Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Е.Е. Сапогова М.: Аспект Пресс, 2001

Е.Е. Сапогова М.: Аспект Пресс, 2001

Более трехсот лет назад английский поэт Джон Уилмот пошутил: «До женитьбы у меня было шесть теорий о воспитании детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории». Современный психолог-практик нередко сталкивается с похожей проблемой. В годы ученичества он более или менее усердно штудирует всевозможные теории, а при столкновении с реальными людьми, растущими и развивающимися, вдруг ощущает себя неподготовленным и безоружным.

Пройдут еще годы мучительных проб и ошибок, прежде чем удастся эффективно и практично распорядиться своим теоретическим багажом. Разумеется, багаж для этого необходимо иметь, иначе период проб и ошибок может затянуться.

Накоплению такого багажа и служат всевозможные учебники, среди которых новый учебник Е.Е. Сапоговой отличается исключительной информационной насыщенностью. Тут вам не шесть теорий, а все шестьдесят или даже больше.

В целом же книга (и это вполне адекватно для учебника) ориентирована именно на период ученичества, то есть усвоения знаний. В этот учебник автор, специалист широчайшей эрудиции, постаралась вместить максимум информации, почерпнутой из множества источников. Эта задача решена успешно, в качестве банка данных книга поистине бесценна.

Вот только от учебника в наши дни ждешь немножко большего — какого-то шага вперед по сравнению с отреферированными источниками. Именно такую цель Е.Е. Сапогова декларирует: «Учебник — это не только собрание современных «знаний и заблуждений» по какой-то дисциплине, это еще и система отношений автора к отобранному для него материалу». Однако создается впечатление, что получилось все-таки скорее «собрание», а «система отношений автора» теряется за обстоятельным пересказом чужих идей.

В качестве своего личного эталона автор приводит давний учебник Д.Б. Эльконина по детской психологии. Тут спорить трудно. Думается, во многом именно за счет «авторской системы отношений» Эльконину в самом деле было что сказать и чем обосновать свои суждения. А каково отношение Е.Е. Сапоговой, скажем, к биогенетической концепции, психоаналитической или культурно-исторической? В какой мере психологу можно ими руководствоваться — это решение автор, похоже, оставляет на суд самого читателя.

А может быть, учебник и должен быть так написан — максимум фактов, минимум суждений? Вот только фактами в данном случае преимущественно выступают суждения (чужие) по тем или иным вопросам развития человека. Хуже того — многие далеко не бесспорны. И пользоваться этим собранием можно только одним способом — все это выучить, чтобы на любой вопрос по психологии развития вместо «Я не знаю» уметь ответить «Это вопрос сложный и неоднозначный, существуют разные трактовки...»

Получается почти как у Уилмота в ХVIII веке — в преддверии появления детей очень неплохо запастись полудюжиной теорий детства. Вот только потом появляются реальные дети, и столько теорий становится уже и не нужно, тем более что они не на многое годны. Нужна бы одна, своя, хорошая, практичная теория. Но ее еще только предстоит создать. Наверное — самим. Хотя «строительный материал» для этого автором нового учебника предложен в избытке, и за это ей большое спасибо.

Сергей СТЕПАНОВ