ПСИХОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Е.Е. Сапогова М.: Аспект Пресс, 2001
Более трехсот лет назад английский
поэт Джон Уилмот пошутил: «До женитьбы у меня
было шесть теорий о воспитании детей; теперь у
меня шестеро детей и ни одной теории».
Современный психолог-практик нередко
сталкивается с похожей проблемой. В годы
ученичества он более или менее усердно штудирует
всевозможные теории, а при столкновении с
реальными людьми, растущими и развивающимися,
вдруг ощущает себя неподготовленным и
безоружным.
Пройдут еще годы мучительных проб и
ошибок, прежде чем удастся эффективно и
практично распорядиться своим теоретическим
багажом. Разумеется, багаж для этого необходимо
иметь, иначе период проб и ошибок может
затянуться.
Накоплению такого багажа и служат
всевозможные учебники, среди которых новый
учебник Е.Е. Сапоговой отличается исключительной
информационной насыщенностью. Тут вам не шесть
теорий, а все шестьдесят или даже больше.
В целом же книга (и это вполне
адекватно для учебника) ориентирована именно на
период ученичества, то есть усвоения знаний. В
этот учебник автор, специалист широчайшей
эрудиции, постаралась вместить максимум
информации, почерпнутой из множества источников.
Эта задача решена успешно, в качестве банка
данных книга поистине бесценна.
Вот только от учебника в наши дни ждешь
немножко большего — какого-то шага вперед по
сравнению с отреферированными источниками.
Именно такую цель Е.Е. Сапогова декларирует:
«Учебник — это не только собрание современных
«знаний и заблуждений» по какой-то дисциплине,
это еще и система отношений автора к отобранному
для него материалу». Однако создается
впечатление, что получилось все-таки скорее
«собрание», а «система отношений автора»
теряется за обстоятельным пересказом чужих идей.
В качестве своего личного эталона
автор приводит давний учебник Д.Б. Эльконина по
детской психологии. Тут спорить трудно. Думается,
во многом именно за счет «авторской системы
отношений» Эльконину в самом деле было что
сказать и чем обосновать свои суждения. А каково
отношение Е.Е. Сапоговой, скажем, к
биогенетической концепции, психоаналитической
или культурно-исторической? В какой мере
психологу можно ими руководствоваться — это
решение автор, похоже, оставляет на суд самого
читателя.
А может быть, учебник и должен быть так
написан — максимум фактов, минимум суждений? Вот
только фактами в данном случае преимущественно
выступают суждения (чужие) по тем или иным
вопросам развития человека. Хуже того — многие
далеко не бесспорны. И пользоваться этим
собранием можно только одним способом — все это
выучить, чтобы на любой вопрос по психологии
развития вместо «Я не знаю» уметь ответить «Это
вопрос сложный и неоднозначный, существуют
разные трактовки...»
Получается почти как у Уилмота в ХVIII
веке — в преддверии появления детей очень
неплохо запастись полудюжиной теорий детства.
Вот только потом появляются реальные дети, и
столько теорий становится уже и не нужно, тем
более что они не на многое годны. Нужна бы одна,
своя, хорошая, практичная теория. Но ее еще только
предстоит создать. Наверное — самим. Хотя
«строительный материал» для этого автором
нового учебника предложен в избытке, и за это ей
большое спасибо.
Сергей СТЕПАНОВ |