации. М., 1992.
3. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки / Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий // Под ред. Е.Д. Холмской, В.А. Москвина. М.— Оренбург, 2000.
4. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей //Дефектология. 1975. № 6.
5. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка //Собр. соч. в 6 тт. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.
6. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: РПА, 1997.
7. Манелис Н.Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития. Нейропсихологический анализ // Школа здоровья. 2001. № 2.
8. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: Коменс-центр, 1993.
9. Марютина Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка // Школа здоровья. 1994. № 1.
10. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: ИнтелТех, 1994.
11. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.
12. Ченцов Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1983.
13. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников: разработка критериев оценки: Дис. ...канд. психол. наук. М., 1998.