Мясоед П.А.
Оценка интеллектуального развития
младших школьников учителем. Вопросы психологии,
№ 6, 2001, с. 89—101
В статье описана экспресс-методика
оценки уровня интеллектуального развития
младших школьников 1—3-х классов (7—8, 8—9 и 9—10
лет). В основу создания этой методики был положен
принцип опосредования В.В. Давыдова и др.
(интеллектуальное развитие ребенка школьного
возраста протекает путем образования все новых
звеньев в его учебной деятельности), принцип
потенциального развития интеллекта учащихся
(продвижение по зоне ближайшего развития),
принцип актуального развития интеллекта
учащихся, принцип нормативного в познавательном
развитии учащихся, сведения Программы начальной
школы Министерства образования Украины.
Методика представляет собой систему
из 9 шкал, каждая из которых описывает отдельные
аспекты интеллектуального развития с помощью
пяти утверждений. Все полученные баллы
суммируются и являются первичной оценкой
интеллектуального развития учащегося. Затем по
предложенной формуле первичные оценки
переводятся в относительные. Далее с помощью
таблицы относительные оценки переводятся в
станайны, характеризующие искомый уровень
интеллектуального развития ребенка. Методика не
позволяет характеризовать крайние случаи,
например задержанное или опережающее развитие.
Тем не менее она на них указывает (выход за
пределы результатов станайнов показан в
таблице). Результаты данной методики могут быть
не совсем точными, как и показатели других тестов
интеллекта, но процедура оценивания не занимает
много времени и позволяет получить общую картину
уровня развития класса.
Методика прошла проверку на
надежность (приведены результаты ретестовой
надежности через 12 месяцев и со сменой экспертов)
и на критериальную, конструктивную и
прогностическую валидность. Проверка
критериальной валидности свидетельствует, что
методика диагностирует именно интеллект, но в
отличие от тестов она делает это непрямым
образом. В ходе проверки конструктивной
валидности подтвердилось соответствие
результатов методики и русскоязычного
адаптированного варианта WISP (вербальный,
невербальный IQ). Проверка прогностической
валидности осуществлялась лонгитюдным способом.
Апробация проводилась на выборке учащихся
начальных классов Украины.
Итак, уровень интеллекта ребенка может
быть достаточно точно выявлен с помощью непрямой
оценки учителя-эксперта. Подготовка эксперта
сводится к ознакомлению с инструкцией, в которой
сообщается о цели исследования, описывается
содержание, строение и правила применения шкал,
приводятся необходимые формулы и таблицы
(достоверность данных и результатов не в
последнюю очередь зависит от квалификации
эксперта).
Неадекватны, однако, могут быть оценки
учителей, которые очень недолго работают с
детьми (несколько недель) либо ведут предметы 1
раз в 1—2 недели.
Результаты апробации и стандартизации
измерительных шкал, проверки надежности и
валидности методики позволяют считать ее
средством непрямой оценки уровня
интеллектуального развития младших школьников.
Подготовила Ольга БАРАНОВА |