Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

КАК ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова М.: Академический проект, 2001

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова М.: Академический проект, 2001

Довольно трудно провести границу между сведениями, необходимыми психологу в ежедневной работе, и излишними, иначе говоря, не имеющими непосредственного отношения к его узко профессиональным задачам. Данная книга (хотелось бы знать ее настоящее название, так как титульное написание не совпадает с обложкой) издана в серии «Руководство практического психолога» и предназначена педагогам и психологам, работающим с детьми раннего и дошкольного возраста.

На первый взгляд школьный психолог, занятый решением проблем детей школьного возраста, ничего полезного для себя из этой книги почерпнуть не сможет. Если говорить о конкретных рекомендациях, образовательных программах или методиках исследования, то это действительно так. Однако для того чтобы понять ребенка, переступившего порог школы, нелишне иметь представления и о дошкольнике, ибо многие проблемы, возникающие в процессе обучения, «родом из детства».

Это — уже второе издание книги, первое вышло более 10 лет назад. Вопросы, поднимаемые на страницах книги, сегодня, пожалуй, еще более актуальны, чем прежде, в связи со стремлением взрослых как можно раньше приобщить детей к обязательным занятиям, учебным не только по содержанию, но и по форме. При этом значение игры явно недооценивается.

Авторы книги делают попытку убедить читателей, что в дошкольном детстве игра, и прежде всего сюжетная, является самой важной формой психического — и познавательного, и личностного — развития ребенка. В игре формируются способность к воображению и образному мышлению, произвольные внимание и запоминание, а также навыки управления собой (ребенок вынужден сдерживать свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками).

По мнению авторов, игры, как сюжетно-ролевые, так и с правилами (последние возникают в дошкольном возрасте и далее сохраняют свое развивающее значение), помогают ребенку подготовиться к школе.

Авторы различают две стороны подготовки детей к школе — широкую и специальную. Последняя предполагает формирование у ребенка конкретных знаний и действий, которые будут способствовать его успешному обучению в школе на самых первых этапах. Широкая подготовка включает в себя умение выполнять инструкции взрослого, планировать будущие действия, критично оценивать свои результаты, считаться с мнением других детей и т.п.

В книге отмечается, что материалом для ее написания послужили экспериментальные исследования и длительные наблюдения авторов за детьми в домашних условиях. Следует прислушаться к настоятельным рекомендациям авторов: они советуют родителям не жалеть времени на общение с ребенком, на организацию совместных игр.

Отсутствие полноценного общения с ребенком может в дальнейшем обернуться отчужденностью и взаимным непониманием и даже привести к нежелательным конфликтам родителей и детей.

Школьный психолог, познакомившийся с этой книгой, может быть, и не узнает для себя ничего нового, но лучше поймет идею амплификации, то есть максимального использования возможностей каждого возраста. По сути дела, авторы данного небольшого пособия отстаивают право ребенка на детство.

Кроме того, сведения, касающиеся закономерностей развития дошкольника и особенностей формирования его игрового поведения, могут быть использованы в практике консультирования первоклассников и их родителей.

Марина СТЕПАНОВА