ПРИРОДА
ИНТЕЛЛЕКТА — БИТВА ЗА РАЗУМ
Г. Айзенк, Г. Кэмин. М.:
ЭКСМО-Пресс, 2002
Можете ли вы представить книгу о проблемах
мирового порядка, написанную в соавторстве
Фиделем Кастро и Збигневом Бжезинским? Или,
скажем, книгу о происхождении человека,
созданную совместно Чарлзом Дарвином и Римским
Папой? Даже если допустить вероятность подобного
прецедента, нетрудно предвидеть, что
непримиримые антагонисты вряд ли придут к
консенсусу. Скорее каждый станет упорно
настаивать на своей позиции, приведет в ее пользу
самые выигрышные аргументы и при этом не
преминет всячески уязвить оппонента. То есть
книга фактически распадется на две независимые
части, оставляя читателя перед нелегким выбором.
Именно так и построена книга «Природа
интеллекта» — первый реальный прецедент такого
рода. Она написана двумя авторами — научными и
идеологическими противниками. Ее неявным
вдохновителем можно было бы назвать еще одного
психолога, чье имя непрестанно поминается на ее
страницах, — Сирила Берта. Именно он вывел в
большую науку обоих авторов, правда — каждого
по-своему.
Айзенк — непосредственный ученик и верный
последователь Берта, сохранивший, несмотря на
непростые личные отношения с учителем, глубокое
к нему уважение.
Кэмин прославился скандальной публикацией, в
которой опозорил Берта на весь мир. Так что не
будь Берта, никто бы про Кэмина и не услышал, и
такой авторитет, как Айзенк, никогда бы до
полемики с ним не снизошел.
А здесь они сошлись в острой дискуссии по
далеко не новой, но по сей день спорной проблеме
— источниках и детерминантах человеческого ума.
Айзенк вслед за Бертом отстаивает идею
наследственной предопределенности интеллекта и
с помощью объективных научных фактов стремится
доказать крайне малое влияние среды на развитие
ума. Понятно, что такой подход мил сердцу каждого,
кому удалось своим умом достичь хоть каких-то
жизненных успехов.
Эгалитарист Кэмин, сумевший в свое время
уличить Берта в научной некорректности,
отстаивает противоположный подход: мол, глупых
не бывает, а если кто умом и не блещет, так это
среда виновата. Кому симпатичен этот подход —
тоже понятно.
Созданная таким необычным способом, книга
получилась очень интересной. Вот только, к
сожалению, издана у нас неудачно (трудно
поверить, что в оригинале она была сверстана так
же странно). Перед нами единый текст, состоящий из
22 глав, из которых только две последних —
«Возражения Кэмину» и «Возражения Айзенку» — не
вызывают сомнений в авторстве.
Зная предварительно позиции обоих, можно по
прочтении разобраться, что первые 11 глав
написаны Айзенком, следующие девять — Кэмином.
Правда, в книге это нигде не указано, и
неискушенный читатель может серьезно
запутаться.
Вообще-то, книга так и была задумана. Двум
антагонистам было предложено написать каждому
свою книгу по данному вопросу. Оба согласились не
читать рукописи друг друга до их завершения.
После того как законченные рукописи были приняты
к публикации, каждому была отослана рукопись
другого (прежде не читанная) и было предложено
написать возражение своему оппоненту.
Проблема природы человеческого ума безуспешно
дискутируется уже много веков с привлечением
сложной смеси фактов и эмоций. Новая книга, по
крайней мере, дает нам возможность понять, на
чьей стороне факты. Или хотя бы узнать эти факты,
что уже само по себе — ценный вклад в давнюю
дискуссию.
Сергей СТЕПАНОВ |