НАЧНИТЕ С ДОВЕРИЯ
Добрый день, уважаемая Марина
Ростиславовна!
Пишу Вам в надежде на помощь. В школе
я работаю недавно. С детьми и с администрацией
уже сложились доброжелательные отношения.
Трудности возникают в работе с учителями. Они
охотно идут на контакты, если решаются проблемы
детей. Однако сами они «закрыты». Семинары,
лекции здесь неэффективны. Мне кажется, сегодня
нужны другие формы работы, но какими они могут
быть? (Если учесть, что педагоги относятся к
категории людей, которые сопротивляются любым
предлагаемым им способам психологической
работы: как с профессиональными, так и с
личностными проблемами.) В моем случае ситуация
усугубляется тем, что многие учителя находятся в
конфликте с администрацией и друг с другом. Но
должны же существовать методы преодоления этого
барьера? Только я еще о них не слышала. Мне
кажется, если преодолеть некоторые установки
учителей, провести с ними работу, способствующую
их личностному росту, то уменьшится число
педагогов, неудовлетворенных своей профессией,
изменится и состояние дел в школе...
с уважением,
Юлия А.
Уважаемая Юлия!
Конечно, Вы правы: педагог, который
ощущает себя реализующимся в профессии,
личностно растущим человеком, будет по-другому
работать, иначе строить отношения с детьми и
администрацией. И школа наша изменится...
Но насильно в личностный рост не
загонишь. К счастью. А то мы, психологи, давно бы
развернулись и натворили дел. Нужно с уважением
принимать тот уровень готовности к изменениям,
который сегодня есть у людей. И признавать за
ними право не быть готовыми к изменениям. В конце
концов, это ведь лишь один из возможных жизненных
сценариев — самоактуализация. Жизнь на уровне
стабильного функционирования тоже имеет право
на существование и поддержку. Но это так,
философия.
Тот факт, что педагоги Вашей школы с
интересом включаются в работу, связанную с
решением проблем их учеников, дорогого стоит.
Многие наши с Вами коллеги, уверяю Вас, не могут
пока и этого сказать про свою работу.
Заинтересованность в решении ученических
проблем — это первый шаг к личностному росту, а
иногда — и просто завуалированная (безопасная)
форма проявления готовности к этому самому
росту.
Не хотят ваши педагоги говорить о
самих себе — это их право. Говорите о детях. Как
им помочь? Какие индивидуальные условия обучения
и общения в школе подобрать? Что можно изменить в
методике, содержании предмета, какие
воспитательные мероприятия придумать и провести
вместе с детьми? Очень важно, чтобы при этом
педагоги шли не от «умных» теоретических схем, а
от самих себя. Говорили о своем опыте, сравнивали
его с опытом коллег или методическими
рекомендациями науки.
Конечно, можно непосредственно
обсуждать с педагогами их зашкаливающую
личностную тревожность. А можно обсуждать
учеников, не справляющихся с нагрузкой и
программой из-за эмоциональной неустойчивости,
вырабатывать рекомендации, отрабатывать с
педагогами упражнения, которые они потом будут
предлагать ученикам для психоэмоциональной
разгрузки. Вот вам и обучение, и безопасная для
самооценки взрослого человека ситуация.
Да, педагоги не очень охотно обсуждают
с нами, психологами, свои личные проблемы. Значит,
у них есть основания нас опасаться. Может быть,
дело и не в наших личностных особенностях, а в
самом названии нашей профессии или языке, на
котором говорим, или в интонациях, с которыми
преподносим информацию. В любом случае, нужно
очень критично относиться к себе и не спешить.
Доверие появится, а вслед за ним — запрос на
личностную помощь. А пока говорите с людьми о том,
о чем они готовы с вами говорить.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук |
ОБ АТТЕСТАЦИИ И ДРУГИХ НАБОЛЕВШИХ ПРОБЛЕМАХ
Ряд писем, присланных в адрес
редакции, содержал вопросы, связанные с
условиями работы педагога-психолога. На них мы
попросили ответить Тамару Юрьевну ФЕДОТОВУ —
директора Центра психолого-медико-социального
сопровождения г. Омска, члена аттестационной
комиссии управления образования администрации
г. Омска.
Отрывок из письма
По результатам финансовой проверки
Муниципального образовательного учреждения для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи «Центр диагностики и
консультирования» было сделано замечание, что
«работникам учреждения производится выплата
надбавки в размере 20% от оклада за работу в
специальных коррекционных учреждениях для
детей, имеющих отклонения в развитии. На
основании Инструкции о порядке исчисления
зарплаты работников просвещения от 16.05.85 № 94
оплата труда педагогических работников по
повышенным ставкам должна производиться только
за часы занятий с указанными детьми».
Устанавливая эту надбавку, мы исходили
из того, что:
1. Специалистам ПМПК повышение
зарплаты на 20% производится на основании приказа
Государственного комитета СССР по народному
образованию № 340 от 15 июля 1991 г., в котором
указываются виды деятельности ПМПК: диагностика
детей, консультирование родителей, педагогов;
проведение разъяснительной работы среди
населения, работников образовательных
учреждений и т.д.
Педагоги-психологи нашего центра
осуществляют такие виды деятельности.
2. Коррекционная работа с детьми
становится более эффективной, если сочетается с
консультированием, психотерапией и просвещением
родителей и педагогов.
3. В названии нашего учреждения уже
заложено, что к нам обращаются дети, имеющие
проблемы в развитии. Для решения этих проблем в
центре производится следующая работа:
а) созданы группы по развитию
психических процессов, творческого мышления и
т.д.;
б) ведется индивидуальная работа с
детьми (направленная на самопознание,
саморазвитие, самоактуализацию и т.д.) и
групповая (тренинги «Психологическая подготовка
к сдаче экзаменов», «Личностного роста», «Хочу
быть успешным» и т.д.);
в) тренинги «Азбука общения»,
«Эффективного родителя», индивидуальное и
семейное консультирование, направленное на
коррекцию взаимоотношений.
Почему же педагогу-психологу не
положена надбавка?
Может быть, есть другие нормативные
документы по этому вопросу?
Тамара Федотова. Замечание по
результатам финансовой проверки сделано
обоснованно. По закону повышение зарплаты на 20%
возможно лишь специалистам, работающим в ПМПК,
поскольку считается, что именно они
непосредственно занимаются с детьми, имеющими
проблемы и отклонения. А всем другим сотрудникам
муниципального образовательного учреждения для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи таких надбавок, к
сожалению, пока не предусмотрено. И специалист
центра может получать надбавки только за свою
деятельность в рамках ПМПК.
Отрывок из письма
Образовательные учреждения для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, не внесены в «Список
профессий и должностей работников образования,
педагогическая деятельность которых в школах и
других учреждениях для детей дает право на
пенсию за выслугу лет», утвержденный
постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября
1991 г. № 463 с изменениями и дополнениями,
внесенными постановлением Правительства РФ от 22
сентября 1993 г. № 53.
Может быть, уже что-то сделано для
решения данного вопроса?
Тамара Федотова. Надеемся, что этот
вопрос будет решен на ближайшей коллегии
Министерства образования РФ. Сейчас идет
согласование этого вопроса в различных
руководящих инстанциях.
От редакции. Когда верстался этот
номер, в Минобразования России состоялось
Всероссийское совещание по проблемам службы
практической психологии в системе образования.
Открывшая совещание заместитель министра Елена
Чепурных сообщила, что вопрос о праве
педагогов-психологов на пенсию по выслуге лет
будет рассмотрен Минтруда в июле с.г.
Отрывок из письма
В инструктивном письме Минобразования
РФ и Профсоюза работников народного образования
и науки РФ от 16.01.2001 г. № 20-58-196/20-5/7 «О порядке
исчисления зарплаты работников образовательных
учреждений» в пункте 2.11 говорится, что «верхнего
предела объема учебной нагрузки (педагогической
работы), который может быть установлен учителям,
преподавателям и другим педагогическим
работникам в том же образовательном учреждении,
не установлено».
Правильно ли мы понимаем, что
педагог-психолог имеет право на 1,5 ставки и на 2
(при желании работника)?
Тамара Федотова. Во всех
документах, на которые ссылается автор, есть
юридические основания, для того чтобы определить
совмещение или совместительство
педагогу-психологу, работающему в центре, но не
более чем 0,75 ставки. То есть я, как директор, могу
позволить своему сотруднику работать
дополнительно на 0,75 ставки.
Отрывок из письма
С какого времени утрачивает силу
диплом о переподготовке по специальности
«Практический психолог народного образования»,
полученный мной при Институте повышения
квалификации и переподготовке работников
образования?
Тамара Федотова. Учреждения, которые
дают образование по специальности «Практический
психолог», должны иметь лицензию и аккредитацию.
Это дает им право выдавать дипломы о
переподготовке установленного образца (ДВП). При
этом программа подготовки специалиста должна
быть не менее 1200 часов.
При соблюдении всех этих условий
полученный диплом не должен утрачивать свою
силу.
Отрывок из письма
Могу ли я, имея высшее образование по
специальности «Олигофренопедагогика и
логопедия», работать с учащимися коррекционных
классов начальной школы в качестве психолога?
Или я могу работать только во вспомогательных
классах?
Тамара Федотова. Педагогом-психологом
может быть назначен только специалист, либо
прошедший специальную переподготовку по
указанной выше программе на базе любого первого
высшего профессионального образования, либо
имеющий базовое психологическое образование.
Отрывок из письма
Какие требования предъявляются к
специалисту, аттестующемуся на I и высшую
категории?
Тамара Федотова. Порядок
аттестации педагогов-психологов на I и высшую
категории определен Положением об аттестации
работников образования.
Требования к первой категории такие: в
течение последних трех—пяти лет специалиста
должны знать либо в округе, либо в городе. Он
должен провести 2—3 семинара на базе своего или
иного учреждения или иметь печатные работы,
выступления на конференциях. Этот специалист
может участвовать в подготовке призеров
олимпиады (окружной, городской) по психологии или
педагогике. Обязательна курсовая переподготовка
в объеме не менее
72 часов в Институте повышения квалификации
работников образования или в тех
образовательных учреждениях, которые имеют на
это лицензию, аккредитацию и выдают документ
установленного образца. Никакие другие курсы и
сертификаты не засчитываются.
К высшей категории предъявляются те же
требования, но специалист должен быть известен в
масштабах области или республики. Вся его работа
должна проходить на этом уровне: областные
семинары, совещания, олимпиады, конференции с
публикацией тезисов. Кроме того, он должен
представить результаты своей работы: показатели
мониторинга, программы. Плюс — курсовая
переподготовка.
Материал к публикации подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА |