АСТРАХАНЬ
25 апреля состоялось открытое заседание
методического совета психологов учреждений
образования, на котором были подведены итоги
Городского конкурса авторских программ
педагогов-психологов
Конкурс проводился по инициативе
Центра человековедческой компетентности
педагогов г. Астрахани при поддержке начальника
управления образования администрации города
Астрахани, доктора социологических наук Л.И.
Мухамедовой.
Подобное мероприятие в нашем городе
проводилось впервые, и поэтому его организаторы
с особой тщательностью подошли к разработке
документов. Прежде всего было создано Положение
о конкурсе, в котором определены его задачи,
условия и этапы проведения, а также четкие
требования к оформлению конкурсных работ,
критерии оценок, порядок проведения конкурса и
сведения о награждении и поощрении победителей.
В конкурсе приняли участие 7
педагогов-психологов: С.Ф. Арюкова (ДОУ № 122), Н.Г.
Рубцова (ДОУ № 57), Н.А. Коняшкина (начальная школа
— детский сад № 105), Т.А. Носова (начальная школа —
детский сад № 8), О.И. Володина (начальная школа —
детский сад № 81), Е.Ю. Иванова (школа № 1), В.К.
Знаменщикова (школа № 26).
Конкурс проходил с октября 2001 по март
2002 года в три этапа. Первый этап включал в себя
подготовительный и организационный моменты; на
втором этапе проходил предварительный просмотр
авторских программ; на третьем —
рассматривались конкурсные работы и подводились
итоги.
Экспертный совет, в состав которого
вошли преподаватели высших учебных заведений
города, института усовершенствования учителей,
рассматривая каждую представленную на конкурс
работу, обращал особое внимание на ее
актуальность, новизну, практическую значимость и
результативность. Определить победителей
конкурса было не просто, так как каждая программа
была и индивидуальной, и компетентной, и
творческой, и результативной.
В итоге были определены три конкурсные
программы, которые, по мнению членов экспертного
совета, полностью соответствовали требованиям,
предъявленным к авторским разработкам.
Лучшей программой была признана
коррекционно-развивающая программа «Другие мы»
педагога-психолога С.Ф. Арюковой, написанная в
соавторстве с инструктором по физическому
воспитанию Л.В. Пушкинской. Данная программа
ориентирована на коррекцию и развитие
познавательной и эмоциональной сфер детей
дошкольного возраста с задержкой психического
развития. Программа имеет четкую логику
построения занятий, психологически обоснованную
последовательность их проведения. Занятия
строятся на базе принципов интегрирования,
системности и преемственности.
Второе место было присуждено Е.Ю.
Ивановой за разработку программы
«Конфликтология» для девятиклассников. Уроки
конфликтологии, по мнению автора, способствуют
формированию у учащихся толерантности, умения
понимать и принимать чужое мнение, обучают
специальным оперативным приемам снятия
напряжения.
Программа В.К. Знаменщиковой «Введение
в психологию общения» для семиклассников,
занявшая третье место, имеет урочную форму
занятий. Уроки призваны помочь детям в
переживании подросткового кризиса. По мнению
педагогов школы, подростки, прошедшие обучение
по данной программе, более терпимы,
доброжелательны, открыты в отношениях со
сверстниками и взрослыми, уверены в себе, реже
вступают в конфликты, чем их ровесники.
Все работы, представленные на конкурс,
были отмечены дипломами, денежными премиями и
ценными подарками. Кроме того, члены экспертного
совета рекомендовали опубликовать лучшие
программы в методическом сборнике.
По мнению участников, конкурс — это не
только одна из эффективных форм повышения
квалификации, но и достаточно сильный стимул для
профессиональном роста.
Е.К. ЛЫКОВА,
психолог Центра человековедческой
компетентности педагогов
профессора В.М. Шепеля,
г. Астрахань,
Тел./факс: (8512) 39-28-17 |