Читайте книги — некоторые из них
специально для этого написаны
Михаил Генин
Так же как в сумерках смешаны ночь и день, а в
волнах — вода и пена, в книге неразрывно
соединились два разноприродных начала. Книга —
одна из окружающих вещей, один из трехмерных
предметов, но вместе с тем она — символ, подобный
алгебраическим уравнениям или общим идеям. В
этом смысле ее можно сравнить с шахматами,
которые одновременно и черно-белая в клетку
доска с фигурами, и почти бесконечное число
возможных маневров и уловок. Еще одна очевидная
аналогия — с музыкальным инструментом, скажем с
арфой, которая привиделась Беккеру в углу
гостиной и онемевший звучный мир которой
напомнил ему спящую птицу. Но все эти образы —
просто сопоставления и подобья: книга куда
сложней. Письменные символы — отражение устных,
а те в свою очередь — отражение отвлеченных
понятий, снов или воспоминаний. Может быть,
именно письмо делает книгу (как и верящих в нее
людей) двуединством души и тела. Отсюда —
многообразное удовольствие, которое нас в ней
поджидает: счастье видеть, прикасаться и мыслить
разом. Каждый по-своему воображает рай, мне он с
детских лет представлялся библиотекой. Но
библиотекой не бесконечной — в любой
бесконечности есть что-то неуютное и
необъяснимое, — а соразмерной человеку.
Библиотекой, где всегда остаются еще не
известные книги (а может быть, и целые полки), но
не слишком много. Короче говоря, библиотекой,
сулящей удовольствие перечитывания —
безмятежное и горделивое удовольствие классики
— и приятные тревоги находок и случайностей.
Хорхе Луис Борхес.
Из «Предисловия к каталогу
выставки испанских книг».
Пер. с испанского
Б. Дубина |