Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №31/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ

 

Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002

Английская поговорка гласит: «Тот умен, кто умно поступает». Иными словами, настоящий ум состоит не столько в умении рассуждать, сколько в умении правильно себя повести в соответствии со складывающимися условиями, то есть — в умении жить. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы оценить верность этого суждения. Достаточно присмотреться к окружающим нас людям. Кто добивается в жизни успехов? Вчерашние школьные отличники и обладатели «красных дипломов»? Далеко не всегда!

Было бы весьма интересно не просто констатировать это очевидное явление, а подвергнуть его научному исследованию. Именно этим на протяжении ряда лет занимается профессор Йельского университета Роберт Стернберг совместно с группой коллег (включающей, кстати, нашу соотечественницу Е. Григоренко, которая сумела найти себя за океаном, продемонстрировав тем самым незаурядный «практический интеллект»).

Р. Стернберг, крупнейший современный авторитет в области психологии интеллекта, положил немало сил на дискредитацию традиционного психометрического понятия ума и нахождения ему политкорректной альтернативы.

Не подлежит сомнению, что далеко не все люди с высоким IQ отличаются большим умом в житейском смысле этого слова, и авторам, разумеется, не составляет труда это убедительно продемонстрировать. Ими вводится новое понятие — практический интеллект. Это своего рода житейский здравый смысл, обычно ускользающий от оценки традиционными тестами. Авторы весьма убедительно доказывают, что новый конструкт, по крайней мере, имеет такое же право на существование, как и G-фактор, причем для реальной жизни выступает фактором гораздо более значимым.

Многочисленные примеры из области менеджмента, военной сферы, торговли и др. призваны подтвердить справедливость такого подхода.

Вне сомнения, рассуждения Стернберга со товарищи будут благожелательно восприняты теми, кому приходится нянчиться с «птицами невысокого полета» и мучительно отыскивать в них хоть какие-то признаки одаренности. Подход Стернберга открывает им угол зрения, под которым этот фокус выполнить гораздо проще. Ну и разумеется, те, чей собственный IQ не может составить предмета гордости, с авторами охотно согласятся (если только удосужатся книгу прочитать).

Вот только от внимательного читателя не укроется один показательный штрих, о подлинном смысле которого авторы вряд ли задумывались.

В качестве яркого примера практического интеллекта приводится случай из работы бригады мусорщиков. Эта бригада, обслуживавшая помойки одного провинциального городка, изо дня в день выполняла ритуализированный набор функций, не помышляя о его совершенствовании. И вот однажды в бригаду пришел новичок, который быстро сообразил, как лучше переставлять мусорные баки и тем самым вдвое снизить объем физической нагрузки. Понятно, что нахождению такого рационального решения он научился не в школе, в которой вообще вряд ли преуспевал. Однако в плане практического интеллекта мусорщик продемонстрировал себя блестяще.

Хочется только спросить: «Коли ты такой умный, что ты делаешь на помойке?» А ведь, что ни говори, большинство двоечников (хотя, конечно, и исключения бывают) именно там и оказываются...

Сергей СТЕПАНОВ