Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2002

Печатное слово

ЛИТОБЗОР

ЧИТАЕМ,
ОТБИРАЕМ,
РАЗВИВАЕМ

Есть книги, тематика которых всегда будет актуальна. Среди них — литература по подготовке детей к обучению в школе. Ведь каждый год родители дошкольников будут озабочены тем, как наилучшим образом подготовить своего малыша к этому важнейшему этапу его жизни. Тревогу родителей усиливает отбор, существующий (несмотря на официальные запреты) при приеме в престижные школы.

В этой литературе заинтересованы также психологи и педагоги, работающие в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Поэтому чаще всего книги по психологической готовности детей к школе имеют широкую аудиторию (от родителей до специалистов — педагогов, психологов, логопедов).

Все книги этой тематики можно разделить на три группы. Первая включает издания, содержащие тесты и диагностические методики по определению готовности к школе. Вторая — развивающие методики. Третья — издания комплексного характера, содержащие и диагностическую и развивающую части.

 

ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК УЧИТЬСЯ?

Батарея профессиональных изданий, с помощью которых можно найти ответ на этот вопрос, представлена рядом авторских диагностических комплексов.

Н.И. Гуткина. «Психологическая готовность к школе» (М.: Академический проект, 2000). В этом издании, адресованном в первую очередь психологам, автор описывает концептуальные подходы к понятию «готовность к школе». По мнению автора, у ребенка должна иметься учебная мотивация.

Исходя из этого, Н.И. Гуткина предлагает диагностико-коррекционную программу, состоящую в основном из авторских методик, направленных на диагностику доминирующих мотивов в поведении ребенка, произвольности поведения, развития интеллектуальной и речевой сферы.

Кстати, многие методики Н.И. Гуткиной ранее были выпущены отдельным изданием («Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6—7 лет к школьному обучению». М., 1996). В нем представлен целостный комплекс, достаточный для диагностики готовности детей 6—7 летнего возраста к школьному обучению: стимульный материал, подробные инструкции для детей и интерпретация результатов.

Методики, включенные в диагностический комплекс, направлены в основном на исследование учебной мотивации, уровня произвольности, интеллектуальной и речевой сферы. Минусом этого комплекса является то, что в нем не представлены материалы по определению особенностей развития отдельных познавательных процессов: памяти, внимания, а также особенностей формирования операций мышления.

Психологическую готовность к школе авторы другой разработки (Е.К. Вартохова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова. «Экспресс-диагностика готовности к школе». М.: Генезис, 1998) предлагают оценивать по трем параметрам: личностному, умственному и физическому развитию ребенка.

Работа с этим комплектом позволяет проводить массовое комплексное обследование детей за достаточно короткий срок, поскольку к первичному обследованию могут привлекаться учителя начальных классов. Этому способствуют подробные инструкции к диагностическим заданиям, доступная интерпретация результатов и четкие критерии оценки достижений ребенка.

Знания, полученные в результате такого тестирования, позволят психологам и педагогам увидеть слабые и сильные стороны своих будущих учеников, прогнозировать трудности в обучении и продумать систему своевременной психолого-педагогической поддержки.

Наиболее полный комплект диагностического инструментария представлен в разработках Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.

«Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диагностический комплект» (М.: АРКТИ, 1999). Этот комплект предназначен для углубленной психологической диагностики развития высших психических функций у детей. Он состоит из стимульного материала и методических рекомендаций к нему.

В состав комплекта входят классические методики для пато- и нейропсихологического обследования детей. Диагностический материал разбит на блоки в соответствии с предлагаемой технологией обследования познавательных процессов: памяти, внимания, работоспособности, восприятия, невербального и вербально-логического мышления, понимания сложных грамматических конструкций, сформированности пространственного мышления.

Наиболее полный набор методик для психологического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста Н.Я. Семаго и М.М. Семаго представили в «Психодиагностическом комплекте детского психолога» (объединение «Интегральная психология», 2000). Этот комплект состоит из 25 диагностических методик и тестов.

Основные принципы и методы работы с диагностическими материалами, а также анализ результатов обследования представлены в методическом пособии Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст» (М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000).

Логопедам, воспитателям, методистам, членам медико-педагогических комиссий адресовано издание А.Т. Ткаченко «Альбом индивидуального обследования» (М.: Гном-Пресс, 2001). Альбом содержит оптимальное количество тестовых заданий с картинками для выявления основных психологических, интеллектуальных и речевых особенностей дошкольников в возрасте от трех до шести лет.

 

САМ СЕБЕ ДИАГНОСТ

В последние годы различными издательствами выпущен ряд книг, адресованных родителям.

Составители этих книг предлагают родителям известные психологические тесты, которые часто используются при приеме детей в школу. Это позволяет натренировать ребенка на их выполнение. «Школьный психолог» неоднократно писал о неперспективности такого варианта подготовки детей к поступлению в школу. В качестве примера можно привести книгу Е. Ларцевой «Первый экзамен» (СПб.: Детство-Пресс, 2000).

Встречаются издания (например: А.П. Сиротюк. «Коррекция развития интеллекта дошкольников». М.: Сфера, 2002), в которых составители предлагают родителям в качестве развивающих заданий сложнейшие психологические и нейропсихологические тесты!

Правда, есть и такие книги, которые с успехом могут быть использованы родителями, для того чтобы самостоятельно получить представление об особенностях познавательной сферы своего ребенка и на этой основе проводить с ним систематические занятия.

