Евгений ПЕРМЯК
САМОХОДНЫЕ ЛАПОТКИ
Три сына при отце жили. Земли у отца
было мало. Одну десятину на троих не разделишь. Да
и одну лошадь тоже натрое не раздерешь. Вот и
придумали братья ремеслами промышлять. Жить-то
ведь надо.
— Я по городам пойду ремесло искать, —
говорит старший сын. — За которое больше платят,
то мое и будет.
— А я, — говорит средний сын, — стану
по базарам ходкий товар высматривать. Какой
ходчее идет, тот и делать буду.
До младшего очередь дошла.
— Чем ты, мил сын, промышлять будешь?
— Хотелось бы мне, тятенька, научиться
лапти плести. Всегда в спросе.
Засмеялись братья:
— Дурень и есть дурень. В спросе-то они
в спросе, да цена-то за этот спрос с воробьиный
нос. Вот оно что.
Поговорили так братья и разошлись.
Идет старший по городам и видит — мастера
чаевничают. Подсел. Слушать стал, о чем мастера
беседуют.
— А я сто одну деньгу зарабатываю, —
хвалится каменщик. — Одну деньгу для души в
трактир отдаю, а сто денег в дом несу.
Как старший сын услышал эти слова, и
думать больше не стал. Доходнее каменного
ремесла не найдешь.
— Возьми меня, каменщик, в выученики.
Посмотрел каменщик — парень здоровый,
плечи широкие, руки сильные и, видать, глазастый.
— Возьму, — говорит, — если ты ремесло
ниже денег ставить не станешь.
Взял его и начал каменному делу
обучать.
Второй сын идет по базару и видит —
дуги хорошо разбирают. А старичок-дуговичок,
который дугами промышлял, возьми да похвались:
— Мошна у меня, как дуга, туга. Что ни
дужка, то полтина с полушкой. Полушку — на
косушку, полтину — домой.
Как услышал это средний сын — тут же
порешил дуги гнуть. А младший лыка надрал,
колодочек лапотных настроил и плетет себе лапоть
за лаптем. Один с косиной, другой с слабиной,
третий — в руки взять совестно. Парни-однолетки,
девки-невесты в один голос бедняжку просмеивают,
недоумком лапотным величают. А он плетет себе да
плетет. Одна неделя проходит, другая начинается.
Полная баня лаптей, а обуться не во что. На пятую
неделю от лаптей вовсе тесно стало, сын-то и
говорит отцу:
— Тятенька, дай лошадь, я на базар
лапти повезу.
Дал отец лошадь. Привез мастер свои
лапти да и свалил их в кучу.
— Почем, парень, лапти? — спрашивает
народ.
— По совести.
— По какой такой совести?
— Подходи, выбирай по ноге. Если
совесть заговорит, — скажет, сколько заплатить
надо. А если совесть промолчит, — значит, даром
носи.
Много народишку налетело на даровые
лапти. Живехонько разобрали. Кто грош, кто
полушку кинет, а другой — не то что полушку или
грош, а еще к лаптям приплату просит.
— Коли, — говорит, — по совести, так по
совести. Полушку заплатишь, так и быть, потешу
тебя, малый, твою худую работу на свои добрые ноги
обую.
Делать нечего, приплачивает мастер к
своим лаптям, а сам смотрит, какие лапти складнее
на ногах сидят, за какую пару приплаты не просят,
а деньги дают. Расторговался парень — ни лаптей,
ни денег. А песни поет.
— Ты что, мил сын, больно весел? Аль
выручку большую привез?
— Не выручку, тятя, а выучку. Выучка
дороже всего.
Сказал так и пошел лыко драть — и опять
за лапти. А той порой старший брат, подучившись
кое-чему, камни кладет, торопится, а средний дуги
гнет, поспешает.
Пока меньшой сто лаптей сплел, старший
много кирпича выклал, а средний того больше дуг
нагнул. Пришло время братьям встретиться.
— Ну, милые мои сыны, — говорит отец, —
сказывайте, как ремеслами промышляете.
— Я, тятя, каменным ремеслом занялся.
Сто одну деньгу зарабатываю. Скоро отделюсь,
своей семьей заживу.
Похвалил отец старшего и среднего
слушать принялся.
— У меня, тятенька, мошна будет, как
дуга, туга. Что ни дужка, то полтина с полушкой.
Знай наших!
Дошла очередь до младшего:
— Моя работа вся на виду. Базар цену
скажет.
Погостили сыны у отца и в путь
собрались: старший — деньги за каменную работу
получать, средний дуги повез на базар продавать.
А младший и говорит им:
— Братцы, не захватите ли вы и мою
работу? Вдруг да грош с полушкой выручите, и то
нам с тятенькой деньги.
Поглядели братья на лапотную работу и
говорят:
— Если по паре лаптей дашь — свезем.
— Да хоть по две, братцы, берите, —
говорит младший, а сам радуется. И есть чему. Если
уж братья-мастера — один каменщик, другой
дуговик — его работу обувают, то уж простой-то
человек верняком обует.
Приехал старший брат в город деньги
получать, а заместо денег ему по загривку сулят,
стены на все корки ругают.
Тут старший к каменщику кинулся. А тот
сидит в трактире и на одну деньгу чаи с баранками
распивает, а за пазухой у него сто денег лежат.
— Ах ты, такой-сякой, немазаный, сухой!
Чему ты меня выучил? Мои стены на все корки
ругают. Деньги не платят. По загривку сулят.
А тот чаек попивает да посмеивается:
— Разве я тебя, торопыгу, учил ремесло
ниже денег ставить? Вот и получай взашей.
Делать нечего. Каменное дело не к рукам
пришлось, надо новое ремесло искать. Продал он
половину братовых лаптей да домой поворотил.
Средний той порой на базаре дуги расставил, а
вторую половину лаптей в кучу свалил. У лаптей от
покупателя отбоя нет, а на дуги даже и не глядят.
Продал он все лапти, а дуги на базаре оставил. Их и
даром никто не берет.
По дороге нагнал средний брат
старичка-дуговичка да и спрашивает:
– Скажи, старичок-дуговичок, почему у
тебя дуги идут, а у меня лежат?
– Потому, — говорит старик, — что у
тебя дуги простые, а у меня самоходные.
— Какие такие самоходные? — стал
добиваться средний брат.
А старик как воды в рот набрал, только
посмеивается. Опять сошлись братья у отца. Опять
их отец спрашивает, как они ремеслами промышляли.
Первым стал старший сказывать:
— Обмануло меня каменное ремесло. Еле
на харчи заработал да вот продольную пилу купил.
В бревне много денег. Надо только их досками да
тесом выпилить.
— И я, тятя, другое ремесло нашел, —
сказал средний. — Много ли на дуге выгнешь?
Полтину с полушкой. Горшки лепить буду. Станок
купил.
— Ну, а ты, меньшой, что скажешь? —
спросил отец.
— За меня братья скажут. Они лапти
продавали.
— За твои лапти по загривку надавали.
Еле ноги унесли.
— А что в них не так?
— А то в них не так, что ты ремесло ниже
денег ставишь, — сказал старший брат, а средний
поддакнул:
— И к тому же лапти твои простые, а не
самоходные. Я их на базаре бросил.
Задумался младший брат и еще злее за
работу принялся. И братья своим делом занялись.
Один тес-доски пилит, другой горшки-плошки лепит.
Опять пришло время на базар ехать. Опять младший
просит брать его счастье испытать. Братья видят
— нечем лапти похаять, а хают:
— Для тебя только, как для меньшого...
Авось грош с полушкой заработаешь.
Большой базар собрался. Братья свой
товар расставили, народ зазывают:
— А вот горшки, плошки!..
— Кому тес, бруски, доски!..
А про лапти ни слова. Потому как их они
до базара не довезли, по дороге продали. Чуть не
все в новых лаптях ходят да похваливают:
— Ах, какая обуза! Сапоги снимешь,
лапти обуешь. До чего хороши, до чего легки да
увертисты.
Лапти хвалят, а от горшков с тесом нос
воротят. Из милости доски на дрова взяли, а
горшками с плошками дорогу вымостили. И то
польза. Приехали братья с обновками да с
гостинцами, лапотными деньгами похваливаются:
— Ах, как доски ходко шли!
— А горшки нарасхват. Не нахвалится
народ: до чего хороши, легки, да увертисты... Ну,
конечно, и лапти кое-какие продали. Вот тебе,
братец, выручка.
Подали они меньшому брату полтинник с
денежкой. Младший брат от радости заплясал, песни
запел:
— Ну, теперь я, братцы, самоходные
лапти плести начну, которые вперед денег ходят.
«Плети, дурень, плети. Мы тебя опять
оплетем».
Посмеялись над лапотным мастером
братья и за дело принялись. Они все-таки не совсем
бессовестные были. Хотелось старшему брату хоть
одну доску выпилить, которая в дело пойдет. И
среднему перед собой совестно было, что его
горшками дорогу мостят. Тоже стараться стал.
Опять пришло время на базар ехать.
Горшки, доски на воз погрузили, под лапти три
подводы наняли.
— Давай, младший братец, услужим тебе.
Может, два полтинника да две денежки привезем.
