Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №30/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЛИЧНОСТЬ И МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА:
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Т.Н. Овчинникова. М.: Академический проект, 2002

Знакомство с этой книгой вызвало у меня массу самых противоречивых чувств. Причем они сменяли друг друга на всем протяжении ее чтения.

Первое впечатление было положительным: держишь в руках добротно сделанную книгу, адресованную практическим психологам. Но уже из аннотации узнаешь, что это издание представляет собой симбиоз научного исследования с практическими разработками по изучению и коррекционной работе с детьми.

Результаты, полученные автором в результате системного исследования психики ребенка, позволили экспериментально показать, что «характер личности ребенка, который складывается уже к шести годам, как бы проецируется на его мышление, определяя особенности его протекания». Это, по мнению автора, позволяет «по-новому строить коррекционную работу с детьми». Воздействуя на личностную сферу ребенка, можно развивать его мыслительную деятельность.

Ну наконец-то, обрадовалась я, наступило долгожданное единение науки и практики!

Но Т.Н. Овчинникова, к сожалению, имеет не совсем адекватное представление о методах работы школьного психолога. Она уверена, что единственным методом коррекционной работы с детьми является натаскивание и зубрежка.

При дальнейшем знакомстве с книгой мое мнение о ней опять изменилось к лучшему.

В первой главе «Взаимосвязь мышления и личности ребенка» представлены результаты научной разработки этой проблемы. Здесь и прекрасно сделанный обзор работ отечественных и зарубежных психологов (правда, ограниченный рамками начала 90-х годов), и описание экспериментальной работы с детьми, в ходе которой были обследованы 200 человек. Результаты этой работы скрупулезно изучены, систематизированы и обобщены. Это дало возможность выявить особенности мышления детей с разными типами личностных ценностей.

Т.Н. Овчинникова выделяет четыре группы детей: с ценностью реально-практического функционирования, с ценностью познавательной деятельности, с ценностью общения и ценностью отношения к себе. В книге дается подробное описание поведения детей каждой группы во время выполнения ими различных методик.

Все результаты обобщены и представлены в схемах и таблицах. Это, безусловно, полезный и познавательный материал, позволяющий и психологам, и педагогам лучше посмотреть на учебную деятельность детей под особым углом зрения.

Я с нетерпением ждала знакомства со второй главой: «Пути коррекционной работы с детьми». Но здесь мое впечатление от книги вновь ухудшилось. Глава оказалась небольшой по объему: в ней содержатся самые общие, хорошо и давно известные педагогам и психологам рекомендации, например: «Любой навык, требующий отработки, необходимо включить в контекст ценностно-значимой для ребенка деятельности»!

Когда я перевернула последнюю страницу книги, то у меня создалось впечатление, что гора родила мышь! Может быть, это происходит от того, что теоретики по-прежнему не очень интересуются реальной работой практических психологов, продолжая называть работу с детьми «экспериментом», а самих детей «испытуемыми»?

Ольга РЕШЕТНИКОВА