ПОДРОСТОК:
КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОПЛАСТИКИ ЛИЧНОСТИ
Е.А. Леванов М.: Омега-Л, 2002
Мне нравятся тонкие книжки. В подавляющем
большинстве случаев их небольшой объем до краев
заполнен полезным содержанием, поскольку для
словесной «воды» места слишком мало. Даже самые
замысловатые теории в малом формате предстают
простыми и понятными. Не говоря уже о практически
ориентированных книжках.
Представляемая книга является примером
изложения реальной практики. Автор — доктор
педагогических наук, профессор Е.А. Леванова за
годы нелегкой педагогической и научной работы в
вузе не растеряла юношеского задора и
творческого запала.
Ее теория, конечно же, имеет серьезное научное
обоснование. Но главное — это практическая
ориентированность этой теории. Данная теория
продолжает традиции советской
психолого-педагогической школы. Но это не теория
воспитания, а теория личностного развития в духе
лучших образцов мировой гуманистической
психологии.
Обращает на себя внимание новый термин
«психопластика». С моей точки зрения, он весьма
удачен. Автор пишет: «Под психопластикой
личности мы понимаем способность духовной
организации личности к адекватным перестройкам
в ответ на значимые изменения внешних и
внутренних факторов, ее внутреннюю
согласованность, соразмерность и гармоничность
в отношениях, взаимодействии и восприятии
человека человеком».
Целью программы, изложенной в книге, является
оказание помощи подросткам в социальной
адаптации к современной действительности, в
выработке устойчивых стереотипов социального
поведения, в формировании адекватного отношения
к себе и обществу, в овладении способами
эмоционального реагирования, в формировании
психологического иммунитета к негативным
явлениям.
Эти цели достигаются с помощью специальных
тренинговых программ, в процессе которых каждый
участник преодолевает несколько ступеней. На
каждой из них ему предоставляется возможность
получить полезную информацию и выработать
навыки взаимодействия в различных ситуациях.
Автор предлагает целый ряд оригинальных
тренингов, помогающих решать задачи каждой
ступени. Например, это тренинги: регуляции
способов эмоционального реагирования, по
развитию самовосприятия, межполового
взаимодействия, конструктивной критики,
построения жизненной стратегии и другие.
К сожалению, объем издания не позволил автору
представить хотя бы программы этих тренингов, но
это обещано сделать в последующих публикациях.
Отдельно упоминается, что в работе
используется обряд инициации, но, к сожалению, из
книги непонятно, что он из себя представляет.
Особый интерес представляет «Технологическая
карта взаимодействия педагога-психолога с
подростками...». Эта карта подробно описывает
деятельность педагога-психолога на разных
этапах работы с подростковым коллективом: в ней
даны цель деятельности, ее задачи, стиль общения
с подростками, задачи мотивирования и
предполагаемые результаты.
Книга, безусловно, интересная и будет полезна
для всех, кто работает с подростками.
Александр ШАДУРА |