Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №31/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА.
ПАРАДОКСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

М.А. Холодная. СПб.: Питер, 2002

Первое издание книги увидело свет пять лет назад (Томск, 1997). Оно хорошо известно широкому кругу психологов, но, к сожалению, давно стало малодоступным.

Автор предлагает оригинальный подход к пониманию интеллекта. Книга во многих отношениях необычна и потому выделяется среди большого числа психологических новинок. Обращает на себя внимание четкая авторская позиция, которая, однако, не препятствует полному и достаточно объективному изложению существующих в настоящее время подходов к изучению интеллекта в отечественной и зарубежной психологии.

В книге представлены три уровня анализа проблемы интеллекта: методологический, теоретический и конкретно-психологический.

Автор, занятый поисками общего между одаренными людьми, приходит к выводу, что психологической основой интеллектуальной одаренности является уникальность склада ментального опыта личности. Соответственно интеллект понимается как форма организации ментального (умственного) опыта. В книге утверждается: человек умен в той мере, в какой имеющийся у него ментальный опыт обусловливает разумное отношение к происходящему.

Теоретическая модель интеллекта получает свое конкретно-психологическое выражение при обсуждении проблемы интеллектуального воспитания личности в условиях современного школьного образования. Именно этот раздел книги представляет несомненный интерес для практиков — педагогов и психологов.

Как отмечает автор, все дети разные, но все они равны с точки зрения своего права быть умными. Именно поэтому всем учащимся должны быть предоставлены возможности для полноценного и интеллектуального развития. В связи с этим автор предлагает заменить внешнюю дифференциацию детей (в форме отсева или селекции) на внутреннюю (на основе индивидуализации обучения).

Внешняя дифференциация целесообразна лишь в старших классах, и то только на основе специализации обучения. В принципиальной перестройке нуждается содержание образования: необходимо учитывать реальные психологические механизмы интеллектуального развития личности: не ребенок должен подстраиваться под содержание и формы образования, а наоборот, школьное образование — под психологию ребенка.

Соответствующим образом меняются критерии эффективности обучения, роль школьного учебника, который становится интеллектуальным самоучителем, функции учителя, проектирующего индивидуальное интеллектуальное развитие каждого ученика.

Надеюсь, что мне удалось заинтересовать этой книгой психологов, ранее незнакомых с идеями М.А. Холодной. В то же время, на мой взгляд, современная школа не готова к реализации данной авторской программы. Однако одному совету можно последовать уже сейчас: усилия следует направлять не столько на выявление одаренных детей и подростков, сколько на создание условий для проявления и становления их возможной одаренности.

Марина СТЕПАНОВА