ЦЕЛОМУДРЕННЫЙ ЭДИП
Семейные корни детских проблем
В психологии давно стал общим местом
тезис о решающем влиянии семьи на формирование
личности. Дальновидный психолог, столкнувшись с
какими-то эмоциональными, поведенческими,
учебными проблемами того или иного ребенка (а
различить эти проблемы непросто — настолько
тесно они переплетаются), стремится разобраться,
в какой семейной атмосфере они назрели. При этом
психолог, пускай даже безотчетно, опирается на
некое теоретическое представление о семье и
семейном воспитании, сложившееся в
психолого-педагогических науках. Только вот беда
— единой, исчерпывающей и безупречной теории
социализации в семье фактически не существует.
Есть несколько более или менее популярных
подходов к этой проблеме, каждый из которых
по-своему трактует тот или иной ее аспект, но
редко даже претендует на то, чтобы раскрыть ее
всецело.
Рассмотрим в общих чертах некоторые
самые популярные ныне психологические
представления, на которые так или иначе
опирается большинство психологов при анализе
семейных проблем. При этом для начала достаточно
их лишь обозначить, поскольку большинству
читателей эти идеи наверняка знакомы.
ИЗВРАЩЕННЫЙ СЮЖЕТ
При всей спорности психоаналитической
трактовки социализации, она в наши дни весьма
популярна. Даже не разделяя ее полностью, многие
психологи-практики вольно или невольно на нее
опираются и бывают очень горды своей
проницательностью, когда в конкретной семейной
ситуации удается усмотреть закономерности,
подмеченные еще Фрейдом. Не вдаваясь в
подробности, обозначим основные тезисы этого
подхода.
Согласно фрейдистской доктрине,
детско-родительские отношения изначально
амбивалентны, окрашены противоречивыми
чувствами, причем мать и отец выступают для
ребенка в совершенно разных ролях, и сам ребенок
матерью и отцом воспринимается совершенно
по-разному. Поскольку речь в данном случае идет
не просто о психическом, а о психосексуальном
развитии, то и эти отношения следует
рассматривать едва ли не в эротическом ключе
(впрочем, если быть верным духу и букве
первоисточника, то почему — едва ли?). Это,
соответственно, накладывает отпечаток на роль
сына или дочери как представителей разных полов.
Для мальчика мать изначально
выступает первым и главным либидозным объектом,
все его последующие отношения с противоположным
полом будут неявно реализовывать те сексуальные
влечения, которые впервые возникли по отношению
к матери. И для матери сын является воплощением
идеала мужчины, которому не в состоянии
соответствовать ни один реальный муж, в том числе
ее собственный. Именно поэтому впоследствии
любая невестка будет ею встречена с тайной,
деликатно скрываемой (даже от самой себя), а чаще
— совершенно откровенной и явной неприязнью.
Тандем мать—сын представляет собой тесный
эмоциональный союз, эротическая форма которого
жестко табуирована социумом и потому надежно
вытеснена из сознания обоих.
(Замечательной иллюстрацией к
житейскому восприятию этого извращенного сюжета
служит американская комедия «Анализируй это». В
ней криминальный авторитет обращается за
помощью к психоаналитику. После вскрытия
соответствующих эдипальных мотивов он с
негодованием вопрошает: «Ты че, братан, имеешь в
виду, что я хотел... свою маму?» Напуганный
аналитик робко оправдывается: «Это не я, это
Фрейд». «Козел он, твой Фрейд!» — следует
бесхитростный ответ. Правда, впоследствии
мафиозо упрекает аналитика: «Что ты со мной
сделал? Я же теперь маме позвонить стесняюсь!»
Вообще, фильм великолепный — психолог в нем
увидит намного больше обычного зрителя.)
Соответственно, отец выступает
разрушителем этого тандема и потому
воспринимается сыном как нежелательный
соперник. Отношения с ним всю жизнь будут
окрашены скрытой враждебностью и глубоко
вытесненным страхом, борьбой за недопущение в
сознание древнего мотива отцеубийства. Только
смерть отца окончательно освобождает мужчину от
инфантильного комплекса, хотя и это событие
воспринимается амбивалентно — это и ликование в
связи с избавлением от грозного соперника, и
неизбывное чувство вины, связанное с социально
табуированными агрессивными импульсами.
Для девочки эта ситуация отражается
зеркально: отец — либидозный объект и мать —
соперница. Соответственно, имеет место
эмоциональный тандем отец—дочь, который, если
верить фрейдистам, чуть ли не в каждой семье
выливается в прямой инцест. И для матери
взрослеющая дочь служит постоянным напоминанием
о ее собственном женском увядании, и потому их
отношения окрашены скрытой враждебностью.
Впрочем, будущему зятю, как и невестке, не
позавидуешь. На него теща станет бессознательно
проецировать неудовлетворенность отношениями с
противоположным полом, которую небезопасно
направлять на собственного мужа.
Разумеется, конкретный «расклад» в
каждой семье не исчерпывается этим описанием,
однако в целом, согласно фрейдистскому подходу,
основные (причем универсальные) тенденции именно
таковы. Для аргументации этой теории приводятся
конкретные жизненные примеры, которые весьма
убедительны и кажутся бесспорными. Да и любой
психолог, наблюдая ту или иную семью, легко может
подметить в ней хотя бы некоторые черты
описанного «расклада», что многих заставляет
хотя бы частично солидаризироваться с
фрейдистской доктриной.
ЛЮБОВЬ — МАТЕРИНСКАЯ И ОТЦОВСКАЯ
Иного подхода к детско-родительским
отношениям придерживается Эрих Фромм, которому
также не откажешь в проницательности. (Его
концепция менее известна, чем фрейдистская, но
также весьма популярна.)
Анализируя разные формы любви, Фромм
приходит к выводу о существовании двух типов
родительской любви к детям — любви материнской и
отцовской. Отцовская любовь более взыскательна и
справедлива: ребенка любят за его достоинства и
заслуги — не больше, но и не меньше. Материнская
любовь безусловна, ей чужда объективность. Мать
любит ребенка только за то, что он у нее есть,
независимо от того, красив он или неказист,
сообразителен или бестолков...
(Невольно вспоминается еще один
блестящий фильм — «Форрест Гамп». Одна из его
сюжетных линий — трогательная любовь одинокой
матери к умственно отсталому сыну-инвалиду. Ее
постоянное назидание: «Запомни, Форрест, ты ничем
не хуже других!» Кстати, еще один сюжетный
поворот связан с инцестом — поклон доктору
Фрейду!)
Разумеется, формула Фромма относится
скорее к идеальным типам, реальное родительское
поведение располагается в некотором промежутке
между ними.
По мнению Фромма, с которым трудно не
согласиться, любой человек для нормального
развития нуждается и в материнской, и в отцовской
любви. Любой крен в сторону одного типа любви —
материнской или отцовской — ведет к искажению
мироощущения и нарушениям поведения. В самом
деле, каждому из нас жизненно необходимо, чтобы
хоть кто-то любил нас просто так, ни за что,
такими, какие мы есть. Но, с другой стороны, если
никто не укажет мне на мою слабость и не поощрит
за реальные достижения, то как же мне узнать себе
цену? Необходимо получать «позитивное
подкрепление» за какие-то достоинства и успехи,
иначе могу ли я быть уверен, что они у меня есть?
ИДЕИ АДЛЕРА
С этим подходом отчасти перекликается
концепция стилей семейного воспитания,
многократно воспроизведенная в разных
источниках без указания авторства, а реально
восходящая к идеям Альфреда Адлера.
В разных работах под разными
названиями фактически выделяются три основных
стиля семейного воспитания, которые можно
определить как авторитарный,
либерально-попустительский и демократичный.
С известными оговорками, отцовский тип
родительской любви можно соотнести с
авторитарным типом воспитания — в том и другом
случае имеет место обусловливание любви
исполнением родительских ожиданий и требований,
то есть ребенок хорош, если он «хорошо себя
ведет».
Материнский тип любви условно можно
связать с либерально-попустительским стилем —
как бы ребенок себя ни вел, он все равно хорош.
Понятно, что идеалом выступает
«золотая середина» — демократичный стиль,
чуждый полярных крайностей.
Данная концепция, хотя она, как и любое
обобщение, требует уточнения в конкретных
случаях, легко подтверждается многочисленными
жизненными примерами. Проанализировав
конкретную ситуацию, можно установить, к какому
воспитательному стилю тяготеет та или иная
семья, и соответственно, что желательно
предпринять для устранения возникающих издержек
и перекосов.
«КОГО ТЫ БОЛЬШЕ ЛЮБИШЬ?»
Использование любого из этих подходов,
каждый из которых, безусловно, содержит
рациональное зерно, позволяет кое-что понять в
специфике того или иного конкретного случая
социализации с его проблемами и «заусенцами».
Беда в том, что ни один подход, по-своему уязвимый
для критики, не позволяет исчерпывающе
проанализировать конкретный случай, неизбежно
сужает рамки психологического анализа (не путать
с психоанализом!). А что если попробовать,
опираясь на бесспорные аспекты каждого подхода,
найти их перекличку и взаимосочетание, с тем
чтобы найти новый подход — пускай тоже не
исчерпывающий, но по крайней мере более
продуктивный?
К.-Г. Юнг поучал своих последователей:
«Внимательно изучайте теории, но при
столкновении с конкретным человеком
отбрасывайте их все, потому что ему необходима
своя теория». Но такая индивидуальная теория
может сложиться только на основе изученных и
отброшенных, другого материала для нее нет. Тем
более что, по словам другого известного
мыслителя, Питирима Сорокина, «ни одна система не
заключает в себе всю истину, так же как ни одна
другая не является целиком ошибочной».
