ДРАМОТЕРАПИЯ.
ТЕАТР КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И СПОСОБ
САМОВЫРАЖЕНИЯ
М. Кипнис. М.: Ось-89, 2002
Эта книга — один из тех редких случаев, когда
работа, написанная человеком, не являющимся
психологом и постоянно подчеркивающим этот факт
(видимо, в силу заслуживающей уважения
деликатности специалиста, действующего на чужой
территории), может быть смело рекомендована
профессиональным психологам.
Название книги не должно вводить в заблуждение:
ее содержание не имеет прямого отношения ни к
психодраме, ни к относительно новому направлению
— драмотерапии, хотя и использует некоторые
элементы этих психотехнологий.
Автор, театральный актер и режиссер, страстно
увлечен не только высоким искусством, но и
возможностью привлечь на театральные подмостки
подростков. Несколько лет назад он затеял проект,
получивший название «Драма. Импровизация.
Дилемма» (сокращенно — «ДИД»).
Никакого отбора «актерски одаренных»
подростков здесь не происходит. Сюда приходят
все желающие. Молодежный театр, по мнению автора,
— это способ помощи подросткам в развитии у них
ответственного «выбирающего Я».
В книге детально изложена особая технология
авторской программы «ДИД», истоками которой
можно считать идеи психодрамы и социодрамы
Джекоба Морено и театра импровизаций «Плейбек»
Джонатана Фокса.
Если читатель испытывает интерес к
возможностям театрального искусства как своего
рода испытательного полигона для проверки
подростками жизненных стратегий и тактик
поведения, для пересмотра ими жизненных
ценностей, установок, убеждений через постоянное
взаимодействие с партнером, через вхождение в
образ, через освоение «предлагаемых
обстоятельств», то в книге он найдет конкретные
инструменты работы.
Здесь почти нет «научных» теоретических
построений. Есть полулирические авторские
отступления и размышления над удивительным
«чудом театра». А самое главное — есть более
сотни разнообразных, подробно описанных и
чрезвычайно интересных игр, упражнений,
психотехник, которые, безусловно, будут полезны
школьным психологам. И не только тем, кто
чувствует тягу к театральному искусству и готов
к заимствованию положений авторского подхода, но
и всем, кто так или иначе осуществляет групповую
психологическую работу с подростками.
В арсенале приемов, предлагаемых Михаилом
Кипнисом, можно найти упражнения на любой вкус. И
для коммуникативных тренингов, и для тренингов
сензитивности и межличностного взаимодействия,
и для поведенческих тренингов разрешения
конфликтных ситуаций. Конечно, ряд упражнений
покажется читателю знакомым. Однако авторские
модификации известных тренинговых техник
отличаются изяществом и остроумием. Кроме того,
многие упражнения являются оригинальными
авторскими разработками, демонстрирующими
незаурядный дар М. Кипниса не только как
режиссера, но и психолога-тренера.
Язык книги ярок и эмоционально насыщен,
читается она просто с удовольствием. Может быть,
въедливый критик сказал бы, что в ней
недостаточно психологической глубины и научной
обоснованности, но, думается, для практического
издания это не является слишком уж большим
грехом. Думаю, что читатели в книге не
разочаруются.
Игорь ВАЧКОВ |