Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2002
СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Сценарий психолого-педагогического консилиума по трудному классу

«Трудные дети, трудные классы» — эти слова время от времени начинают звучать в каждой школе. Не всем педагогам и психологам нравится это словосочетание, появляются новые слова. Но суть проблемы остается той же: есть дети и даже целые классы, к которым традиционные педагогические способы воздействия применить невозможно. Бывает, что эффективность таких воздействий ничтожно мала, а иногда и последствия оказываются совсем не теми, которых ожидали учителя.

Растерянность, агрессия, переживание профессиональной некомпетентности, провала — вот далеко не полный перечень чувств, которые охватывают взрослых в такой ситуации. И конечно, уровень напряжения у людей, работающих в негосударственных образовательных учреждениях (НОУ), гораздо выше по сравнению с теми, кто работает в общеобразовательной школе. Требования и администрации, и родителей к уровню профессионализма в условиях НОУ более высокие.

Но у любой проблемы, помимо негативных сторон, есть и позитивные. В нашей школе мы решили проблему трудных классов превратить в точку роста для всего педагогического коллектива. Работа с такими детьми помогает педагогам в поиске и разработке новых технологий. А это уже процесс творчества. Результативность такого процесса повышается, если в него включаются все члены коллектива.

Для реализации этой идеи нами был разработан сценарий психолого-педагогического консилиума. Проводится он в виде деловой игры.

Данная игра может быть использована для:

— определения приоритетных направлений работы с классом;

— выявления положительных особенностей класса;

— разработки технологии решения поставленных задач;

— создания единой педагогической команды для работы с трудным классом;

— формирования у педагогического коллектива ответственной профессиональной позиции по отношению к проблемной ситуации.

 

Участники игры

Педагоги, работающие с данным классом, психолог класса, представители администрации.

 

Этапы

1. Первичная диагностика (20—30 минут);

2. Анализ проблем и постановка задач (20 минут);

3. Работа проектных микрогрупп (30 минут);

4. Создание единой программы по решению поставленных задач (30 минут);

5. Рефлексия игры (20 минут).

 

Ход игры

Первый этап

Участники садятся в круг. Погружение в ситуацию и первичная диагностика проблемы проводится с помощью блиц-опроса участников. Ведущий предлагает им продолжить предложение: «Когда я думаю о работе с этим классом...»

Труднее всего приходится первому участнику. Ведь ему предстоит озвучить в присутствии коллег и администрации личную проблему, возникающую у него при работе с этим классом.

Если уровень доверия в педагогическом коллективе высок, то первым может стать любой: он определяется в случайном порядке. Если нет, то необходимо предоставить эту возможность (выбрать первого) либо высокостатусному педагогу, либо представителю администрации. Эту роль также может взять на себя психолог.

Данный опрос позволяет участникам снизить напряжение, почувствовать солидарность с остальными.

Одновременно ведущий фиксирует все характеристики, которые дают участники данному классу. Например, кто-либо говорит: «Когда я думаю о работе с этим классом, то я чувствую напряжение, так как не могу заранее предугадать, как ребята отреагируют на тот учебный материал, который будет им предложен».

Ведущий уточняет, о чем идет речь: о трудностях усвоения материала высокого уровня сложности или о непредсказуемости поведения детей на уроке. Затем записывает определенную характеристику. Она может звучать так: «Трудности усвоения материала высокого уровня обобщения» либо «С трудом подчиняются требованиям дисциплины».

Таким образом по окончании блиц-опроса появляется характеристика класса. При необходимости участники дополняют ее.

 

Второй этап

Этот этап проводится в форме групповой дискуссии. Ведущий предлагает участникам проанализировать каждый пункт характеристики и отнести его к одной из групп:

— возрастные особенности детей, обучающихся в данном классе;

— уникальные индивидуальные особенности, присущие детям этого класса (наличие большого количества гиперактивных детей, низкая работоспособность учащихся, ярко выраженные особенности восприятия материала и т.д.);

— особенности учебной деятельности детей этого класса (развитие логического мышления, умение работать с текстом, умение поставить конкретную задачу при работе с учебным материалом и др.).

На этом этапе не дается положительная или отрицательная оценка той характеристике, с которой работают педагоги.

Затем анализируется каждый пункт этой характеристики, и участники переходят к постановке задач.

Педагогам предлагается ответить на два вопроса:

Что является индивидуальной характеристикой класса, которую мы должны принять как данность (например, особенности работоспособности детей)?

Какие задачи мы можем перед собой поставить?

Таким образом получается список педагогических задач, относящихся к особенностям учебной деятельности и поведения детей. Если задач получилось очень много, можно выделить наиболее актуальные на данный момент времени.

 

Третий этап

Участники приступают к разработке возможных вариантов решения поставленных задач. Ведущий просит участников разбиться на группы по количеству задач. Так создаются проектные микрогруппы.

Цель каждой из них — создать программу, с помощью которой возможно решить поставленные задачи.

Педагоги пишут, какие шаги можно предпринять, чтобы достичь поставленной цели, в каких формах может проходить эта работа, кто должен быть включен в реализацию этого направления.

На одной из деловых игр задачу приобщения детей к нормам и правилам школьной жизни было предложено решать при помощи организации диалога учеников трудного класса со значимыми взрослыми. Такой диалог может быть организован на круглых столах, творческих вечерах, при совместном анализе школьных документов.

 

Четвертый этап

Каждая группа представляет на суд участников свой проект. Выслушав всех, участники составляют единую стратегию работы с данным классом.

Появляются направления работы — как первоочередные, так и ориентированные на дальние сроки.

При обсуждении необходимо учесть все возможные трудности осуществления тех или иных идей.

Проект должен встроиться в обычную учебную жизнь и детей, и педагогов, не вызвав перегрузок ни у тех, ни у других. Создав конкретную программу, участники определяют сроки ее реализации, назначают ответственных и договариваются о дате следующей встречи.

 

Пятый этап

Это традиционный этап любой коллективной деятельности: участники делятся наиболее важными для себя итогами проделанной работы.

Важным моментом рефлексии этой деловой игры является демонстрация творческих профессиональных возможностей как всего педагогического коллектива, так и отдельных учителей.

Предложенный сценарий очень прост в проведении, не требует большой подготовительной работы. Но значение такого рода деловых игр чрезвычайно велико: они способствуют формированию педагогической команды. А это, в свою очередь, помогает решить целый ряд таких принципиальных задач, как: создание единой образовательной среды, осуществление целенаправленной педагогической деятельности не только в учебной сфере, но и в области воспитания, изменение эмоционального климата в школе.

Самое важное, что ситуация активного совместного творчества способствует тому, что педагог занимает субъектную позицию по отношению к себе, к своей педагогической деятельности.

 

Татьяна БЕГЛОВА,
педагог-психолог
НОУ «Экономическая
школа-лицей»,
г. Москва