ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Ксензова Г.Ю. М.: Педагогическое
общество России, 2001
Во «Введении» автор отмечает, что
«читатель получит возможность свободно
ориентироваться в существующих
психолого-педагогических технологиях обучения».
Возникает надежда, что наконец-то удастся
разобраться в новых образовательных
технологиях, а может быть, и применить их в родной
школе.
Данное пособие хорошо
структурировано, что значительно облегчает
знакомство с ним. Сначала автор вводит понятие
педагогические технологии, а затем подробно
описывает объяснительно-иллюстративные,
личностно-ориентированные технологии, а также
технологии развивающего обучения.
К числу несомненных достоинств книги
следует отнести описание теории развивающего
обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова и
личностно-ориентированных технологий обучения.
Однако даже после внимательного
прочтения остается неясным, а как соотносятся
между собой личностно-ориентированная и
развивающая технологии. По мнению автора,
переход массовой школы от авторитарной
(традиционной) системы обучения к адаптивной
проходит в два этапа: на первом этапе внедряются
личностно-ориентированные технологии обучения,
а на втором осуществляется перевод обучения на
субъектную основу с установкой на саморазвитие
личности. Напомню, что, с точки зрения одного из
создателей личностно-ориентированного
образования И.С. Якиманской,
личностно-ориентированное образование является
и развивающим.
И что такое адаптивная школа? Модель
адаптивной школы создана московским педагогом
Е.А. Ямбургом, имя которого на страницах издания
даже не упоминается.
На самом деле вопросы возникают с
первых страниц издания. Трудно не согласиться с
озабоченностью автора состоянием современного
образования. Однако насколько правомерно
говорить о глобальном кризисе образования во
всех странах мира?
Действительно, традиционное обучение
имеет много недостатков, и его направленность на
формирование знаний, умений и навыков вполне
обоснованно критикуется. Но уж как-то слишком
резко звучит замечание об
агрессивно-репрессивной среде в традиционной
школе.
Автор абсолютно справедливо указывает
на подмену при традиционном обучении внутренней
мотивации внешним стимулированием. При этом под
внутренней мотивацией понимаются «приятные
эмоции, связанные с удовлетворением от работы,
ощущением собственной компетентности и т.д.».
Говоря о преимуществах новых
психолого-педагогических технологий, автор
противопоставляет «малоэффективный вербальный
способ передачи знаний системно-деятельностному
подходу».
Подобных противоречий в книге немало.
Также обращает на себя внимание
слишком большая вера автора в собственные
возможности. В книге утверждается, что мировое
сообщество ждет от российской педагогической
интеллигенции уникальной модели образования,
которая позволила бы объединить в себе
технологии процесса обучения с глубокой
духовностью русской культуры.
Автор книги смело предлагает провести
поистине революционные преобразования и
разрушить традиционную схему урока, заменив его
новым способом организации учебного процесса —
учебным занятием.
Следует ли читать эту книгу или нет —
пусть каждый практический психолог решает сам.
Очевидно одно: она побуждает к поиску ответов на
вопросы, поставленные автором. При этом нужно
иметь в виду, что извлечь из нее какие-либо
практические советы вряд ли удастся.
Марина СТЕПАНОВА |