ЧТО ТАКОЕ
ПСИХОТЕРАПИЯ
Джей Хейли Спб.: Питер, 2002
Что за страсть у отечественных
издателей переименовывать переводные книги?
Автор-то, наверное, придумывая название своей
работе, стремился уже на обложке указать, о чем
он, собственно, пишет. Ан нет! Хочется издателям
заинтриговать потенциальных покупателей книги,
заманить на яркое и броское заглавие.
Знакомая история произошла и с книгой
Джея Хейли. Изначально она называлась «Обучение
и преподавание психотерапии». Но судя по
названию отечественного издания — «Что такое
психотерапия», читатель должен найти в ней
доступное (и может быть, даже популярное)
объяснение того, что ныне скрывается за
заманчивым словом «психотерапия». Однако найдет
он в ней изложение авторского (и не бесспорного)
понимания того, каким образом следует
преподавать психотерапию и как неофиты должны ее
изучать.
Конечно же, читатель обнаружит и
трактовку психотерапии как профессиональной
деятельности — но с четко обозначенных позиций
представителя школы краткосрочной семейной
психотерапии, каковым является автор. Другие
точки зрения представлены в книге только в
критически-скептическом ракурсе.
При всем при этом книга Джея Хейли
безусловно интересна. Не со всеми положениями,
выдвигаемыми автором, хочется соглашаться —
особенно если вы воспитаны в традициях
гуманистической психологии.
Дело в том, что Джей Хейли фактически
объявляет «крестовый поход» против
недирективной психотерапии, полагая ее, с одной
стороны, малоэффективной, а с другой... всегда
содержащей директивы. Будучи непосредственным
учеником знаменитого Милтона Эриксона, Джей
Хейли ратует за активное применение в
психотерапии гипнотических техник и считает, что
«компетентный психотерапевт должен знать, как
изменять людей». Ироничные, если не сказать
едкие, замечания он адресует многим почитаемым
психотерапевтам, среди которых и Карл Роджерс.
Скептическое отношение вызывают у автора и
многолетние психоаналитические встречи,
содержащие «бесполезные разговоры».
Огромное внимание уделяется в книге
работе супервизора. Нет, пожалуй, ни одной
страницы, где не встретились бы рассуждения о той
или иной стороне деятельности супервизора.
Западная культура
психотерапевтического образования естественным
образом предполагает передачу мастерства
опытным наставником начинающему терапевту. О
том, как это делать наилучшим образом, и пишет
автор. Этот опыт чрезвычайно полезен российским
специалистам, поскольку в нашей стране подобная
культура отсутствует: во всяком случае, на
факультетах, готовящих практических психологов,
обучение конкретным навыкам психологической
работы в рамках индивидуальной супервизии почти
нигде не проводится. А ведь Джей Хейли
рассказывает даже о возможностях супервизии
супервизора.
В книге содержатся многочисленные
яркие описания конкретных случаев и
оригинальные, а порой просто изящные
терапевтические интервенции, приведшие в
короткий срок к очевидному успеху.
Книга вызывает противоречивые
чувства. Но даже если вам захочется после
прочтения ее поспорить с автором, то уже это
будет показателем того, что вы не зря ее читали.
Игорь ВАЧКОВ |