Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПОДРОСТОК:
КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОПЛАСТИКИ ЛИЧНОСТИ

Е.А. Леванов М.: Омега-Л, 2002

Е.А. Леванов М.: Омега-Л, 2002

Мне нравятся тонкие книжки. В подавляющем большинстве случаев их небольшой объем до краев заполнен полезным содержанием, поскольку для словесной «воды» места слишком мало. Даже самые замысловатые теории в малом формате предстают простыми и понятными. Не говоря уже о практически ориентированных книжках.

Представляемая книга является примером изложения реальной практики. Автор — доктор педагогических наук, профессор Е.А. Леванова за годы нелегкой педагогической и научной работы в вузе не растеряла юношеского задора и творческого запала.

Ее теория, конечно же, имеет серьезное научное обоснование. Но главное — это практическая ориентированность этой теории. Данная теория продолжает традиции советской психолого-педагогической школы. Но это не теория воспитания, а теория личностного развития в духе лучших образцов мировой гуманистической психологии.

Обращает на себя внимание новый термин «психопластика». С моей точки зрения, он весьма удачен. Автор пишет: «Под психопластикой личности мы понимаем способность духовной организации личности к адекватным перестройкам в ответ на значимые изменения внешних и внутренних факторов, ее внутреннюю согласованность, соразмерность и гармоничность в отношениях, взаимодействии и восприятии человека человеком».

Целью программы, изложенной в книге, является оказание помощи подросткам в социальной адаптации к современной действительности, в выработке устойчивых стереотипов социального поведения, в формировании адекватного отношения к себе и обществу, в овладении способами эмоционального реагирования, в формировании психологического иммунитета к негативным явлениям.

Эти цели достигаются с помощью специальных тренинговых программ, в процессе которых каждый участник преодолевает несколько ступеней. На каждой из них ему предоставляется возможность получить полезную информацию и выработать навыки взаимодействия в различных ситуациях.

Автор предлагает целый ряд оригинальных тренингов, помогающих решать задачи каждой ступени. Например, это тренинги: регуляции способов эмоционального реагирования, по развитию самовосприятия, межполового взаимодействия, конструктивной критики, построения жизненной стратегии и другие.

К сожалению, объем издания не позволил автору представить хотя бы программы этих тренингов, но это обещано сделать в последующих публикациях.

Отдельно упоминается, что в работе используется обряд инициации, но, к сожалению, из книги непонятно, что он из себя представляет.

Особый интерес представляет «Технологическая карта взаимодействия педагога-психолога с подростками...». Эта карта подробно описывает деятельность педагога-психолога на разных этапах работы с подростковым коллективом: в ней даны цель деятельности, ее задачи, стиль общения с подростками, задачи мотивирования и предполагаемые результаты.

Книга, безусловно, интересная и будет полезна для всех, кто работает с подростками.

Александр ШАДУРА