Среди них прекрасно изданная и иллюстрированная книга Н.В. Гатановой и Е.Г. Туниной «Тесты для подготовки ребенка к школе» (СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001). Ее составители справедливо считают, что будущий ученик должен обладать высокой познавательной активностью, уметь самостоятельно организовывать свою деятельность, распределять силы, владеть своими эмоциями и уметь общаться с детьми и взрослыми. Поэтому предлагаемые диагностические и развивающие упражнения направлены прежде всего на развитие внимания и других познавательных процессов.

В книге прекрасно соблюден баланс между доступностью заданий для детей и родителей и их научностью. Все задания снабжены четкими инструкциями.

Настоящим путеводителем по миру дошкольного детства является «Энциклопедия воспитания и развития дошкольника» (Под ред. Л.Ю. Субботиной. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001).

В этом издании популярно описываются особенности развития высших психических функций дошкольника: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения — и предлагаются тестовые задания для их изучения. Кроме того, в книге представлен богатый арсенал игровых занятий.

 

ПОИГРАЕМ?

Немалую часть литературы по подготовке детей к школе составляют разнообразные издания, направленные на развитие познавательной сферы дошкольника. Практически все они могут быть смело использованы как специалистами, так и родителями. В этом благодатном возрасте (дошкольном) любые развивающие занятия будут полезны детям. Сразу оговоримся, что мы имеем в виду именно развитие ребенка, а не его раннее обучение.

В продаже имеются целые серии развивающих изданий для детей дошкольного возраста.

Прежде всего хочется упомянуть великолепные книги издательства «Питер» (серия «Мой первый учебник»). Это яркие и прекрасно составленные пособия для подготовки детей к школе Н.В. Гатановой и Е.Г. Туниной «Развиваю внимание», Ю. Гатанова «Развиваю логику и сообразительность», Н.В. Гатановой и Е.Г. Туниной «Развиваю память», Г.А. Глинки «Развиваю мышление и речь», Ю. Гатанова «Развиваю воображение», Н.В. Гатановой и Е.Г. Туниной «Развиваю мелкую моторику».

На мой взгляд, это увлекательнейшие развивающие книжки, адресованные детям и родителям. При работе с этими пособиями дети учатся творчески и неординарно мыслить, быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, возникающих в учебе, игре и общении со сверстниками.

Практически все книги названной серии составлены таким образом, что дети с большим интересом выполняют предложенные задания. Хотя это даже и не задания как таковые, а совместная творческая работа ребенка и взрослого.

Этим же издательством выпущена еще одна полезная книжка (А.А. Реан и С.Н. Костромина. «Как подготовить ребенка к школе». СПб.: Питер-Ком, 1998). В ней особое внимание уделяется психологической адаптации ребенка к школе. Для этого авторы сначала знакомят читателей с психологическими особенностями дошкольников и проблемами, которые могут возникнуть в начале учебы. Для того чтобы предотвратить их, авторы предлагают родителям изучить особенности познавательной сферы своего ребенка (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи) и заняться их тренировкой.

Хочется обратить внимание читателей на книги издательства «Академия развития» (г. Ярославль). Здесь выделяются популярное пособие для родителей и педагогов Л.Ф. Тихомировой «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников», а также книги из серии «Вместе учимся, играем» (Л.Ю. Субботина. «Развитие воображения у детей»; Н.Л. Кряжева. «Развитие эмоционального мира детей»).

В эти сборники включены многочисленные игры, упражнения и задания, которые помогут взрослым подготовить ребенка к школе. Они не только способствуют развитию познавательных возможностей, но и обучают элементарным навыкам счета, письма, чтения.

Недавно издательство «Академия развития» выпустило новую серию книг для занятий с дошкольниками «Ваш ребенок: изучаем, наблюдаем, развиваем». Она включает книги «Познавательные способности. Дети 5—7 лет», «Логика. Дети 5—7 лет», «Память. Дети 5—7 лет», «Мир детских эмоций. Дети 5—7 лет», «Общение. Дети 5—7 лет», «Развитие восприятия. Дети 5—7 лет», «Готов ли ребенок к школе? Тесты и задания для будущих первоклассников».

Существуют отдельные книги, содержащие развивающие комплексы для дошкольников, адресованные как родителям, так и педагогам. Среди них можно назвать книгу Г.Т. Шпаревой и И.П. Коноваловой «Интеллектуальные игры для детей 3—7 лет» (М.: Педагогическое общество, 2001), которая содержит занимательные задачи, кроссворды, головоломки.

Разнообразные групповые и индивидуальные игры помещены в сборнике «365 развивающих игр» (Сост. Е.А. Беляков. М.: Рольф, Айрис-пресс, 2002). Большинство из представленных игр направлено на развитие творческих и логических способностей ребенка, а также различных качеств: внимательности, настойчивости, умения сосредоточиться, находить нестандартные решения.

Занимательный материал, направленный на развитие и совершенствование у детей старшего дошкольного возраста различных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, можно найти в книге Г.Л. Брозаускас и А.Н. Нужной «Занимательное обучение дошкольника: спор на кухне» (М.: Союз, 2001).

Большинство книг по развитию детей дошкольного возраста, адресованных родителям, могут быть использованы педагогами и психологами для проведения подготовительных занятий с дошкольниками, а также развивающих и коррекционных занятий с более старшими ребятами.

Ольга РЕШЕТНИКОВА