Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2002
НОВИЧОК В КЛАССЕ


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

НОВИЧОК В КЛАССЕ

Обычно ко второму классу учителю удается сплотить учеников в дружный коллектив. Дети охотно помогают друг другу, сопереживают в трудных ситуациях. Малыши привыкли к учителю и к друзьям. Они скучают друг без друга во время летних каникул.

Как же ввести в такой сплоченный коллектив нового ученика? Некоторые педагоги считают, что не надо заострять на этом внимание: новичок сам привыкнет, постепенно вольется...

Ребенок приходит в чужой класс, где свои правила, законы, отношения. Он приходит к другому учителю в другой кабинет, здесь все не так, как было в его прежнем классе.

За учебным процессом мы часто не замечаем, как новенький общается с ребятами, что чувствует, что у него на душе. Учителю важнее, как новый ученик усваивает материал.

 

ДЕТСКИЙ СПОСОБ

Как же может педагог помочь новичку адаптироваться в классе?

Поддержка учителя нужна всем, но не каждый ребенок сразу ему доверится. Да и «свои» наблюдают за каждым поступком учителя, иногда ревнуя и обижаясь.

Мне сначала казалось, если попросить детей включить новичка в игру, то ученики постепенно подружатся. Но не все так просто. Натолкнул меня на эти размышления случай с одной новенькой.

Девочка пришла к нам во 2-й класс. Она, по мнению детей, не задавалась, была очень скромной, сама никому не навязывалась. Но мне было тяжело наблюдать за ней, так как она была отверженной. И все мои просьбы, обращенные к детям, принять девочку в какую-нибудь совместную деятельность, не приводили ни к какому результату. До некоторых пор... Но однажды все девочки остались после уроков и стали обсуждать эту проблему.

— Вы знаете, ведь Ира — хорошая, и учительница наша все время об этом говорит.

— Правда, Светлана Геннадьевна говорит, что она хорошая. Но что в ней на самом деле хорошего?

Девочки долго спорили, а потом решили выбрать среди учениц «главную», которая рассудила бы их спор. Выбранная ими «главная» была очень прилежной и послушной девочкой. Я бы даже никогда не подумала, что ее слово может иметь вес, так как у нас в классе немало «боевых» девчонок. Так вот «главная» сказала, что новенькую нужно еще проверить, но в общем-то она ей нравится. «Так что можете давать ей телефоны и гулять с ней», — заключила девочка.

Об этом разговоре я узнала намного позже, тогда же мне казалось, что это мои «методы» помогли. В 3-м классе к нам пришли новые ученики из класса, который расформировали. Как и полагается, я их представила всем ученикам, попросила ребят ввести их в курс событий. Я посадила новичков с сильными учениками, чтобы им было легче освоить оформление заданий в тетрадях. В случае необходимости соседи по парте могли бы ответить на вопросы.

Но проходит несколько дней — класс никак не принимает новичков. И тут мне одна ученица говорит, давайте поступим так же, как мы в прошлом году поступили с Ирой — соберем девочек и решим...

Так я узнала об их способе «приема».

 

НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА

Теперь передо мной встала новая проблема, как повлиять на выбор ребят, как сделать так, чтобы они сами решили, что новички достойны их внимания и дружелюбного расположения. Я решила переговорить с классом.

Учитель. Мы с вами оказались негостеприимными хозяевами. Представьте, что к нам в гости приехали родственники, с которыми мы раньше не были знакомы. Но они не почувствовали ни нашего внимания, ни заботы, ни участия... Представляете, как им было тяжело?

У наших новичков раньше был свой класс, свой учитель, но так случилось, что они не могут жить прежней дружной семьей. Мы же раньше встречали этих ребят на переменах, да и на улице виделись... Теперь же у нас получилось так, что наши родственники предоставлены сами себе. Они не знают, что им можно, а что нельзя, как им вести себя в чужой квартире, где хозяева не разговаривают с ними и постоянно оставляют одних.

Дети. Знаете, мне кажется, они похожи на беженцев, они лишились своего класса, учителя и кабинета. Да, им и правда тяжело.

Учитель. Я думаю, что все мы поняли, в чем состоит наша ошибка, и мы исправим положение. Я думаю, завтра что-то изменится.

