Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ

Джей Хейли Спб.: Питер, 2002

Джей Хейли Спб.: Питер, 2002

Что за страсть у отечественных издателей переименовывать переводные книги? Автор-то, наверное, придумывая название своей работе, стремился уже на обложке указать, о чем он, собственно, пишет. Ан нет! Хочется издателям заинтриговать потенциальных покупателей книги, заманить на яркое и броское заглавие.

Знакомая история произошла и с книгой Джея Хейли. Изначально она называлась «Обучение и преподавание психотерапии». Но судя по названию отечественного издания — «Что такое психотерапия», читатель должен найти в ней доступное (и может быть, даже популярное) объяснение того, что ныне скрывается за заманчивым словом «психотерапия». Однако найдет он в ней изложение авторского (и не бесспорного) понимания того, каким образом следует преподавать психотерапию и как неофиты должны ее изучать.

Конечно же, читатель обнаружит и трактовку психотерапии как профессиональной деятельности — но с четко обозначенных позиций представителя школы краткосрочной семейной психотерапии, каковым является автор. Другие точки зрения представлены в книге только в критически-скептическом ракурсе.

При всем при этом книга Джея Хейли безусловно интересна. Не со всеми положениями, выдвигаемыми автором, хочется соглашаться — особенно если вы воспитаны в традициях гуманистической психологии.

Дело в том, что Джей Хейли фактически объявляет «крестовый поход» против недирективной психотерапии, полагая ее, с одной стороны, малоэффективной, а с другой... всегда содержащей директивы. Будучи непосредственным учеником знаменитого Милтона Эриксона, Джей Хейли ратует за активное применение в психотерапии гипнотических техник и считает, что «компетентный психотерапевт должен знать, как изменять людей». Ироничные, если не сказать едкие, замечания он адресует многим почитаемым психотерапевтам, среди которых и Карл Роджерс. Скептическое отношение вызывают у автора и многолетние психоаналитические встречи, содержащие «бесполезные разговоры».

Огромное внимание уделяется в книге работе супервизора. Нет, пожалуй, ни одной страницы, где не встретились бы рассуждения о той или иной стороне деятельности супервизора.

Западная культура психотерапевтического образования естественным образом предполагает передачу мастерства опытным наставником начинающему терапевту. О том, как это делать наилучшим образом, и пишет автор. Этот опыт чрезвычайно полезен российским специалистам, поскольку в нашей стране подобная культура отсутствует: во всяком случае, на факультетах, готовящих практических психологов, обучение конкретным навыкам психологической работы в рамках индивидуальной супервизии почти нигде не проводится. А ведь Джей Хейли рассказывает даже о возможностях супервизии супервизора.

В книге содержатся многочисленные яркие описания конкретных случаев и оригинальные, а порой просто изящные терапевтические интервенции, приведшие в короткий срок к очевидному успеху.

Книга вызывает противоречивые чувства. Но даже если вам захочется после прочтения ее поспорить с автором, то уже это будет показателем того, что вы не зря ее читали.

 

Игорь ВАЧКОВ