ОТДЫХ С ПОЛЬЗОЙ
Здравствуйте, дорогой
«Школьный психолог»!
Пишет вам ваша совсем молодая коллега.
Читаю вашу газету уже давно, а работать
педагогом-психологом начала недавно — только в
прошлом году, так как я еще учусь на V курсе
психолого-педагогического факультета
Воронежского государственного педагогического
университета.
Никогда не думала, что местом моей
работы будет школа-интернат для детей-сирот. Мне
пришлось работать с классами для детей с ЗПР. Как
известно, дети в таких классах имеют разный
уровень умственного развития... Плюс специфика
учреждения (в основном это дети, от которых
родители либо отказались, либо их лишили
родительских прав, то есть дети, педагогически и
социально запущенные). В общем, на практике мне
пришлось столкнуться не совсем с тем, чему нас
учили в вузе...
Никогда раньше я не писала стихов для
детей, хотя сочиняю давно и многие стихотворения
уже были напечатаны в наших, воронежских
изданиях, некоторые звучали по радио...
А ведь дети, имеющие ЗПР, часто очень
хорошо усваивают материал, поданный в
стихотворной форме.
Так появились мои развивающие
упражнения, которые с удовольствием выполняли
дети... Потом поделилась своими «сочинениями» с
психологами Многоуровневого образовательного
комплекса № 2 — учреждения, имеющего совсем
другую направленность. Но они заинтересовались,
сказав, что такие упражнения можно использовать
не только в классах КРО, но и в обычных, только с
более младшими детьми. А еще они посоветовали
написать вам — кто знает, может, и другие
психологи возьмут эти упражнения на вооружение...
Все эти упражнения можно проводить на
любых уроках, используя их как игровые паузы:
отдых проходит с пользой, снимается напряжение.
Высылаю вам фотографию моих
подопечных — учащихся 4-го «б» класса
школы-интерната № 1 г. Воронежа (на фото —
праздник, который мы устроили в честь дня
рождения одной из учениц прямо в кабинете
психолога). Эти дети заставили меня понять, что
любовь к ним да немного фантазии — незаменимые
вещи для любого, кто выбрал работу с детьми.
Анастасия АРТЕМОВА,
г. Воронеж |
Цветные карандаши
(развитие внимания)
Детям раздаются карточки разных
цветов — белого, черного, серого, красного,
зеленого, желтого, синего, голубого, розового.
Дается словесная инструкция: «Посмотрите, какого
цвета карточка вам досталась. А теперь
послушайте стишок. Каждый, услышав свой цвет,
хлопает в ладоши один раз. Вот так: (хлопок).
Будьте внимательны! Итак...»
Как-то раз мне подарили
Коробок карандашей:
Можно все раскрасить ими,
Всех, от пяток до ушей.
Белый, розовый, зеленый,
Желтый, красный, синий, черный,
Серый (или же простой)
И небесно-голубой.
Взял я чистую тетрадку,
Нарисую по порядку:
Небо светло-голубое,
Солнце желтое, большое.
Белым крашу облака,
Синий — для тебя, река!
Красный мак, зеленый луг.
Огляделся я вокруг...
«А почему меня не взял?!» —
Какой так карандаш сказал?
(Дети: «Серый!», «Черный!», «Розовый!»)
А ну-ка, лист переверну
И все сначала я начну.
Пожалуй, нарисую дом.
Простым — ну серым — дым столбом,
Зеленым — крышу, красным — дверь.
Так. Что осталось мне теперь?
Раскрашу розовым окошки,
Пусть черной с белым будет кошка,
На окнах — желтые цветы,
Пускай растут для красоты!
Совсем я выбился из сил...
Какой я карандаш забыл?
(Дети: «Синий!», «Голубой!»)
Тогда решил я сделать вот что:
Пожалуй, нарисую площадь.
На площади — большой парад,
И всех цветов флажки висят!
Желтый, серый, черный, белый,
Реет синий гордо, смело.
Голубой, зеленый, красный,
Ярко-розовый. Прекрасно!
Все цвета отметил я?
(Да!)
Все теперь мои...
(Друзья!)
У меня в интернате охотно хлопали под
этот стишок дети, которые учатся в 4-м классе. А
моя коллега проводила его уже в детском саду.
«Карандаши» не только развивают внимание, но и
просто вызывают улыбки, поднимают настроение...
Половинки
(развитие слухового внимания)
Инструкция: Сейчас я вам прочту один
стишок. Слушайте внимательно, и услышите задание,
которое вам предстоит выполнить.
Чудеса творятся в мире!
Я заснул в своей квартире
И увидел вдруг в оконце
Полумесяц-полусолнце...
На столе, возле кровати,
Где лежала полускатерть,
Громоздились в беспорядке
Все мои полутетрадки,
Полукнижки, полуручки
И другие полуштучки...
Разом прыгнули в окошко
Полумышки-полукошки;
Полульвы и полутигры
Заиграли в полуигры,
Похватали понарошку
Полувилки-полуложки,
И ныряли эти звери
В полуокна-полудвери.
Навострили полуушки
Все мои полуигрушки.
Вой поднялся тут на славу:
Полу-гав, а полу-мяу...
Я ворочался в постели —
Ну приснится, в самом деле!
Испугался — без вранья:
Вдруг уже я — полу-Я?!
Наконец, совсем проснулся,
Облегченно улыбнулся,
Отогнал свои тревоги:
Руки целы, целы ноги...
Долго я считать пытался,
Да со счета все сбивался.
Так скажите же на милость,
Сколько «полу-» мне приснилось?
После первого прочтения я спрашиваю:
«Так что же нам с вами предстоит сделать?»
Выслушав детей, повторяю: «Да, нам
нужно сосчитать, сколько же в этом забавном сне
слов, начинающихся с «полу-» (20).
Я читаю стихотворение еще раз.
Как до небес добраться
(развитие координации движений,
слуховой памяти)
Подобные упражнения (стишки с
движениями) легко придумать, стоит полистать
сборник детских стихотворений.
Этот стих я не придумала, а, взяв за
основу какой-то стишок из старых «Веселых
картинок», переделала его немного, и весь
четвертый класс потом заставил даже учительницу
выучить «Как до небес добраться...».
Инструкция для первого прочтения: Слушайте
внимательно, повторяйте за мной слова и движения!
Что нужно сделать, братцы, (1)
Чтоб до небес добраться? (2)
За стол сначала надо сесть, (3)
Тарелку вкусной каши съесть, (4)
Потом в зеленый лес пойти, (5)
Большое дерево найти (6)
И вверх по крепким сучьям (7)
Взобраться к белым тучам. (8)
И вот уже — нас не достать! (9)
Мы можем солнышко поймать, (10)
Едва на облаке вздремнуть — (11)
И вот — пора в обратный путь!.. (12)
Помашем солнышку рукой. (13)
Ну, а теперь — летим домой! (14)
Движения под строчки:
(1): Пожимаем плечами, разводим руками.
(2): Смотрим вверх, рука «к козырьку».
(3): Садимся за стол, складываем руки.
(4): Изображаем, как будто «едим».
(5): Встаем, топаем.
(6): Руки поднимаем вверх, «тянемся».
(7); (8): Изображаем руками, как «лезем»: цепляемся
за веточки выше, выше.
(9): Разводим руки в стороны.
(10): «Ловим» круглый предмет, изображаем руками
форму.
(11): Складываем ладошки под щеку, закрываем глаза.
(12): «Смотрим на часы».
(13): Машем ладошкой.
(14): Изображаем, как «летим», садимся на место.
При последующих прочтениях, когда дети
запомнят движения и слова, подобную разминку
может проводить кто-нибудь из них. |