Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №30/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДРАМОТЕРАПИЯ. ТЕАТР КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ

М. Кипнис. М.: Ось-89, 2002

Эта книга — один из тех редких случаев, когда работа, написанная человеком, не являющимся психологом и постоянно подчеркивающим этот факт (видимо, в силу заслуживающей уважения деликатности специалиста, действующего на чужой территории), может быть смело рекомендована профессиональным психологам.

Название книги не должно вводить в заблуждение: ее содержание не имеет прямого отношения ни к психодраме, ни к относительно новому направлению — драмотерапии, хотя и использует некоторые элементы этих психотехнологий.

Автор, театральный актер и режиссер, страстно увлечен не только высоким искусством, но и возможностью привлечь на театральные подмостки подростков. Несколько лет назад он затеял проект, получивший название «Драма. Импровизация. Дилемма» (сокращенно — «ДИД»).

Никакого отбора «актерски одаренных» подростков здесь не происходит. Сюда приходят все желающие. Молодежный театр, по мнению автора, — это способ помощи подросткам в развитии у них ответственного «выбирающего Я».

В книге детально изложена особая технология авторской программы «ДИД», истоками которой можно считать идеи психодрамы и социодрамы Джекоба Морено и театра импровизаций «Плейбек» Джонатана Фокса.

Если читатель испытывает интерес к возможностям театрального искусства как своего рода испытательного полигона для проверки подростками жизненных стратегий и тактик поведения, для пересмотра ими жизненных ценностей, установок, убеждений через постоянное взаимодействие с партнером, через вхождение в образ, через освоение «предлагаемых обстоятельств», то в книге он найдет конкретные инструменты работы.

Здесь почти нет «научных» теоретических построений. Есть полулирические авторские отступления и размышления над удивительным «чудом театра». А самое главное — есть более сотни разнообразных, подробно описанных и чрезвычайно интересных игр, упражнений, психотехник, которые, безусловно, будут полезны школьным психологам. И не только тем, кто чувствует тягу к театральному искусству и готов к заимствованию положений авторского подхода, но и всем, кто так или иначе осуществляет групповую психологическую работу с подростками.

В арсенале приемов, предлагаемых Михаилом Кипнисом, можно найти упражнения на любой вкус. И для коммуникативных тренингов, и для тренингов сензитивности и межличностного взаимодействия, и для поведенческих тренингов разрешения конфликтных ситуаций. Конечно, ряд упражнений покажется читателю знакомым. Однако авторские модификации известных тренинговых техник отличаются изяществом и остроумием. Кроме того, многие упражнения являются оригинальными авторскими разработками, демонстрирующими незаурядный дар М. Кипниса не только как режиссера, но и психолога-тренера.

Язык книги ярок и эмоционально насыщен, читается она просто с удовольствием. Может быть, въедливый критик сказал бы, что в ней недостаточно психологической глубины и научной обоснованности, но, думается, для практического издания это не является слишком уж большим грехом. Думаю, что читатели в книге не разочаруются.

Игорь ВАЧКОВ