Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

КАК ДАТЬ РЕБЕНКУ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Глен Доман, Дженет Доман, Сюзан Эйзен М.: Аквариум, 2000

Глен Доман, Дженет Доман, Сюзан Эйзен М.: Аквариум, 2000

Дать двух-трехлетнему ребенку энциклопедические знания очень просто.

Сначала вы разбиваете все человеческое знание на десять разделов: биология, история, география, музыка, искусство, математика, физиология человека, общие законы естествознания, языки, литература.

Затем вы разбиваете каждый раздел на более мелкие единицы — категории. Например, в раздел «Биология» входят десять категорий: млекопитающие, птицы, рептилии, амфибии, рыбы, моллюски, насекомые, цветы, деревья, кустарники.

Каждая категория состоит из единиц информации — битов. Вот, например, биты категории «Шедевры живописи» раздела «Искусство»: «Джоконда», «Мадонна с младенцем», «Подсолнухи в вазе», «Святое семейство», «Три музыканта», «Вид горы Св. Виктория», «Мария Медичи», «Аристотель созерцает падения голубя» (в книге именно так), «Явление Христа народу», «Свадьба» и т. д.

Дальше вы берете много-много картона, режете его на карточки размером 28 х 28 см, на каждой карточке черным маркером или тушью рисуете изображение одного бита, на оборотной стороне подписываете его и оклеиваете карточку прозрачной пленкой. Уф-ф-ф. Десять разделов по десять категорий по пятнадцать бит — итого: нарезать, нарисовать, подписать и оклеить порядка полутора тысяч карточек.

Осталась сущая ерунда. Если ваш ребенок не успел вырасти за то время, пока вы делали карточки, то сажайте его перед собой и показывайте их на расстоянии 45 см от его лица. Это надо делать как можно быстрее: не более 10—15 секунд на карточку. А желательно укладываться в шесть секунд: одна на показ и пять, чтобы проговорить название. Не волнуйтесь, авторы уверяют, что вы быстро наберете необходимый опыт.

Собственно — всё. Ну, еще не очень существенные детали типа спокойной атмосферы и радостного настроения у ребенка. Но главное — биты и карточки, биты и карточки, биты и карточки. И чтоб размеренно, быстро и каждый день по нескольку часов.

Если не считать откровенно рекламных глав о суперуспехах детей, прошедших через этот конвейер, то все содержание почти трехсотстраничной книги вам уже знакомо. Разве что в книжке все очень разжевано на американский манер. Закупайте картон и дерзайте.

Только имейте в виду три обстоятельства, о которых в книге умалчивается.

Первое. Как затолкать в голову двухлетнему ребенку кучу фактов — понятно. Как научить его находить между ними взаимосвязи и зависимости — остается за кадром. Судя по некоторым обмолвкам, это должно происходить само собой. Типа «у нас больные сами, как мухи, выздоравливают».

Второе. Супердостижения супердетей приведены по состоянию на пять-семь лет. Что сталось с этими детьми в подростковом и более старшем возрасте — не говорится.

Третье. Упаковка точно соответствует товару. Как дать знания — вы поймете наверняка. Зачем их давать двухлетнему ребенку — не узнаете ни за что.

Наверняка найдутся родители, которых эти умолчания не смутят. Что ж, нашим читателям не привыкать встречать такие семьи на приеме в своем кабинете. А все ж детей жалко...

 

Марк САРТАН