Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №31/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ:
СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА, РАЗВИТИЕ

В.Н. Дружинин. М.: Пер сэ; СПб.: Иматон-М, 2001

Это одна из последних книг безвременно ушедшего В.Н. Дружинина, талантливейшего ученого, поэта, публициста. Правда, в этой работе, являющейся по своему жанру монографией, он выступает в основном в качестве исследователя, однако и здесь страстность его натуры, глубокая эмоциональная вовлеченность в проблемы, которыми он занимался, проявились не менее ярко, чем в его стихах.

В книге изложены результаты теоретических и экспериментальных исследований общих когнитивных способностей. Эти исследования проводились в последние годы прошлого века автором, а также научными сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, аспирантами и дипломниками. (Кстати, В.Н. Дружинин со скрупулезностью аккуратного и порядочного ученого всегда указывает, кем или в соавторстве с кем были получены те или иные научные данные. Увы, далеко не все мэтры современной российской психологии поступают подобным образом.)

К исследованию и анализу когнитивных способностей В.Н. Дружинин подходит с психометрических позиций. Психометрические концепции общего интеллекта и структуры интеллекта, как и вообще естественнонаучная парадигма в психологии, в наше время рядом ученых подвергается активной (и во многом справедливой) критике. Однако В.Н. Дружинин открыто заявляет об однозначности своей точки зрения: «Вставать на путь агностицизма и отказываться от основных предпосылок измерительной психологии (для меня это синоним научной психологии) значит пасовать перед трудностями, возникающими на пути развития науки». С такой позицией можно не соглашаться, но ее нельзя не уважать.

Помимо описания проведенных экспериментальных исследований и обсуждения результатов в книге изложены теоретические положения, на которых автор строит свою концепцию. Он вводит понятие «когнитивный ресурс», описывает модель «интеллектуального диапазона», а также объясняет, что такое ситуативный подход к диагностике общих когнитивных способностей. Объем краткой рецензии не позволяет раскрыть содержание этих положений.

Однако эта работа может привлечь внимание не только специалистов в области психологии способностей, интеллекта и творчества, но и психологов-практиков. В третьей части книги «Интеллект и социум» с нами говорит не Дружинин-ученый, а Дружинин-публицист и — простите за пафос! — гражданин России. Сопоставление зарубежных и российских исследований зависимости интеллекта от этнических и социально-экномических факторов приводит автора к грустному выводу: в современной России, в отличие от большинства стран Европы и США, отсутствуют условия для социального и профессионального продвижения интеллектуалов.

В следующей главе этой же части дается анализ социально-психологических феноменов, определяющих трагическую судьбу интеллекта в России. И вместо вывода — с болью: «Потерять интеллектуальных и творческих детей для страны страшнее, чем потерять 100 миллиардов долларов. С умными вы сможете договориться, они вам помогут эти доллары заработать. С дураками договориться и работать не удастся никогда». Мало похоже на академический стиль монографии, верно?

Так что, читайте Дружинина. И развивайте когнитивные способности.

Игорь ВАЧКОВ