Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

МЕТОДЫ АКТИВНОГО
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛО-ГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Н.Т. Оганесян М.: Ось-89, 2002

Н.Т. Оганесян М.: Ось-89, 2002

Появилась еще одна книга, посвященная психологическим тренингам. Однако, хотелось бы думать, не просто «одна из многих». Это хорошее учебное пособие, которое может быть полезно каждому, кто использует в своей работе групповые методы — независимо от возрастной категории участников. Много любопытного найдет здесь и специалист по работе с детьми, и тот, кто ведет тренинги со взрослыми.

Кратко, но достаточно содержательно представлен материал по методологии и истории социально-психологических тренингов.

Довольно богатым и разнообразным является набор психодиагностических методик (что, между прочим, не очень характерно для литературы о тренингах — специалисты в этой области обычно прохладно относятся к процедурам тестирования). Правда, практически все методики широко известны (Ряховского, Ассингера, Бойко и т.п.), и, на мой взгляд, их количество даже несколько избыточно. Однако для психологов, не имеющих богатого методического материала, эта книга окажется удобной.

В книге имеются подробные сценарии двух тренингов — вербальной и невербальной коммуникации. Среди упражнений, включенных в эти сценарии, много известных, но оригинально модифицированных автором (в скобках замечу, что мне не вполне понятна логика Н.Т. Оганесян: при описании некоторых игр и упражнений даются ссылки на их авторов, а при описании других, не менее известных, — нет; да и хотелось бы видеть в первом случае указание литературных первоисточников в библиографии).

Очень хорошо структурирован материал второго раздела, который посвящен дискуссиям в тренинге. Здесь четко представлены приемы и правила ведения дискуссии, правила для участников, распределение ролей-функций, руководство ходом дискуссии, рекомендации по формированию дискуссионной культуры, корректные и некорректные тактики в споре, а также советы, как противостоять последним. Описаны различные конкретные формы дискуссий: круглый стол, судебное заседание, дебаты в игровой форме. Все эти методы можно использовать для работы и со старшеклассниками, и с педагогами.

В третьем разделе речь идет о трех типах игр — деловой, имитационной и ролевой. Вызывает, правда, некоторые сомнения правомерность предлагаемого выделения признаков игры каждого типа, когда одни и те же характеристики встречаются во всех описаниях (например, коллективная выработка решений, многоальтернативость решений): а в чем же тогда специфичность этих типов?

Авторские игры «Изобретландия», «Золотой пельмень», по-видимому, очень интересны. «По-видимому» связано с тем, что подробных сценариев автор не дает, ограничиваясь обобщенным описанием. Думается, что такого описания многим читателям будет недостаточно.

Привлекательный и богатый материал, представленный в пособии, не всегда может быть использован в полной мере. В целом же книга найдет своего читателя, поскольку потребность школьных психологов в конкретных практических разработках для групповой работы с учителями и учащимися вряд ли когда-нибудь будет полностью удовлетворена.

Игорь ВАЧКОВ