Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2002
Куравский Л.С., Малых С.Б. Анализ динамики средовых влияний в близнецовых исследованиях. Вопросы психологии, № 6, 2001, с. 80—89


ДАЙДЖЕСТ

Куравский Л.С., Малых С.Б.
Анализ динамики средовых влияний в близнецовых исследованиях. Вопросы психологии,
№ 6, 2001, с. 80—89

Наблюдение за близнецами позволяет проанализировать причины изменчивости психологических характеристик (например, коэффициента интеллекта IQ) под влиянием среды в течение заданного временного периода.

Временная динамика накопления различий между монозиготными и дизиготными близнецами и членами неродственных пар 6 и 14 лет описывается с помощью пуассоновских потоков событий и гистограмм.

Было выявлено, что до шестилетнего возраста среда в большей мере способствует сближению коэффициента интеллекта близнецов, а в школе ситуация меняется на прямо противоположную. Одно и то же воздействие среды может давать различные результаты, которые зависят от генетического фактора.

Предлагаемый подход может быть применен при анализе лонгитюдных данных. Он позволяет глубже, чем другие методы, исследовать проблему средовых влияний.

Подготовила Ольга БАРАНОВА