ПРИЕМЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Анатолий Гин М.: Вита-Пресс, 2001
Эта работа, педагогическая по
содержанию, представляет интерес не только для
учителей, но и для психологов, разрабатывающих
теоретические вопросы образования или занятых
непосредственно в школьной практике.
От многочисленных популярных изданий
по педагогике и психологии она отличается прежде
всего манерой изложения. Читать ее, во-первых,
легко — она написана доступным языком, не
изобилует непонятными терминами, грамотно
структурирована, во-вторых, увлекательно —
развиваемые автором идеи оригинальны и
принципиально отличаются от хорошо известных, но
не всегда продуктивных.
А.А. Гин — один из разработчиков
ТРИЗ-педагогики (ТРИЗ — теория решения
изобретательских задач). ТРИЗ-педагогика
направлена на формирование творческого
мышления, обеспечивающего решение сложных задач
в различных областях жизнедеятельности
человека. Сторонники ТРИЗ-педагогики, занятые в
области проблемного обучения, опираются на
мировой опыт поиска решений изобретательских
задач.
Автором предлагаются оригинальные
способы работы с детьми. Педагог, прочитавший
книгу, почувствует себя вооруженным творческими
формами педагогического воздействия, а
практический психолог узнает, как дидактические
методы могут стимулировать психическую
активность детей.
Не будет большим преувеличением
сказать, что автору книги удалось продвинуться в
разрешении старого как мир противоречия между
педагогической наукой и реальной жизнью, а
именно: между решением в школе задач закрытого
типа с четко сформулированными условиями и
заранее заданными ответами и ежедневным
столкновением учащихся с задачами открытого
типа, когда условия неопределенны, а число
возможных решений заранее неизвестно.
Автор щедро делится с читателем как
теоретическими, так и практическими секретами.
В теоретической части описаны
принципы педагогической техники, которые по сути
являются психолого-педагогическими.
Практическая часть изобилует
описаниями конкретных педагогических приемов:
подачи домашнего задания, подготовки к докладу,
мозгового штурма, деловых игр и др. Причем
изложение сопровождается примерами
использования этих приемов в образовательной
практике.
На страницах пособия также
анализируются методы письменного контроля,
обсуждаются проблемы списывания и оценивания.
Учебное пособие снабжено полезным в
практическом отношении приложением, в котором
приводятся способ оценки педагогических
методик, образцы творческих учебных задач, а
также картотека приемов «защиты» детей от
скучной школы (где хранить шпаргалку, как сделать
так, чтобы не спросили, как сорвать урок и др.).
Очевидно, что все затронутые автором
проблемы хорошо известны школьному психологу.
Знакомство с книгой будет не только
способствовать их продуктивному решению, но и
побуждать к собственным активным поискам таких
решений.
Марина СТЕПАНОВА |