Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЭПОХА ПРОПАГАНДЫ

Э. Аронсон, Э.Р. Пратканис СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002

Э. Аронсон, Э.Р. Пратканис СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002

В свое время известный сатирик иронизировал над советской прессой: «Прочитал одну газету — и знаешь, о чем написано во всех остальных». Нечто подобное сегодня происходит с российской психологической литературой.

При знакомстве с ежедневно выходящими книжными новинками очень скоро создается впечатление: разные авторы пишут почти об одном и том же, заимствуют друг у друга идеи и суждения, а уж у самих себя списывают нещадно, повторяясь от одной публикации к другой. Еще чаще — заимствование идей заморских, что в последние годы стало совершенно очевидно ввиду массового перевода иностранной литературы.

В связи с этим может возникнуть впечатление, что едва ли не вся наша психологическая литература вторична по отношению в первую очередь к американской. Но если же приглядеться к американской книжной продукции, становится ясно: за океаном творится буквально то же самое. Очередная книжная новинка пера Аронсона и Пратканиса — наглядное тому подтверждение.

В соответствии с принятым в издательстве «прайм-ЕВРОЗНАК» стилем оформления на обложке книги разным шрифтом напечатано столько слов, что не сразу и поймешь, какие из них являются названием. Наиболее доходчиво звучит рекламная формула: «Эта книга — одна из самых лучших в мире по вопросам убеждения и влияния!»

Если абстрагироваться от рекламного влияния (чему, кстати, книга и учит), то из данной формулы становится ясно: такая книга существует не одна, точнее — подобных книг много. Каждая из них по своему интересна, и эта недурна. Насчет «одна из самых лучших» — простим оформителю слишком буквальное понимание содержащихся в ней рецептов. Во всех сферах нас уже не раз потчевали «новейшими», «исключительными», «непревзойденными» продуктами, которые зачастую оказывались лишь аналогами хорошо известных. Данный случай — не исключение.

Э. Аронсон — автор знаменитый, его блестящий труд «Общественное животное» увидел свет на русском языке 4 года назад. Недавно выпушенный учебник по социальной психологии, написанный им в соавторстве, в значительной мере дублирует и лишь отчасти развивает высказанные им ранее идеи. В «Эпохе пропаганды» те же идеи конкретизируются применительно к проблеме социального влияния. Ту же проблему освещает еще несколько интересных книг, вышедших в последние годы — Чалдини, Зимбардо & Ляйпе и др.; есть даже специальная хрестоматия по психологии влияния.

По сравнению с ними «Эпоха пропаганды» новизной не блещет — механизмы описаны те же самые, примеры в основном известные. Так что и рецензию на эту книгу можно было бы на 90% списать с уже публиковавшихся в рубрике «Арсенал» — например, на книгу того же Чалдини, которую, честно говоря, и следовало бы, наверное, признать лучшей.

Сказанное вовсе не значит, будто рецензируемая книга нехороша. Тема настолько интересна, что знакомство с нею сулит читателю не только несомненную пользу, но и немалое удовольствие, тем более что такой мастер, как Аронсон, раскрывает ее блестяще. И начать знакомство с его работами, наверное, лучше всего с «Эпохи пропаганды». Если вы не читали других книг на эту тему, то эту можно порекомендовать безоговорочно. Ну а если читали... Одолжите у кого-нибудь эту книгу на вечерок. Пары часов вполне хватит, чтобы просмотреть ее «по диагонали» и порадоваться своей социально-психологической эрудиции.

Сергей СТЕПАНОВ