ЛИЧНОСТЬ И
МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА:
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ
Т.Н. Овчинникова. М.:
Академический проект, 2002
Знакомство с этой книгой вызвало у меня массу
самых противоречивых чувств. Причем они сменяли
друг друга на всем протяжении ее чтения.
Первое впечатление было положительным: держишь
в руках добротно сделанную книгу, адресованную
практическим психологам. Но уже из аннотации
узнаешь, что это издание представляет собой
симбиоз научного исследования с практическими
разработками по изучению и коррекционной работе
с детьми.
Результаты, полученные автором в результате
системного исследования психики ребенка,
позволили экспериментально показать, что
«характер личности ребенка, который
складывается уже к шести годам, как бы
проецируется на его мышление, определяя
особенности его протекания». Это, по мнению
автора, позволяет «по-новому строить
коррекционную работу с детьми». Воздействуя на
личностную сферу ребенка, можно развивать его
мыслительную деятельность.
Ну наконец-то, обрадовалась я, наступило
долгожданное единение науки и практики!
Но Т.Н. Овчинникова, к сожалению, имеет не совсем
адекватное представление о методах работы
школьного психолога. Она уверена, что
единственным методом коррекционной работы с
детьми является натаскивание и зубрежка.
При дальнейшем знакомстве с книгой мое мнение о
ней опять изменилось к лучшему.
В первой главе «Взаимосвязь мышления и
личности ребенка» представлены результаты
научной разработки этой проблемы. Здесь и
прекрасно сделанный обзор работ отечественных и
зарубежных психологов (правда, ограниченный
рамками начала 90-х годов), и описание
экспериментальной работы с детьми, в ходе
которой были обследованы 200 человек. Результаты
этой работы скрупулезно изучены,
систематизированы и обобщены. Это дало
возможность выявить особенности мышления детей
с разными типами личностных ценностей.
Т.Н. Овчинникова выделяет четыре группы детей: с
ценностью реально-практического
функционирования, с ценностью познавательной
деятельности, с ценностью общения и ценностью
отношения к себе. В книге дается подробное
описание поведения детей каждой группы во время
выполнения ими различных методик.
Все результаты обобщены и представлены в
схемах и таблицах. Это, безусловно, полезный и
познавательный материал, позволяющий и
психологам, и педагогам лучше посмотреть на
учебную деятельность детей под особым углом
зрения.
Я с нетерпением ждала знакомства со второй
главой: «Пути коррекционной работы с детьми». Но
здесь мое впечатление от книги вновь ухудшилось.
Глава оказалась небольшой по объему: в ней
содержатся самые общие, хорошо и давно известные
педагогам и психологам рекомендации, например:
«Любой навык, требующий отработки, необходимо
включить в контекст ценностно-значимой для
ребенка деятельности»!
Когда я перевернула последнюю страницу книги,
то у меня создалось впечатление, что гора родила
мышь! Может быть, это происходит от того, что
теоретики по-прежнему не очень интересуются
реальной работой практических психологов,
продолжая называть работу с детьми
«экспериментом», а самих детей «испытуемыми»?
Ольга РЕШЕТНИКОВА |