СТАРАЯ
КНИГА
Владимир Леви
«ИСКУССТВО БЫТЬ ДРУГИМ»
С чего начинается психология? Для каждого
отдельно взятого психолога? Ведь когда-то любой
представитель нашей профессии впервые услышал
это загадочное слово. И сразу же — или чуть
позднее — заинтересовался: что за тайны
скрываются во внутреннем мире? Есть ли способ эти
тайны узнать? А потом в какой-то знаменательный
день интерес к загадкам психологии
преобразовался в окончательное решение
посвятить свою жизнь самой «душевной» науке.
Каждый из нас сделал этот, может быть самый
важный, выбор по-своему. И факторы, определившие
профессиональный путь, вероятно, разнятся. У
одного первым импульсом стало увлечение
популярными психологическими тестами. У другого
— встреча с психологом-мастером. У третьего —
череда безуспешных попыток ответить на «вечные»
вопросы: кто я? Что во мне есть? На что я способен?
Как мне стать таким, каким я могу стать?
Но, наверное, почти у всех нынешних
психологов-профессионалов не последнюю роль в
жизненном самоопределении сыграли книги. Книги
по психологии. И среди них особое место занимают
работы Владимира Леви.
Это имя я впервые услышал на лекциях по общей
психологии, будучи студентом-первокурсником.
Упомянутое преподавателем вскользь, но с
воодушевлением, имя Владимира Леви осталось на
всякий случай зафиксированным на полях
конспектов, а спустя несколько дней оно
встретилось снова на корешке довольно
истрепанной книги в институтской библиотеке.
И я попался. Окончательно и бесповоротно. С
этого момента судьба была предопределена:
желание стать практическим психологом, а еще
лучше — психотерапевтом, возникло именно в ту
бессонную ночь, когда была «проглочена» книжка
Леви. И это желание подспудно существовало
несколько лет, пока не реализовалось.
Потом были другие книги этого человека, но та,
первая, «Искусство быть другим» (первая для меня,
а вообще-то у автора она была уже четвертой)
очаровала и увлекла меня: я пополнил ряды
неофитов психологии и поклонников писательского
таланта Владимира Леви.
ВАРЕВО МАСТЕРА
Что же было такого в этой небольшой по объему
книжице, что она оказывала магическое
воздействие на всех читавших ее?
Прежде всего, бросалось в глаза разительное
отличие ее языка от привычного сухого стиля
учебников по психологии и неуклюжих разъяснений
популярных психологических брошюр. Автор,
называвший себя врачом по расстройствам общения
(один из синонимов психотерапевта, по его мнению),
предлагал крайне необычные для того времени
формы и методы излечения застарелой
некоммуникабельности, прогрессирующей
застенчивости и ярко выраженной эмоциональной
глухоты. Он не давал рецептов — он разворачивал
картины и оживлял образы.
Книга врачевала методами поэтической
психотерапии, альтернативными по отношению к
привычным медицинским процедурам.
Здесь было великолепное, изящно-легкомысленное
смешение жанров: научные психологические изыски
чередовались с поверхностной болтовней,
философские откровения соседствовали с
практическими упражнениями, литературные
аллюзии дополнялись авторской лирикой,
заботливые наставления врача прерывались
откровенной игрой и шутками резвящегося
интеллектуала.
Создавая книгу, автор, не слишком долго
раздумывая, бросал в кипящее варево самые
разнообразные ингредиенты — без всяких там
замеров — столько, сколько рука ухватила. И, как у
гениального повара, всего оказывалось как раз
столько, сколько нужно. Все, что кружилось и
колобродило в живом и подвижном тексте, было
щедро сдобрено искрящимся юмором и неядовитой
сатирой на родную российскую реальность конца
семидесятых (первое издание «Искусства быть
другим» появилось в 1980 году).
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ СОБСТВЕННОЙ ПЕРСОНОЙ
О чем эта книжка, вышедшая на серой газетной
бумаге, в блеклой мягкой обложке, да еще с
недостатком клея в солидной части тиража, из-за
чего страницы рассыпались, как листовки в руках
юного подпольщика? Она действительно о том, что
было заявлено в названии: об искусстве
становиться другим, оставаясь собой (об
искусстве — это важно!), о простых и очевидных (до
примитивности) и сложно реализуемых (до отчаяния)
правилах поведения в социуме. О том, как постичь
великую тайну общения и как найти внутри себя
психологические «кирпичики» для перестройки
собственной внутренней архитектоники.
«Не будем путать общительность с
коммуникабельностью: общительность —
склонность общаться, коммуникабельность —
способность общаться. Люди сверхобщительные, как
правило, те, кто компенсирует недостаток
качества общения его количеством. Гений
коммуникабельности не есть самый общительный
человек, но самый превосходный в общении», —
писал Владимир Леви и рассказывал, как взрастить
в себе коммуникабельность.
Между прочим, один из его советов застенчивым
людям заключался в следующем: набрать случайный
номер телефона и, когда на другом конце провода
поднимут трубку, позвать к телефону Змея
Горыныча. Забавный (и эффективный, кстати, для
развития навыков импровизированного
взаимодействия с незнакомым партнером) прием
бумерангом ударил по самому Владимиру Леви: он
рассказывал, что несколько лет подряд мальчики и
девочки всех возрастов прозванивались к нему и
спрашивали Змея Горыныча. Он хохмил, свирепел,
отшучивался, ругался... пока наконец не смирился с
мыслью, что он действительно — Змей Горыныч
собственной персоной. Кстати, не все психологи,
занимающиеся проблемой общения, приветствуют
подобные методы, считая их не совсем, скажем так,
деликатными в отношении случайных абонентов.
