КОГНИТИВНЫЕ
СПОСОБНОСТИ:
СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА, РАЗВИТИЕ
В.Н. Дружинин. М.: Пер сэ;
СПб.: Иматон-М, 2001
Это одна из последних книг безвременно
ушедшего В.Н. Дружинина, талантливейшего ученого,
поэта, публициста. Правда, в этой работе,
являющейся по своему жанру монографией, он
выступает в основном в качестве исследователя,
однако и здесь страстность его натуры, глубокая
эмоциональная вовлеченность в проблемы,
которыми он занимался, проявились не менее ярко,
чем в его стихах.
В книге изложены результаты теоретических и
экспериментальных исследований общих
когнитивных способностей. Эти исследования
проводились в последние годы прошлого века
автором, а также научными сотрудниками
лаборатории психологии способностей Института
психологии РАН, аспирантами и дипломниками.
(Кстати, В.Н. Дружинин со скрупулезностью
аккуратного и порядочного ученого всегда
указывает, кем или в соавторстве с кем были
получены те или иные научные данные. Увы, далеко
не все мэтры современной российской психологии
поступают подобным образом.)
К исследованию и анализу когнитивных
способностей В.Н. Дружинин подходит с
психометрических позиций. Психометрические
концепции общего интеллекта и структуры
интеллекта, как и вообще естественнонаучная
парадигма в психологии, в наше время рядом ученых
подвергается активной (и во многом справедливой)
критике. Однако В.Н. Дружинин открыто заявляет об
однозначности своей точки зрения: «Вставать на
путь агностицизма и отказываться от основных
предпосылок измерительной психологии (для меня
это синоним научной психологии) значит пасовать
перед трудностями, возникающими на пути развития
науки». С такой позицией можно не соглашаться, но
ее нельзя не уважать.
Помимо описания проведенных экспериментальных
исследований и обсуждения результатов в книге
изложены теоретические положения, на которых
автор строит свою концепцию. Он вводит понятие
«когнитивный ресурс», описывает модель
«интеллектуального диапазона», а также
объясняет, что такое ситуативный подход к
диагностике общих когнитивных способностей.
Объем краткой рецензии не позволяет раскрыть
содержание этих положений.
Однако эта работа может привлечь внимание не
только специалистов в области психологии
способностей, интеллекта и творчества, но и
психологов-практиков. В третьей части книги
«Интеллект и социум» с нами говорит не
Дружинин-ученый, а Дружинин-публицист и —
простите за пафос! — гражданин России.
Сопоставление зарубежных и российских
исследований зависимости интеллекта от
этнических и социально-экномических факторов
приводит автора к грустному выводу: в
современной России, в отличие от большинства
стран Европы и США, отсутствуют условия для
социального и профессионального продвижения
интеллектуалов.
В следующей главе этой же части дается анализ
социально-психологических феноменов,
определяющих трагическую судьбу интеллекта в
России. И вместо вывода — с болью: «Потерять
интеллектуальных и творческих детей для страны
страшнее, чем потерять 100 миллиардов долларов. С
умными вы сможете договориться, они вам помогут
эти доллары заработать. С дураками договориться
и работать не удастся никогда». Мало похоже на
академический стиль монографии, верно?
Так что, читайте Дружинина. И развивайте
когнитивные способности.
Игорь ВАЧКОВ |