Но после этого разговора ничего не изменилось. Значит, не убедила я детей. А так хорошо они рассуждали, что надо помочь ребятам, поддержать их...

 

КАЖЕТСЯ, ЕСТЬ ВЫХОД

Следующий шаг — классный час... Я решила, что ученикам нужна какая-то совместная деятельность. Я предложила детям провести необычное занятие. Попросила их разделиться на три группы и объяснила, что каждая группа должна подготовить сообщение на свою тему, а потом мы проведем одно мероприятие... Дети получили на подготовку два дня.

Каждой группе достались свои карточки с заданиями-вопросами.

Группа 1. Что такое внимание?

— Какого человека можно назвать внимательным?

— Внимательный и чуткий — можно ли сказать, что эти понятия имеют одинаковое значение?

Группа 2. Что такое сочувствие, сопереживание?

— Кто может быть другом?

— Кому можно сочувствовать, сопереживать?

Группа 3. Что такое забота?

— Какого человека называют заботливым?

— Что общего между милосердием и заботой?

Учитель. Для ответа на некоторые вопросы вы можете пользоваться толковым словарем. Можете обратиться за помощью ко мне или к родителям. Каждой группе я назначу срок, к которому она должна подготовить письменный отчет.

Дети. Как это?

Учитель. Вы постараетесь ответить письменно на все вопросы. Самое главное при этом — ответ должен быть общим для всех.

Ученик. Я наберу ответы на компьютере, а дети из нашей группы подпишутся.

Учитель. Нет, не годится. На листочке каждый член группы должен написать хотя бы одно предложение. Затем вы должны красиво оформить свой ответ: можно что-либо нарисовать на обложке.

Дети разделились на группы таким образом, что в каждой из них оказался новичок. Он активно работал вместе с ребятами, и никто его не отвергал, ведь детям было важно, чтобы их группа оказалась лучшей.

Весь класс также получил задание — прочитать сказку Х.-К. Андерсена «Гадкий Утенок».

Наступил долгожданный день.

 

ЗАДЕЛО ЗА ЖИВОЕ

В этот день у нас проходил классный час.

Тема. «Какого человека мы считаем хорошим?»

Цели. Сплотить детей, ввести в коллектив новичков.

Учитель. Вы проделали большую работу, молодцы! Каждая группа старалась, все вы сделали аккуратно, красиво. Давайте друг другу поаплодируем.

Дети хлопают.

Учитель. Кто-нибудь догадался, почему я попросила вас прочитать сказку Андерсена «Гадкий Утенок».

Дети. Утки не были чуткими, они не понимали утенка, даже не хотели принимать его, потому что он отличался от них.

Учитель. Умница, ты очень четко подметил — гадкий утенок отличался от них, был не такой, как они.

Дети. Никто не сочувствовал гадкому утенку и не сопереживал ему. И ему было обидно, что он совсем один, что никто его не любит, не замечает.

Учитель. Что значит быть чутким?

Дети. Это значит быть внимательным, милосердным, то есть быть готовым делать добро каждому. Нужно уметь сочувствовать людям.

Учитель. Спасибо, как много нового вы узнали, молодцы. Что вас больше всего потрясло в этой сказке?

Дети. Отношение к утенку. Он же был хорошим, но никто этого не знал.

Учитель. А разве кто-то пытался узнать его поближе, подружиться с ним?

Дети. Нет, дикие утки думали только о том, чтобы он им не мешал. Еще курица с котом его не приняли. Курица считала, что утенку надо нести яйца. А кот хотел, чтобы утенок научился мурлыкать.

Учитель. Но ведь он мог их чем-нибудь заинтересовать?

Дети. Утенок был еще маленький, и он сам не знал, что он умеет делать.

Учитель. Можно ли сказать, что утенок плохой, если его внешность не нравится окружающим?

Дети. Нет, надо было с ним подружиться. Утенок добрый, он никому не желал зла, хотя его никто не любил.

Учитель. Доброта — это очень ценное качество. Что же изменилось, когда наступила весна?

Дети. Гадкий утенок стал красивым лебедем. Все сразу стали замечать его. Гадкий утенок всем понравился.

