ТЕРЕМОК
«Теремок» — это четвертая из игр,
включенных нами (психологами НОУ «Экономическая
школа-лицей») в программу адаптационных
мероприятий для пятиклассников. Игра направлена
на прояснение и построение межличностных
отношений между детьми. В ходе игры могут быть
решены следующие задачи.
1. Диагностическая. Игра построена
таким образом, что не только взрослые, но и сами
ученики могут увидеть существующие между ними
отношения.
2. Конструирующая. В игровой
ситуации участники могут смоделировать тот тип
отношений, который в наибольшей степени отвечает
их актуальному запросу.
3. Рефлексивная. Участники игры
имеют возможность осмыслить свои
взаимоотношения, нормы и правила, которые лежат в
их основании, выразить собственное отношение к
сложившейся в классе ситуации.
4. Развивающая. В ходе игры
происходит развитие коммуникативных,
рефлексивных умений детей, их личностное
развитие. Возникают и реальные возможности для
формирования коллектива (если дети к этому
готовы).
ХОД ИГРЫ
По своей сути «Теремок» — сложная
психодраматическая игра, так как она
предполагает свободное развитие сюжета в
соответствии с игровыми поступками участников. В
основании сюжета — русская народная сказка
«Теремок».
Игра может проходить в актовом или
спортивном зале, а также в учебном кабинете при
условии, что в нем можно произвести определенную
перестановку. Нужно освободить значительное
пространство в центре и у доски, стулья по числу
участников расположить у стены полукругом (как в
театре). Хорошо, если на полу можно расстелить
ковер: многие этапы игры легче проводить,
усаживая детей на пол.
Перед началом действия ведущий просит
всех учащихся и классного руководителя сесть в
«зрительный зал».
Ведущий. Сейчас мы будем
ставить сказку «Теремок». Вы станете актерами
постепенно. В определенный момент все вы
окажетесь «на сцене». Пока же вы в «зрительном
зале», ведите себя как воспитанные зрители:
внимательно следите за действием, постарайтесь
ничего не пропустить. Иначе, когда подойдет время
входить в роль, вы можете оказаться не готовы!
Ведущий заранее (после консультаций с
классным руководителем) распределяет детей по
ролевым группам. Всего в спектакле может быть
задействовано 4—5 ролевых групп: например
мышки-норушки, зайчики, ежи, лисицы и группа
каких-нибудь экзотических животных — кенгуру,
страусов и проч. Количество детей в группе
зависит от того, сколько всего учеников в классе.
Эта игра была создана для небольшого по
численности класса. Видимо, для проведения в
многочисленной детской группе она потребует
определенных изменений.
В начале игры дети ничего не знают о
том, кто из них в какую группу входит. Ведущий
начинает читать вводный текст сказки
Ведущий. Стоял в лесу
теремок. Никто в нем не жил. Однажды пробегали
мимо теремка мышки-норушки. Они искали себе
домик... и т.д.
Ведущий объявляет, кто из учеников
играет роль мышек. Мышкам предлагается выйти на
сцену (в центр комнаты) и представить себе, что
они вошли в теремок.
Ведущий. Вы можете сейчас
обустроить этот дом так, как вам хочется. Самое
главное: вы должны решить, по каким правилам
будете все вместе жить в этом домике, и
обозначить на плане места своих личных комнат в
теремке.
Ведущий показывает детям нарисованный
на доске большой квадрат. Внутри квадрата, в
одном из углов, огорожено линией некоторое
пространство. Больше там нет никаких линий и
рисунков. Ведущий предлагает каждой мышке
отметить на плане место своей комнаты
(нарисовать кружок) и внутри него написать свое
имя. Два условия: мышкам нужно согласовать друг с
другом размер и расположение своих комнат, а
также нельзя использовать огороженное
пространство (это комната для гостей).
После того как план комнат будет
создан, мышкам выдается два листа бумаги. На
одном написано: «У нас принято», на другом: «У нас
нельзя». Детям предлагается на каждом листе
написать по три пункта правил.
Пока мышки работают, ведущий занимает
зрителей. Это могут быть загадки,
мини-соревнования. Можно перечислить тех детей,
кто будет играть в спектакле группу ежей (или
любых следующих персонажей сказки), и вместе со
всеми обсудить образ жизни ежей.
Тем временем мышки составляют правила
и по просьбе ведущего озвучивают их для всех
зрителей.
Сказка продолжается. На сцену выходят
следующие «бездомные зверьки», например ежи.
Ведущий предлагает ежам попроситься жить в
теремок. Хозяева, выслушав просьбу, должны
решить, пускают ли они новых жильцов, и если да, то
на каких условиях: в качестве равных хозяев или в
качестве гостей.
Если хозяева пускают ежей в дом в
качестве хозяев, ежи рисуют свои комнатки на
общем плане. Теперь они вправе распоряжаться
домом наравне с мышками.
Если же их пускают в качестве гостей,
то у них нет никаких прав, они должны жить по
правилам хозяев. Живут же в этом случае ежи все
вместе в гостевой комнате.
Если ежей в дом не пустили (а ведущий
должен спокойно принимать любые варианты), они
строят рядом небольшой шалаш. Небольшой, так как
их мало и сил для постройки серьезного дома не
хватит. Этот шалаш тоже изображается на доске в
виде пустого квадрата. В нем выделяется комната
для возможных гостей, и дети рисуют свои комнаты.
Жители нового домика-шалаша тоже
должны заполнить два листа с правилами. Если игра
приняла такой оборот, ведущий выделяет время на
работу с правилами. В это время жители теремка
могут на листе бумаги рисовать свои комнатки
(«гости» все вместе рисуют одну комнату), а
ведущий со зрителями обсуждает образ жизни тех
персонажей, которые следующими включатся в игру.
Важно не затягивать эту работу: как только
правила написаны, игра продолжается.
Появляются новые персонажи. Ведущий
говорит, кто сейчас появится на сцене в составе
третьей группы зверюшек. История повторяется.
Кстати, если новые персонажи приходят в уже
существующий шалаш, то он увеличивается в
размерах, превращается в мини-теремок.
По такому сценарию игра продолжается
до тех пор, пока все дети не станут ее
участниками.
К моменту, когда все зверушки
поселились на сцене, игра может обрести разные
очертания. Рассмотрим основные варианты.
Вариант первый: общий теремок и
все в нем хозяева
В этом случае детям предлагается
вернуться к обсуждению правил, которые создали
первые хозяева теремка. С тех пор в доме
появилось много новых жильцов! Все вместе они
должны создать новый свод законов, по которым
будет идти жизнь в теремке. Если после создания
новых правил дети не устали, можно предложить
каждому нарисовать свою комнату на отдельном
листе, а затем все комнаты укрепить на доске.
Получается «теремок».
Вариант второй: общий теремок, но в
нем есть и гости и хозяева
Прежде всего, ведущий уточняет у
гостей, нравится ли им их положение, все ли
устраивает. Если да, гостям предлагается еще
немного посидеть в своей комнате, а хозяева тем
временем составят общий свод правил жизни в
теремке и затем ознакомят с ним гостей.
На этом игра заканчивается. Опыт
показывает, что гостям обычно не нравится их
бесправное положение. Они претендуют на роль
хозяев. Необходимо дать детям возможность
обсудить ситуацию: в результате либо все
становятся хозяевами теремка, либо часть гостей
покидает теремок и строит собственный домик.
Игра продолжается.
Вариант третий: несколько
теремков
Каждый теремок создает свой свод
правил и разбирается со своими гостями, если они
у них есть. Затем теремки должны установить
законы совместной жизни в лесу. Для этого они
собираются все вместе и вырабатывают правила
леса. В некоторых случаях между группами детей
могут возникнуть конфликты. Дети заявляют, что не
хотят ни о чем договариваться и вообще
«разъезжаются» по разным лесам. Ведущий должен
принять этот вариант, но быть настойчивым в своем
требовании составить правила.
Ведущий. Земля все равно
одна, и она не очень большая. Вы должны
договориться о том, как будете жить на общей
земле. Случайные встречи ваших жителей возможны.
Как они должны строиться? Вы можете оказаться на
одной реке, ваши корабли могут встретиться в
море. Как вы будете поступать в этих и подобных
случаях?
Принципиально важно, чтобы дети
проговорили друг другу правила общежития.
Вариант четвертый: теремки и
отдельные жители
Не исключено, что внутри какой-то
группы произойдет раскол: часть построит общий
шалаш, а отдельные участники захотят жить
самостоятельно. У них должна быть такая
возможность. Для того чтобы поселиться в лесу
самостоятельно, они должны написать свой свод
правил и установить отношения с соседями.
Игра заканчивается, когда каждый нашел
место, которое ему по душе: в общем теремке, в
гостевой комнате, в мини-теремке или в личной
норе.
Ведущий подводит итоги и обязательно
подчеркивает положительную сторону финала игры:
важно, чтобы каждый понял, как ему удобнее, понял,
как хотят жить другие, и смог найти со всеми
остальными взаимопонимание, установить правила
общения.
Длительного обсуждения игра не
предполагает. Можно спросить у детей, похожа ли
игра на их настоящую жизнь в классе, чем именно
(если похожа) и чем отличается (если не похожа).
Обязательно нужно узнать настроение каждого
участника после окончания игры. Возможно, с
кем-то стоит побеседовать после действия
индивидуально или в маленькой группе.
Опыт показывает, что игровое действие
очень увлекает детей и они еще долго его
обсуждают друг с другом и с классным
руководителем.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук |