ВПЕРЕД... В ПРОШЛОЕ
Эта статья написана под впечатлением от
Всероссийского совещания «Служба практической
психологии в системе образования России. Итоги и
перспективы», более конкретно — от резолюции и
проектов, которые были представлены на нем для
обсуждения. Встречи и споры на совещании — на
секциях, круглых столах, в кулуарах — убедили
меня в том, что пора не просто говорить на эту
тему. Пора говорить очень громко и на всех
доступных уровнях. Если, конечно, еще не поздно...
КРАМОЛЬНЫЕ МЫСЛИ
Итак, снова и снова встает больной вопрос
упорядочивания деятельности педагога-психолога:
его функционала, нагрузки, режима, обязательной
документации, форм планирования и отчетности.
Поднимался он и на совещании.
Кто же спорит — вопрос чрезвычайно важный и
такой, судя по всему, сложный, что уже несколько
поколений министерских чиновников в
сотрудничестве с лучшими научными силами не
могут его решить. Не могут предложить единую
форму отчетности и документации, единый стандарт
функциональных обязанностей, общую,
универсальную для огромной России расчасовку по
основным видам деятельности.
В определенный период это обстоятельство очень
сильно мешало развитию службы практической
психологии. Однако, «свято место пусто не
бывает». За полтора десятилетия «нестандартной»
жизни регионы, службы, конкретные управленцы и
сами психологи накопили интересный опыт, кое-что
нашло отражение в документах «местного»
значения. Появились региональные варианты.
Вместо усредненного стандарта появилось
вариативное поле. И появилась возможность
сравнивать, оценивать, перенимать опыт. Дело
сдвинулось с мертвой точки.
И знаете что? Стала все чаще закрадываться
крамольная мысль: «А может быть, это и хорошо, и
правильно, что нет общего варианта? Знаем мы эту
унификацию. Знаем, проходили...» Ну ладно, пусть
это недальновидные глупые мысли человека, не
умеющего мыслить государственно, пусть нужны
стандарты и шаблоны, но давайте же сами у себя
учиться.
ПО ПРОТОРЕННОЙ ТРОПИНКЕ
Увы, предложенные на совещании проекты
нормативного обеспечения деятельности
педагога-психолога («О рабочем времени
педагога-психолога», «Формы учета деятельности и
отчетности педагога-психолога образовательного
учреждения») заставляют предположить, что просто
не было этих пятнадцати лет развития, что
психологическая деятельность в образовании
ничего не накопила и ничего не поняла про себя,
что мы по-прежнему те же неумехи, полные
энтузиазма, слабо рефлексирующие свою
деятельность, плохо понимающие, кто мы и зачем мы
нужны системе образования и ребенку в этой
системе...
Проект отбрасывает нас в прошлое, из которого
мы объективно выросли. Он предлагает нам сделать
это прошлое единственно возможным будущим. И
характер обсуждения данного проекта на
совещании показал, что это будущее вполне может
наступить.
Наверное, достаточно эмоций (хотя, не скрою от
читателей, в душе их еще очень много и они весьма
интенсивные). Пора говорить по существу.
В проекте предложен совершенно определенный
подход к структурированию деятельности
психолога в образовательном учреждении. А за
структурой, как вы понимаете, незримо стоит и
представление создателей проекта о целях и
задачах деятельности педагога-психолога. В
основание планирования его деятельности
положены (опять!) виды работы: диагностика,
консультирование, групповая и индивидуальная
развивающая работа, просвещение и т.д.
В предлагаемой схеме планирования
«Рекомендуемые формы по перспективному
(годовому) плану работы» до боли знакомые
бессодержательные графы (виды деятельности):
диагностика, развивающая и коррекционная работа,
консультирование, просветитльская
работа,экспертная работа,
организационно-методическая работа. Ни слова о
задачах, в рамках которых реализуются данные
виды деятельности. То же — в отчетности.
Педагогу-психологу предлагается отчитываться по
количеству проведенных диагностик, консультаций
родителей и детей, коррекционно-развивающих
занятий.
Отчетность по групповой развивающей работе
содержит графу «темы занятий» и не отягощена
графой «задачи». Ни слова про консилиум,
совместную методическую работу педагога и
психолога, сотрудничество психолога и классных
руководителей. То есть ни слова о способах
включения психолога в единое образовательное
поле учреждения.
ВЫХОЛАЩИВАНИЕ СУТИ
Очень похоже, что формы создавались людьми,
воспринимающими работу психолога в
образовательном учреждении по аналогии с
деятельностью психологов центров: диагностика,
консультация, групповое занятие... Действительно,
в центре основное содержание деятельности
психолога во многом исчерпывается этими формами.
Он сам создает ту среду, в которой осуществляется
его профессиональный контакт с ребенком, его
семьей, группой клиентов.
Но в образовательном учреждении все не так. Все
совсем не так! Там работа каждого специалиста —
если, конечно, он действительно специалист в
области образования, а не птица залетная, —
включена в единую среду, единую систему целей и
профессиональных отношений. Школа, детский сад,
интернат — это единая образовательная среда, в
рамках которой и на благо которой
разворачивается деятельность всех специалистов.
В том числе — психолога образования.
Проект выхолащивает саму суть работы
психолога. Из специалиста в области психологии
образования он превращает его в специалиста по
отдельным видам работ. Помните, у Райкина: «К
пуговицам претензии есть?» Проект превращает нас
в пуговичников.
НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ
А ведь мы (психологи образования) в последние
годы многое сделали для того, чтобы построить
свою работу как профессиональную деятельность,
то есть как систему целей, задач и конкретных
методов, эти задачи решающих. Мы перестали видеть
свою деятельность в единицах «видов» работы.
Диагностика стала для нас прелюдией консилиума и
совместной методической работы с педагогами по
совершенствованию образовательной среды.
Развивающие занятия улеглись в общую логику
работы с классом с учетом особенностей данного
этапа образования, возрастных и индивидуальных
задач развития. Психолого-педагогическое
просвещение влилось в общую программу развития
школы, построения системы сотрудничества семьи и
школы.
Мы заговорили на другом языке: на языке
программ и проектов, из которых, собственно, и
складывается наша деятельность. Кто из нас не
реализует программу психологической
преемственности обучения на этапе перехода в
среднее звено? Кто не занимается адаптацией
первоклассников и пятиклассников? Заметьте: не
диагностикой, не развивающей работой, не
просвещением. Все эти слова обозначают лишь виды
деятельности, к которым мы прибегаем в случае
необходимости, решая поставленные задачи. Но
задачи первичны! И деятельность психолога,
направленная на решение этих задач, должна
составлять единицу планирования. Так же, кстати,
как и отчетности.
Я, как профессионал, ставлю перед собой
определенные задачи, которые собираюсь решать в
течение года. Под эти задачи я планирую и
осуществляю всевозможные мероприятия и виды
работы. Но отчитываюсь я не за них, а за работу в
целом. По факту решения поставленной задачи.
Конечно, не мешает отчитаться и по отдельным
видам работы (для учета времени, анализа
структуры работы и других целей), но это
вторичная форма, явно не основная. Для нас,
практиков. Но не для создателей проекта. А если их
проект будет утвержден, то и не для нашего
начальства.
НА ПЕРИФЕРИИ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Кто-то может сказать: а может быть, это и хорошо?
Так просто: запланировал 20 консультаций, 30
индивидуальных занятий, 1 группу и 5
просветительских мероприятий, отчитался по
факту их проведения... Просто и удобно! Цифры
отчета сошлись с цифрами плана, дебет с кредитом,
начальству придраться не к чему. Работаем
дальше...
Да, это просто и удобно. И по первому году может
сработать. Особенно если директору некогда
разбираться с новым специалистом. Но это
бесперспективно и бессмысленно. Психолог вновь
откатывается на периферию школьной системы,
работая вне задач школы, вне логики ее жизни, в
том числе — логики жизни детей в школе.
Я пыталась сказать об этом на обсуждении
проекта. Меня не услышали. Вернее, меня
«пригвоздили» сильнейшим, по мнению сторонников
проекта, аргументом: если планировать по-другому,
исходя из более крупных блоков деятельности
психолога, то невозможно учесть время, которое
психолог тратит на свою работу, а значит,
невозможно защитить психолога от перегрузок.
Кстати, в проекте содержится и примерная
расчасовка по видам работы психолога на месяц и
год с учетом схемы 18+18 (18 часов —
непосредственная работа и 18 — методические часы,
подготовка, анализ и другое). За основу взяты
хорошо нам знакомые стандарты, в целом —
удобоваримые. Другое дело, что среди видов работ,
на которые выделяется время, опять-таки нет
консилиумов и подготовки к ним, нет консультаций
с педагогами и классными руководителями. А есть
все та же диагностика и иже с ней.
ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ
Но вернемся с «убийственному» аргументу,
которым меня лишили голоса на обсуждении. Он
силен, но только в рамках одной логики. Логики
общего всероссийского, «всеучрежденческого»
стандарта. Как только мы отказываемся от нее,
аргумент становится несерьезным.
Предоставьте психологу и его администратору
таблицу с примерными временными затратами на
различные виды деятельности (только их список
нужно расширить до реального размера!) и дайте
возможность выбирать и «вставлять» в план те
программы психологического сопровождения
(помощи, поддержки, содействия), в которых
заинтересовано данное учреждение. С помощью
калькулятора они смогут сами подсчитать
временные затраты на реализацию каждой
программы и скорректировать план.
Просто? И да, и нет. Просто, потому что
целесообразно. Можно защитить права психолога
как работника и сделать его работу максимально
полезной для образовательной системы данного
учреждения. Непросто, потому что требует
специальных разработок. Как минимум — перечня
возможных психолого-педагогических программ,
которые может реализовывать психолог в
образовательном учреждении. А лучше всего, по
максимуму, — разработки нескольких вариантов
профессионального самоопределения психолога в
учреждении с учетом его квалификации, запросов
учреждения (а также региона, страны) и — частично
— интересов самого психолога.
Этот путь — шаг вперед в развитии нашей
профессии. Это путь обретения целей и задач
профессиональной деятельности, определения ее
собственного, специфического места в системе
образования. Образование становится
вариативным, а соответственно, появляются
различные варианты включения психолога в
образовательный процесс.
Структурирование деятельности на основе
отдельных видов работы — откат назад, к
«психологическому фельдшерству». В перспективе
— потеря предмета деятельности. Тонкая ниточка,
протянувшаяся в последние годы между
психологами образования и их коллегами —
педагогами, снова порвется.
Меня пытались убедить в перспективности и
целесообразности проекта еще одним аргументом:
это очень важно для начинающих психологов,
«зубров» и «спецов» это не коснется.
Ну, во-первых, еще как коснется: проект
превратится в приказ и найдет свое место на столе
у директора этого самого «зубра».
А во-вторых, касательно начинающих: при такой
постановке дела, при таком подходе к
планированию их деятельности и режима работы,
они теряют всякие шансы превратиться в свое
время в очередных «мэтров» и «зубров».
Не надо упрощать процесс профессионального
самоопределения начинающего психолога. Надо его
технологизировать, надо делать его максимально
осмысленным. Надо помогать ему осознавать себя
специалистом, обязанным ставить по отношению к
каждому своему профессиональному шагу вопрос
«зачем?». Нужно идти от задач к видам
деятельности. А не наоборот. Дабы не уподобиться
знаменитой астролябии из повести об Остапе
Бендере: «Меряет все. Было бы что мерить».
ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ?
Эта статья была задумана в полемическом ключе.
Поэтому в ней моя собственная позиция была
только обозначена, но содержательно не раскрыта.
Я с удовольствием поделюсь с читателями своими
представлениями о том, как должен быть построен
план и отчет школьного психолога, что такое
профессиональное самоопределение психолога в
образовании и каковы, на мой взгляд, его этапы и
структурные элементы. Но не хотелось бы говорить
одной.
Пожалуйста, напишите нам. Выскажите свое мнение
по вопросам, обсуждаемым в этой статье. Может
быть, все это буря в стакане воды и «рядовому»
практику все равно, как будет устроен его
функционал, лишь бы он был? Или, может быть, такой
подход к планированию действительно отвечает
чаяниям большинства, как считают его создатели?
Мы ждем ваших писем.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук |