Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2002
ОТЧЕТ


ГИЛЬДИЯ

ОТЧЕТ

о результатах Первого Всероссийского конкурса
на лучший пакет психологических диагностических методик
в системе образования Российской Федерации

Как известно нашим читателям, Министерство образования РФ в мае прошлого года объявило конкурс на лучший пакет психологических диагностических методик (см. «Школьный психолог» № 23, 2001 г.). Сегодня мы рады сообщить о завершении конкурса и опубликовать его официальные результаты.

Всероссийский конкурс на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации проводился в соответствии с приказом по Министерству образования РФ. В соответствии с приказом подготовка и проведение конкурса была поручена ООО «Университетские профессионалы». Процедура подготовки и проведения конкурса состояла из ряда этапов.

На первом, подготовительном этапе была проведена предварительная работа по формулированию принципиальных подходов к оценке психологических диагностических методик и разработке критериев. В основу были положены результаты научно-исследовательской работы «Предложения по разработке научно-методических рекомендаций по созданию системы отбора, оценки и создания психодиагностических методик и программ для системы образования Российской Федерации», выполненной ведущими специалистами-психологами по заказу Минобразования России в преддверии проведения конкурса.

На втором этапе проводилось систематизирующее описание полученных конкурсных работ. После проведения подобной работы были подготовлены и разосланы всем участникам «Сертификаты участия во всероссийском конкурсе».

На третьем этапе была сформирована экспертная комиссия, в состав которой вошли ведущие представители академической и прикладной психологической науки, специалисты в области возрастной, педагогической и дифференциальной психологии, имеющие большой опыт в области создания и применения психодиагностического инструментария.

На четвертом, заключительном этапе результаты работы экспертной комиссии были доложены на заседании Оргкомитета конкурса. Оргкомитет одобрил деятельность по подготовке и проведению конкурса и утвердил его результаты. В итоге четыре работы были удостоены первой премии и диплома 1 степени Министерства образования РФ, две работы — второй премии и диплома 2 степени Министерства образования РФ, а десять работ стали лауреатами конкурса Министерства образования РФ.

 

СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАБОТАХ, ПОСТУПИВШИХ НА КОНКУРС
(ВСЕГО 50 РАБОТ)

Единичная методика/
пакет методик

Предполагаемый
контингент
испытуемых

Профессиональный статус
создателя методики

Федеральный
округ

Пакет методик — 36 работ

Одна методика — 11 работ

Затруднились определить —
3 работы

На взрослых испытуемых рассчитано 15 работ, в том числе: 4 — на педагогов, 3 — на студентов, 1 — на инвалидов.

На детей рассчитано 29 работ, в том числе: 26 — на детей школьного возраста, из них 5 — на учащихся начальной школы, 3 — на подростков, 2 — на детей дошкольного и младшего школьного возраста, 2 — на воспитанников детдома разных возрастов, 1 — на детей дошкольного и школьного возраста, 1 — на детей среднего школьного возраста. Кроме того, 2 работы предназначены для детей дошкольного возраста, 1 — для детей раннего возраста.

Предназначаются и взрослым, и детям 2 работы, из них 1 — на детско—родительские отношения.

Не определен контингент испытуемых в 4 работах.

Степень кандидата наук имеют 23 автора; доктора наук — 6 авторов; у 3 авторов наличие ученой степени неизвестно. Практикующими психологами (преимущественно школьными) являются 17 авторов; 28 работают в вузах. 5 авторов из имеющих ученую степень являются сотрудниками или руководителями психологических центров. Место работы 1 автора неизвестно.

Центральный округ — 12 работ.

Северо—Западный округ — 3 работы.

Южный округ — 5 работ.

Приволжский округ — 13 работ.

Уральский округ — 2 работы.

Сибирский округ — 10 работ.

Дальневосточный округ — 5 работ.

 

ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА

Смирнов Денис Олегович (Пермский государственный педагогический университет) — «Методика изучения религиозной активности»

Семаго Михаил Михайлович, Семаго Наталья Яковлевна (Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, г. Москва) — «Психодиагностической комплект детского психолога»

Куликов Леонид Васильевич (Санкт-Петербургский государственный университет) — «Диагностика психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности»

Кореневская Вера Анатольевна (художественно-эстетическая гимназия № 25, г. Кемерово) — «Психологическое пространство как условие личностно-ориентированной педагогики, технология его формирования и исследования»

Лесникова Лариса Петровна (средняя общеобразовательная школа № 12, г. Белово Кемеровской области), Пронькина Татьяна Артуровна (многопрофильная гимназия № 1, г. Белово Кемеровской области), Тихонова Ольга Владимировна (Информационно-методический центр, г. Белово Кемеровской области) — «Комплекс диагностических материалов по изучению субъектов воспитательно-образовательного процесса при реализации профильного обучения»

Андрущенко Татьяна Юрьевна (Волгоградский государственный педагогический университет) — «Пакет диагностических методик в рамках возрастно-психологического консультирования детей школьного возраста»

Колмогорова Людмила Степановна (Барнаульский государственный педагогический университет) — «Диагностика психологической культуры школьников»

Сопов Владимир Федорович, Карпушина Людмила Валентиновна (Самарская гуманитарная академия) — «Морфологический тест жизненных ценностей»

Андрущенко Татьяна Юрьевна, Шашлова Галина Михайловна (Волгоградский государственный педагогический университет) — «Опросник содержания общения родителей с ребенком — взрослый вариант», «Опросник содержания общения родителей с ребенком — детский вариант»

Купцов Иван Иванович, Еремкин Юрий Логинович (Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина) — «Тест-опросник для измерения выраженности волевых качеств у старшеклассников»

Тюрин Александр Владимирович (Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы) — «Методы профессиональной ориентации инвалидов»

Иванов Геннадий Павлович, Чикалов Николай Андреевич (Областной психологический центр Департамента образования и науки Калужской области) — «Психологическое исследование личностных и интеллектуальных аспектов развития учащихся общеобразовательных учреждений»

Власенко Елена Анатольевна, Снегирева Наталья Леонидовна (Психолого-педагогический центр отдела образования администрации г. Берёзовского Кемеровской области) — «Изучение личности учителя, педагогической деятельности и педагогического общения (блок методик)»

Фоминова Алла Николаевна (Нижегородский государственный педагогический университет) — «Диагностическая программа по изучению эмоционального состояния и особенностей индивидуальной саморегуляции учащихся младших и средних классов»

Волочков Андрей Александрович (Пермский государственный педагогический университет) — «Диагностика учебной активности подростков и старшеклассников»

Акопов Гарник Владимирович (Самарский государственный педагогический университет) — «Диагностика профессионального сознания (учебно-профессиональные установки)»