Учитель. Почему же теперь он стал нравиться окружающим, он же все равно не такой, как его мама-утка и утята?

Дети. Теперь он лучше их. Да, теперь птицы хотят с ним дружить.

Учитель. Что же изменилось?

Дети. Он стал красивым.

Учитель. А как вы думаете, в детстве он действительно был страшным?

Дети. Нет. Мне кажется, что никто даже не думал над этим, просто он отличался от всех.

Учитель. Получается, что если кто-то чем-то отличается от других, значит, он — плохой?

Дети. Просто сначала надо хорошо узнать кого-то, а потом уже делать о нем выводы.

Учитель. Какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку?

Дети. Надо внимательно относиться ко всем.

Учитель. Эта сказка про птиц, но и у людей тоже не всегда бывает все хорошо.

Дети. Эта сказка и про людей. Просто здесь люди в образе птиц.

Учитель. Молодцы, вам предстоит на уроках чтения работать с этим произведением, и вы еще много найдете в нем важного и интересного.

А сейчас я предлагаю каждой группе выполнить задание. Ответьте на отдельном листочке на такие вопросы.

Какими качествами должен обладать хороший человек?

Кого можно считать хорошим?

На все у вас три минуты.

Дети записывают ответы.

Учитель. Стоп. У вас будет возможность дополнить свой список чуть позже.

Ученики из первой группы по цепочке читают то, что они записали, а ученики из второй и из третьей групп отмечают у себя галочками то, что было названо, и дополняют.

Дети. Добрый, отзывчивый, отличник, умный, внимательный, милосердный, любит маму и папу, слушает родителей, аккуратный, веселый...

Учитель. Много разных качеств вы назвали. Думаю, что мы их напишем на большом листе, а этот лист повесим в классе. Позже мы все вместе уточним, какие из этих качеств самые важные.

Главное, чтобы у нас в классе все чутко относились друг к другу.

Сейчас каждый из вас пожелает что-нибудь хорошее нашему классу. (Учитель берет морскую ракушку.) Я желаю, чтобы у нас в классе ребята были добрыми и внимательными, всегда готовыми помочь друг другу. (Передает ракушку ребенку.)

Дети. Я желаю нашему классу, чтобы никто не болел (передает ракушку...)

— Я желаю нашим ребятам, чтобы не было войны между мальчиками и девочками.

— Я желаю нашему классу, чтобы Лена, Дима и Саша (новенькие) чувствовали себя у нас хорошо.

Учитель. Спасибо.

Дети. Я желаю нашему классу, чтобы мальчики не давали в обиду девочек.

— Я желаю...

Все 26 человек высказали свои пожелания.

Учитель. Спасибо вам за интересную работу, мои хорошие человечки.

 

УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

После урока ко мне подошел один ученик и сказал: «Я понял, почему мы сегодня обсуждали сказку «Гадкий утенок».

— Почему?

— Мы не замечали наших новеньких.

— К сожалению, так.

Мальчик отошел от меня и крикнул: «Ребята, пошли все играть в ручеек». (Дети любят эту игру и в этот раз выбирали новеньких не потому, что я их просила, а по своему желанию.)

Спустя четыре дня после классного часа Лена (одна из новеньких) с радостью мне сообщила, что она ходила гулять с девочками. А мальчики играли с ребятами в сотки и собирают наклейки.

После этих событий я сделала важные для себя выводы. Нужно, чтобы класс самостоятельно пришел к верному решению. Педагогу же надо подтолкнуть детей к такому решению. Надо создать условия, для того чтобы дети сами приняли новеньких в свой сплоченный коллектив.

На все это нужно время, но главное, чтобы ученики увидели новенького, заинтересовались им. А этому можно и нужно способствовать: побеседовать с родителями новичка, узнать, как он себя чувствует в школе, хочет ли идти в класс, что думает о ребятах, пытаться вовлечь его в общие дела класса.

Детей же надо исподволь подводить к мысли, что новый ученик — тоже частица класса.

И тогда ребенок, который вошел в новый класс, сможет преодолеть страх перед неизвестным и стать полноправным членом классного коллектива.

Светлана КАЗАКОВА,
учитель начальных классов,
г. Москва