А он наотрез:
— Нет. Не хочу я больше срамить вас
своей лапотной работой.
— Да что ты, братец! Да мы для тебя хоть
в огонь, хоть в воду. На все согласны. Ты у нас
меньшой.
А младший свое:
— Зарок я дал самоходные лапти
сплести.
— Какие такие самоходные? Ты что?
— А такие, которые вперед денег сами
идут.
Тут братья давай уговаривать младшего.
А он ни в какую:
— Ни одного лаптя из бани не выпущу,
пока сам не пойдет.
Те к отцу:
— Тятенька, цыкни ты на него! Гляди,
какие он слова говорит.
А отец-то давно понял, что за доски
пилятся, какие горшки лепятся.
— Нет уж, сыны. Вас я не принуждал и
меньшого неволить не буду. Охота ему самоходные
лапти сплести — пусть плетет.
Те опять:
— Да разве лапоть может сам пойти? Ты,
тятя, что?
А отец им:
— Сами же сказывали, что нужны не
простые лапти, а самоходные. Значит, такие лапти
есть.
Делать нечего, поехали братья на базар
с кривыми горшками да с косыми досками. По
дешевке, совсем задарма, доски да горшки продали.
Гроши да копейки выторговали.
Тут-то подошел к ним
старичок-дуговичок да и сказал:
— Вы бы, братцы, лучше лапотки
привезли. Молчком бы продали.
Как только это сказал старичок,
народ-то и признал братьев. И ну расспрашивать,
почему лаптей нет да из какой они деревни. Братья
то да се, отнекиваются, дорогу к меньшому брату не
сказывают, околесицу плетут:
— Лыко ныне плохое... Убыточно стало
лапти плести.
Народ видит, что братья чистую воду
мутят, — давай допрос чинить. А на базаре
бабеночка случилась, которая всех трех братьев
знала. Она-то и рассказала все как есть. Тут народ
зашумел. Которые подвыпивши, руками стали
размахивать и калеными словами бросаться. Братья
еле ноги унесли.
Приехали домой, хотели было отцу
наплести семь верст до небес, и все лесом, как
слышат — весь базар к старой бане подъехал. — Что
за диво? — Что такое? Глянули, а старые люди шапки
ломают, почтенные мужики спины гнут,
младшенького брата уговаривают лаптями оделить,
Иваном Терентьевичем величают:
— Ну, скажи ты на милость, Иван
Терентьевич, как народу без лаптей жить! Продай
хоть по паре на рыло.
А младшенький хоть и оробел маленько, а
свое гнет:
— Я зарок дал самоходные лапти
сплести, а до той поры из бани не выходить.
Тут старичок-дуговичок выходит вперед
и говорит:
— Твои лапти, Ванек, давно самоходными
стали. Сами идут. И на базар их возить не надо.
— Тогда другое дело, — сказал мастер.
Сказал и стал из старой бани лапти выкидывать.
— Берите, кому какие по ноге. Продаю по
совестливой цене. Кто сколько даст — такая и цена
лаптям... Тятенька, получай деньги. У меня еще одна
пара не доплетена. Солнце-то уж садится. Урок
кончить надо.
Народ было принялся лапти хватать,
только старичок-дуговичок не дал — сам лаптями
стал каждого оделять. Кто пять пар просит — он
две дает, кто две — он одну.
— Один мастер весь мир не обует.
Каждому охота в такой парочке покрасоваться!
Разделил дуговик все лапти. Народ
полну котомку денег навалил, не подымешь. Братья
стоят ни живы ни мертвы, отцу глянуть в глаза
боятся. Тогда старичок-дуговичок и говорит
среднему брату:
— Не одни дуги самоходными гнутся. И
лапти такими плетутся, и доски такими пилятся, и
горшки лепятся.
Крепко с того дня задумались братья.
Задумались и за дело принялись. Много ли, мало ли
дней прошло, только стал пилить старший брат
самоходные доски, а средний самоходные горшки
обжигать.
Из-под пилы доски рвут. Горшкам после
обжига остынуть не дают. Ну, а про лапти уж и
говорить нечего.
В чести братья зажили. Звонко у них
дело пошло, самоходно. А как оно у вас идет — вам
лучше знать. А я чего не знаю, того не знаю.
Спонсор публикации статьи – компания «Мастер Бани». Если вы задумали благоустроить свой дачный участок, расположенный в Московской или Ленинградской области, то обязательно ознакомьтесь с предложением от компании «Мастер Бани»: сруб бани от 90 тысяч рублей. Простые компактные бани, бани с верандой или жилой мансардой изготавливаются из качественных и недорогих срубов из рубленого бревна Псковской области, в стоимость комплекта включается доставка и установка под ключ. |