Попробуем же с опорой на классические
теории (их лапидарное изложение для большинства
читателей прозвучало банально), а также на
собственный профессиональный и житейский опыт
продвинуться чуть дальше в понимании механизмов
семейной социализации.
Помню, несколько лет назад, пытаясь
уладить очередную ссору сына и дочери
(антагонизм брата и сестры — явление столь же
обыденное, сколь и мало изученное, еще одна
неисчерпаемая тема для психологических
изысканий), я столкнулся с провокационным
вопросом, который бесхитростно задал мне
маленький сын: «Скажи, папа, кого ты больше любишь
— меня или Лизу?» Тогда мне показалось, что я
нашел очень удачный ответ: «А ты, сынок, какую
свою руку больше любишь — правую или левую?»
Ответ оказался отнюдь не самым удачным, ибо мой
левша быстро нашелся: «Честно говоря, левую, ведь
я все ей делаю». Пришлось импровизировать дальше:
«Ну а какая рука сильнее болит, если ее поранить?»
Судя по возникшему замешательству,
морализаторский эффект был наконец достигнут.
Но в моей собственной душе этот диалог
породил противоречивые чувства, ибо высветил
внешне не очевидный факт — при том что за обоих
«душа болит» одинаково, отношение все-таки
разное. И впоследствии мне довелось столкнуться
со множеством примеров, когда самые разные люди
(как с родительской, так и с детской позиции)
подтверждали: отношение отца (и матери) к своим
детям не одинаково, более того, похоже —
подчиняется определенной закономерности,
которая в свою очередь сильно напоминает
фрейдистскую конструкцию. Иными словами, вопрос:
«Кого ты больше любишь?» — однозначного ответа
не имеет, однако и отец и мать любят сына и дочь
по-разному.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
В семье, где растут мальчик и девочка,
отношение мамы к дочери отличается большей
взыскательностью, тогда как отношение отца к ней
скорее покровительственное и либеральное.
В отношении сына имеет место
зеркальная противоположность — отец к нему
более требователен, мать — снисходительна. То
есть, в терминах Фромма, отец демонстрирует
«отцовскую» любовь прежде всего к сыну, к дочери
— скорее материнскую, мать — наоборот.
Для этого явления, подтверждаемого
множеством примеров, у любого психоаналитика уже
готово объяснение (см. выше), которое, однако,
морально здоровому человеку просто претит. То
есть, похоже, явление действительно имеет место.
В некоторых случаях — безусловно,
патологических — оно, наверное, полностью
покрывается фрейдистской трактовкой. В
остальных трактовка, вероятно, должна быть иной.
И для нее нет никакой нужды привлекать понятия
извращенной сексуальности. Достаточно
проанализировать эту ситуацию в терминах
социальных ролей.
Мать сама была девочкой. Она знает, что
значит быть хорошей девочкой (хотя сама едва ли
была ею на 100%). Поэтому ее восприятие дочери более
окрашено личным пристрастием. В восприятии сына
она опирается на абстрактное представление о
хорошем мальчике, то есть на представление, лично
не прочувствованное, не пережитое. Поэтому ее
отношение к сыну в известном смысле более
нейтрально (насколько это слово вообще применимо
к материнским чувствам). То же касается и отца,
только наоборот.
К тому же, не отдавая себе в том отчета
или даже открещиваясь от этого, любой отец видит
в сыне непосредственное продолжение себя самого;
сыну надлежит преодолеть отцовские слабости,
избежать отцовских ошибок, приумножить
отцовские достижения. Естественно, в отношении
дочери такая проекция затруднительна, если
вообще возможна. На нее эти чувства проецирует
мать.
Объяснение, похоже, вполне
исчерпывающее и не требующее привлечения
никаких эротических мотивов.
Не будем, однако, забывать, что
большинство современных семей, особенно
городских, составляют семьи однодетные, и для них
означенный механизм имеет свою специфику. В
семье, где растет единственная дочь, отцу в
отсутствие сына волей-неволей приходится
проецировать свои установки на нее (хотя отдать
себе в этом отчет еще труднее, чем в случае с
сыном). В результате в такой семье начинает
преобладать отцовский тип любви, причем со
стороны обоих родителей. Это легко может
вылиться в авторитарный стиль воспитания, по
крайней мере для единственной дочери
вероятность этого наиболее высока. Для
единственного сына в современных условиях, когда
многие отцы фактически устранились от дела
воспитания, выше вероятность столкнуться с
либерально-попустительским стилем.
РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ ВОСПИТАНИЯ
Там же, где в семье подрастают и сын и
дочь, оба они, каждый по-своему, вероятно
испытывают на себе противоречивый стиль
воспитания, неодинаковое отношение со стороны
родителей. В норме в этом нет ничего дурного, ибо,
возвращаясь к идее Фромма, человеку для
личностного роста необходимо отношение того и
другого рода. Если родительские позиции не
заострены до крайности, их сочетание и дает тот
вектор, который обеспечивает полноценное
развитие.
В случае же однополых детей, вероятно,
начинает действовать другая закономерность.
Отношение к ним также не одинаково, как бы
родители это ни отрицали. Но явное или неявное
предпочтение одного перед другим определяется с
отцовской позиции очевидным реальным
превосходством достоинств и достижений, а вот с
материнской, наверное, даже наоборот — более
тесная привязанность возникает к более слабому,
достойному большего сочувствия. Впрочем, эта
конструкция скорей гипотетическая, и кто-то еще
заслужит ученую степень на ее опытной проверке.
Нелишне в этой связи упомянуть о таком,
увы, широко ныне распространенном типе семьи, как
семья неполная, где ребенок воспитывается одной
матерью (отец-одиночка — явление столь редкое и
экзотическое, что при широком обобщении может
даже не приниматься во внимание, хотя частных
исследований, конечно, заслуживает). Очень часто
в этой ситуации мать вольно или невольно
стремится восполнить для ребенка отсутствие
отца попыткой совмещения органично присущей ей
материнской роли и роли отцовской. Не говоря уже
о том, что для одного человека это задача крайне
трудная, почти непосильная, даже попытка ее
решения в итоге оборачивается противоречивым
стилем воспитания, в котором директивные нотки
перемежаются умилением.
А поскольку такая перемена трудно
предсказуема (по крайней мере, от самого ребенка
мало зависит), это чревато для растущего человека
трудностями в самоопределении и формировании
адекватной самооценки. Следует также лишний раз
отметить, что такая ситуация может внешне
походить на описанные Фрейдом комплексы, однако
при непредвзятом рассмотрении оказывается
вполне объяснима без всякой сексуальной
подоплеки.
НА ФОНЕ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА
Все означенные тенденции приобретают
особую роль в подростковом возрасте, определяя
специфику протекания так называемого
пубертатного кризиса. Ребенок, растущий в
атмосфере преобладающей «материнской» любви и
либерального стиля воспитания, оказывается в
затруднении на этом серьезном этапе личностного
самоопределения. Ему недостает объективной,
взыскательной оценки его качеств, его успехов на
пути взросления. Более того, семья, тяготеющая к
«материнскому» стилю, невольно стремится
воспрепятствовать взрослению, так как ее
привычный подход к зрелой личности плохо
применим.
В результате нередки экстремальные,
извращенные формы самоутверждения, словно
призванные компенсировать аморфность семейной
среды. Однако, в отдаленном итоге, такой семье
фактически удается добиться своего (хотя никто и
не признает, будто такая цель ставится): ребенок,
переболев «детской болезнью» пубертатного
бунтарства, так и не взрослеет по-настоящему, —
не имея возможности усвоить, перенять извне
механизмы волевой саморегуляции, он на долгие
годы, порой на всю жизнь остается инфантильно
беспомощным, заслуживающим лишь либерального
отношения, но не выдерживающим никакого другого.
«Отцовский» стиль также чреват
обострением кризиса. Поскольку он довольно
жестко задает определенные требования и нормы,
для подростка велик соблазн ради
самоопределения и обретения автономии
отвергнуть эти нормы, найти им вызывающую
альтернативу. Если требования строги и
противиться им небезопасно, весьма вероятен
острый внутренний конфликт.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ЧАСТНОСТИ
Важно также лишний раз подчеркнуть,
что подмеченные таким образом закономерности
являются скорее гипотетическими и еще требуют
обоснования и проверки. Более того, редкая семья
соответствует им на 100%, индивидуальные вариации,
вероятно, очень значительны. Это, в частности,
зависит от распределения супружеских и,
соответственно, родительских ролей. Например,
отнюдь не редкость авторитарная мать,
выступающая фактически главой семьи и в силу
этого транслирующая «отцовский» стиль на детей,
в том числе и на сына.
Тем не менее учет этих закономерностей
с поправкой на конкретную семейную ситуацию
может позволить психологу более тонко
разобраться в источниках детских проблем.
С помощью диагностических методик (в
первую очередь — проективных) легко подметить
даже не столько традиционные конструкции,
сколько частные проявления уточненных и
конкретизированных закономерностей.
Разумеется, в этом вопросе рано
ставить точку, он продолжает оставаться
дискуссионным. И продолжение такой дискуссии
наверняка будет способствовать творческой
переоценке традиционных подходов к семейному
воспитанию и более глубокому пониманию
механизмов семейной социализации.
Сергей СТЕПАНОВ |