МЕРА ВОЗМОЖНОГО
Но Владимир Леви выступал в этой книге не
только игривым насмешником; пусть он забавлялся,
но за нарочито упрощенными фразами можно было
разглядеть четкие нравственные позиции. На дух
не переносящий пафоса, он иногда
проговаривается, делясь своим отношением к
проблеме силы и слабости, добра и зла, правоты и
ошибок. Он согласен, что «Добро должно быть с
кулаками с тем, однако, важнейшим уточнением, что
Добро обязано делать все от него зависящее, все
возможное, чтобы кулаки не пускались в ход.
Определить меру этого возможного — вот самая
трудная моральная задача всех добрых людей,
вместе взятых и каждого поодиночке. От меры этой
необходимой самообороны зависит и моральное
существование Добра, и физическое. «Возлюби
врага своего» — да, прекрасно, но если враг твой
убьет тебя, то некому будет и возлюбить беднягу. Я
не сторонник таких высоких трагедий, а поэтому
полагаю, что Добро должно быть еще и с мозгами...»
Философско-этическая позиция для Леви — не
пустопорожняя болтовня, а основание для
нахождения конкретных способов ее внедрения в
практическую жизнедеятельность. На долгие годы
запомнились страницы книги (не только мне —
многие мои знакомые в разговорах вспоминали
именно их: во, как зацепило), где автор
рассказывает о возможных поведенческих ответах
в ситуации, когда вас собираются... бить.
Почти каждый из нас в юности хотя бы раз, но
оказывался в ситуации, когда какой-нибудь
«простой товарищ с низким лбом» то ли спьяну, то
ли куражась от избытка нерастраченной силушки,
то ли от скуки, трансформировавшейся в агрессию,
вдруг желал нанести нам более или менее тяжкие
телесные повреждения. Леви подходит к разрешению
этой ситуации по-деловому, как опытный, битый и
заинтересованный исследователь. Им досконально
исследуется множество реакций. Предлагаются
конкретные приемы, которые желательно заранее
отработать, — «врачебный», «оперативный»,
«глухой», «сумасшедший» и другие. Становится
ясным и общий принцип разрешения проблемы в
«психологическом поединке» такого рода: «Главная
задача — сорвать сценарий, разрушить роли, сбить
с толку, перехватить инициативу, навязать свой
сценарий. Проще всего это достигается
переключением внимания избивающего на
собственную персону... Самое главное, конечно,
мгновенный «диагноз» ситуации, а далее сразу
включение заранее отработанного варианта, с
поправкой на импровизацию. Вы должны опередить
«партнера» в любом случае... Сценарий уже сбит, и
на вашей стороне фактор неожиданности. Чаще
всего при такой встрече все-таки отстают».
ЖИЗНЬ
ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Талантливая книга не может восприниматься
однозначно: с выхода первого (двухсоттысячного)
тиража и до сих пор, когда тиражи «Искусства быть
другим» уже не поддаются исчислению, эта книга
Владимира Леви кроме миллионов восторженных
поклонников имела и недоброжелателей, и
критиков, и откровенных противников. Хотя
сегодня нас уже трудно удивить образцами жанра
популярной психологической литературы — как
отечественной, так и переводной, интерес к
«Искусству быть другим» среди молодежи не
снижается.
Это связано, наверное, с тем, что книга В. Леви
была в России одной из «первых ласточек»
нынешнего психологизаторского бума, а кроме
того, одной из самых талантливых в этом жанре.
Издание восьмидесятого года не смогли испортить
даже издательские «сопроводиловки», обязательно
содержавшие в то время указания на значимость
содержания работы для дела строительства
коммунизма.
По воспоминаниям Владимира Леви, даря
авторские экземпляры книги «Искусство быть
другим», он обычно производил детскую
хулиганскую операцию — в издательском тексте,
всего в одном слове, зацарапывал три первых
буковки: «Здоровый психологический климат во
взаимоотношениях между людьми создается у нас в
процессе их активной совместной деятельности на
благо общества...». И в этом весь он, Владимир Леви,
— не диссидент, но здравомыслящий интеллигент,
не сатирик, но шутник.
Среди российских психологов-литераторов у Леви
нынче много подражателей — куда менее
талантливых, но более нахрапистых и
самовлюбленных (не буду называть фамилий, дабы не
делать им незаслуженной рекламы). Лавры автора
«Искусства быть другим» не дают им спать
спокойно, и рождаются «шедевры» новоявленных
«гуру», проповедующих в псевдолевийской манере
сомнительные нравственные ценности и
манипулятивные методы «свободного
саморазвития».
Но книга, вышедшая двадцать два года назад,
живет, пользуется огромной популярностью и
по-своему противостоит поделкам и суррогатам. Да
и сам Владимир Леви отнюдь не почивает на лаврах
в блаженном бездействии: выходит его журнал,
появляются новые книги, постоянно обновляется
его личная страничка в Интернете. А к той плохо
изданной книжке восьмидесятого года мне,
например, хочется возвращаться снова и снова.
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук |