МЕТОДЫ
АКТИВНОГО
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛО-ГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Н.Т. Оганесян М.: Ось-89, 2002
Появилась еще одна книга, посвященная
психологическим тренингам. Однако, хотелось бы
думать, не просто «одна из многих». Это хорошее
учебное пособие, которое может быть полезно
каждому, кто использует в своей работе групповые
методы — независимо от возрастной категории
участников. Много любопытного найдет здесь и
специалист по работе с детьми, и тот, кто ведет
тренинги со взрослыми.
Кратко, но достаточно содержательно
представлен материал по методологии и истории
социально-психологических тренингов.
Довольно богатым и разнообразным
является набор психодиагностических методик
(что, между прочим, не очень характерно для
литературы о тренингах — специалисты в этой
области обычно прохладно относятся к процедурам
тестирования). Правда, практически все методики
широко известны (Ряховского, Ассингера, Бойко и
т.п.), и, на мой взгляд, их количество даже
несколько избыточно. Однако для психологов, не
имеющих богатого методического материала, эта
книга окажется удобной.
В книге имеются подробные сценарии
двух тренингов — вербальной и невербальной
коммуникации. Среди упражнений, включенных в эти
сценарии, много известных, но оригинально
модифицированных автором (в скобках замечу, что
мне не вполне понятна логика Н.Т. Оганесян: при
описании некоторых игр и упражнений даются
ссылки на их авторов, а при описании других, не
менее известных, — нет; да и хотелось бы видеть в
первом случае указание литературных
первоисточников в библиографии).
Очень хорошо структурирован материал
второго раздела, который посвящен дискуссиям в
тренинге. Здесь четко представлены приемы и
правила ведения дискуссии, правила для
участников, распределение ролей-функций,
руководство ходом дискуссии, рекомендации по
формированию дискуссионной культуры, корректные
и некорректные тактики в споре, а также советы,
как противостоять последним. Описаны различные
конкретные формы дискуссий: круглый стол,
судебное заседание, дебаты в игровой форме. Все
эти методы можно использовать для работы и со
старшеклассниками, и с педагогами.
В третьем разделе речь идет о трех
типах игр — деловой, имитационной и ролевой.
Вызывает, правда, некоторые сомнения
правомерность предлагаемого выделения
признаков игры каждого типа, когда одни и те же
характеристики встречаются во всех описаниях
(например, коллективная выработка решений,
многоальтернативость решений): а в чем же тогда
специфичность этих типов?
Авторские игры «Изобретландия»,
«Золотой пельмень», по-видимому, очень интересны.
«По-видимому» связано с тем, что подробных
сценариев автор не дает, ограничиваясь
обобщенным описанием. Думается, что такого
описания многим читателям будет недостаточно.
Привлекательный и богатый материал,
представленный в пособии, не всегда может быть
использован в полной мере. В целом же книга
найдет своего читателя, поскольку потребность
школьных психологов в конкретных практических
разработках для групповой работы с учителями и
учащимися вряд ли когда-нибудь будет полностью
удовлетворена.
Игорь ВАЧКОВ |