ОТЧЕТ
о результатах Первого Всероссийского
конкурса
на лучший пакет психологических диагностических
методик
в системе образования Российской Федерации
Как известно нашим читателям,
Министерство образования РФ в мае прошлого года
объявило конкурс на лучший пакет
психологических диагностических методик (см.
«Школьный психолог» № 23, 2001 г.). Сегодня мы рады
сообщить о завершении конкурса и опубликовать
его официальные результаты.
Всероссийский конкурс на лучший пакет
психологических диагностических методик в
системе образования Российской Федерации
проводился в соответствии с приказом по
Министерству образования РФ. В соответствии с
приказом подготовка и проведение конкурса была
поручена ООО «Университетские профессионалы».
Процедура подготовки и проведения конкурса
состояла из ряда этапов.
На первом, подготовительном этапе
была проведена предварительная работа по
формулированию принципиальных подходов к оценке
психологических диагностических методик и
разработке критериев. В основу были положены
результаты научно-исследовательской работы
«Предложения по разработке научно-методических
рекомендаций по созданию системы отбора, оценки
и создания психодиагностических методик и
программ для системы образования Российской
Федерации», выполненной ведущими
специалистами-психологами по заказу
Минобразования России в преддверии проведения
конкурса.
На втором этапе проводилось
систематизирующее описание полученных
конкурсных работ. После проведения подобной
работы были подготовлены и разосланы всем
участникам «Сертификаты участия во
всероссийском конкурсе».
На третьем этапе была сформирована
экспертная комиссия, в состав которой вошли
ведущие представители академической и
прикладной психологической науки, специалисты в
области возрастной, педагогической и
дифференциальной психологии, имеющие большой
опыт в области создания и применения
психодиагностического инструментария.
На четвертом, заключительном этапе
результаты работы экспертной комиссии были
доложены на заседании Оргкомитета конкурса.
Оргкомитет одобрил деятельность по подготовке и
проведению конкурса и утвердил его результаты. В
итоге четыре работы были удостоены первой премии
и диплома 1 степени Министерства образования РФ,
две работы — второй премии и диплома 2 степени
Министерства образования РФ, а десять работ
стали лауреатами конкурса Министерства
образования РФ.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАБОТАХ,
ПОСТУПИВШИХ НА КОНКУРС
(ВСЕГО 50 РАБОТ)
Единичная
методика/
пакет методик |
Предполагаемый
контингент
испытуемых |
Профессиональный
статус
создателя методики |
Федеральный
округ |
Пакет методик — 36 работ
Одна методика — 11 работ
Затруднились определить —
3 работы |
На взрослых испытуемых
рассчитано 15 работ, в том числе: 4 — на педагогов, 3
— на студентов, 1 — на инвалидов.
На детей рассчитано 29 работ, в том числе:
26 — на детей школьного возраста, из них 5 — на
учащихся начальной школы, 3 — на подростков, 2 —
на детей дошкольного и младшего школьного
возраста, 2 — на воспитанников детдома разных
возрастов, 1 — на детей дошкольного и школьного
возраста, 1 — на детей среднего школьного
возраста. Кроме того, 2 работы предназначены для
детей дошкольного возраста, 1 — для детей раннего
возраста.
Предназначаются и взрослым, и детям 2
работы, из них 1 — на детско—родительские
отношения.
Не определен контингент испытуемых в 4
работах. |
Степень кандидата наук имеют 23
автора; доктора наук — 6 авторов; у 3 авторов
наличие ученой степени неизвестно.
Практикующими психологами (преимущественно
школьными) являются 17 авторов; 28 работают в вузах.
5 авторов из имеющих ученую степень являются
сотрудниками или руководителями
психологических центров. Место работы 1 автора
неизвестно. |
Центральный округ — 12 работ.
Северо—Западный округ — 3 работы.
Южный округ — 5 работ.
Приволжский округ — 13 работ.
Уральский округ — 2 работы.
Сибирский округ — 10 работ.
Дальневосточный округ — 5 работ. |
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА
Смирнов Денис Олегович (Пермский
государственный педагогический университет) —
«Методика изучения религиозной активности»
Семаго Михаил Михайлович, Семаго
Наталья Яковлевна (Академия повышения
квалификации и переподготовки работников
образования РФ, г. Москва) —
«Психодиагностической комплект детского
психолога»
Куликов Леонид Васильевич
(Санкт-Петербургский государственный
университет) — «Диагностика психических
состояний, чувств и психологической
устойчивости личности»
Кореневская Вера Анатольевна
(художественно-эстетическая гимназия № 25, г.
Кемерово) — «Психологическое пространство как
условие личностно-ориентированной педагогики,
технология его формирования и исследования»
Лесникова Лариса Петровна (средняя
общеобразовательная школа № 12, г. Белово
Кемеровской области), Пронькина Татьяна
Артуровна (многопрофильная гимназия № 1, г.
Белово Кемеровской области), Тихонова Ольга
Владимировна (Информационно-методический
центр, г. Белово Кемеровской области) — «Комплекс
диагностических материалов по изучению
субъектов воспитательно-образовательного
процесса при реализации профильного обучения»
Андрущенко Татьяна Юрьевна
(Волгоградский государственный педагогический
университет) — «Пакет диагностических методик в
рамках возрастно-психологического
консультирования детей школьного возраста»
Колмогорова Людмила Степановна
(Барнаульский государственный педагогический
университет) — «Диагностика психологической
культуры школьников»
Сопов Владимир Федорович, Карпушина
Людмила Валентиновна (Самарская гуманитарная
академия) — «Морфологический тест жизненных
ценностей»
Андрущенко Татьяна Юрьевна, Шашлова
Галина Михайловна (Волгоградский
государственный педагогический университет) —
«Опросник содержания общения родителей с
ребенком — взрослый вариант», «Опросник
содержания общения родителей с ребенком —
детский вариант»
Купцов Иван Иванович, Еремкин Юрий
Логинович (Рязанский государственный
педагогический университет им. С.А. Есенина) —
«Тест-опросник для измерения выраженности
волевых качеств у старшеклассников»
Тюрин Александр Владимирович
(Московский институт-интернат для инвалидов с
нарушениями опорно-двигательной системы) —
«Методы профессиональной ориентации инвалидов»
Иванов Геннадий Павлович, Чикалов
Николай Андреевич (Областной психологический
центр Департамента образования и науки
Калужской области) — «Психологическое
исследование личностных и интеллектуальных
аспектов развития учащихся общеобразовательных
учреждений»
Власенко Елена Анатольевна,
Снегирева Наталья Леонидовна
(Психолого-педагогический центр отдела
образования администрации г. Берёзовского
Кемеровской области) — «Изучение личности
учителя, педагогической деятельности и
педагогического общения (блок методик)»
Фоминова Алла Николаевна
(Нижегородский государственный педагогический
университет) — «Диагностическая программа по
изучению эмоционального состояния и
особенностей индивидуальной саморегуляции
учащихся младших и средних классов»
Волочков Андрей Александрович
(Пермский государственный педагогический
университет) — «Диагностика учебной активности
подростков и старшеклассников»
Акопов Гарник Владимирович (Самарский
государственный педагогический университет) —
«Диагностика профессионального сознания
(учебно-профессиональные установки)» |