Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Анатолий Гин М.: Вита-Пресс, 2001

Анатолий Гин М.: Вита-Пресс, 2001

Эта работа, педагогическая по содержанию, представляет интерес не только для учителей, но и для психологов, разрабатывающих теоретические вопросы образования или занятых непосредственно в школьной практике.

От многочисленных популярных изданий по педагогике и психологии она отличается прежде всего манерой изложения. Читать ее, во-первых, легко — она написана доступным языком, не изобилует непонятными терминами, грамотно структурирована, во-вторых, увлекательно — развиваемые автором идеи оригинальны и принципиально отличаются от хорошо известных, но не всегда продуктивных.

А.А. Гин — один из разработчиков ТРИЗ-педагогики (ТРИЗ — теория решения изобретательских задач). ТРИЗ-педагогика направлена на формирование творческого мышления, обеспечивающего решение сложных задач в различных областях жизнедеятельности человека. Сторонники ТРИЗ-педагогики, занятые в области проблемного обучения, опираются на мировой опыт поиска решений изобретательских задач.

Автором предлагаются оригинальные способы работы с детьми. Педагог, прочитавший книгу, почувствует себя вооруженным творческими формами педагогического воздействия, а практический психолог узнает, как дидактические методы могут стимулировать психическую активность детей.

Не будет большим преувеличением сказать, что автору книги удалось продвинуться в разрешении старого как мир противоречия между педагогической наукой и реальной жизнью, а именно: между решением в школе задач закрытого типа с четко сформулированными условиями и заранее заданными ответами и ежедневным столкновением учащихся с задачами открытого типа, когда условия неопределенны, а число возможных решений заранее неизвестно.

Автор щедро делится с читателем как теоретическими, так и практическими секретами.

В теоретической части описаны принципы педагогической техники, которые по сути являются психолого-педагогическими.

Практическая часть изобилует описаниями конкретных педагогических приемов: подачи домашнего задания, подготовки к докладу, мозгового штурма, деловых игр и др. Причем изложение сопровождается примерами использования этих приемов в образовательной практике.

На страницах пособия также анализируются методы письменного контроля, обсуждаются проблемы списывания и оценивания.

Учебное пособие снабжено полезным в практическом отношении приложением, в котором приводятся способ оценки педагогических методик, образцы творческих учебных задач, а также картотека приемов «защиты» детей от скучной школы (где хранить шпаргалку, как сделать так, чтобы не спросили, как сорвать урок и др.).

Очевидно, что все затронутые автором проблемы хорошо известны школьному психологу. Знакомство с книгой будет не только способствовать их продуктивному решению, но и побуждать к собственным активным поискам таких решений.

Марина СТЕПАНОВА