Таким образом, в течение учебного года объемные ориентировочные показатели деятельности педагога-психолога по видам деятельности составляют: — индивидуальное обследование: 100—150 человек; — групповое обследование: 10—20 классов (групп); — индивидуальная консультация: 100—150 консультаций; — индивидуальное занятие: 100—150 занятий; — групповое занятие: 200 занятий; — просветительская работа со взрослыми: 40 занятий; — участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях: 10 заседаний.
Проект ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯПредлагаем следующий перечень учетной и отчетной документации общего характера педагога-психолога образовательного учреждения: — План работы (на учебный год). — График работы. — Журнал учета видов работы. — Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год). — Статистическая справка за отчетный период, установленный в образовательном учреждении. Кроме общих форм документации, которые являются открытыми для различных представителей контролирующих инстанций, у каждого психолога имеются формы документации для служебного пользования в виде протоколов, заключений, сводных таблиц по скринингу и пр. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. На основании этих документов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.
Рекомендуемые формы по перспективному (годовому) плану работыПланирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения образования. Годовой план работы должен быть согласован и утвержден администрацией образовательного учреждения. Схема оформления годового плана может быть представлена с распределением основных мероприятий по видам деятельности (табл. 1.).
Табл. 1
График (расписание) на рабочую неделю Табл. 2
График рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю.
Рекомендации но оформлению журнала учета видов работыЖурнал учета видов работы позволяет отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом образовательного учреждения в течение года. Благодаря наличию всего объема информации психолог может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные. Журнал является документом, на основе которого администрация контролирует деятельность практического психолога образовательного учреждения. В журнале предлагается отводить определенное количество страниц на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Запись работы можно оформлять в соответствии со следующими формами: (табл. 3—10). Предлагаемые формы могут содержать и другую информацию, необходимую психологу для анализа деятельности.
Диагностика Табл. 3
— Если диагностика производится групповым способом, то в п. 2 журнала указывается категория группы (например: 6-й «Б» класс) и прикладывается список диагностируемых. — Методики диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, применяется несколько методов. В предлагаемой форме регистрации деятельности (табл. 3) можно не указывать, какие именно методики были использованы в конкретном случае. В то же время рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик (табл. 4).
Табл. 4.
Консультирование Табл. 5
— характер консультации — первичная, повторная и т.п. — в ситуации анонимного обращения рекомендуется применять кодирование информации; — в примечании делаются необходимые пометки, в т.ч. может быть направление к более узкому специалисту.
Развивающая и коррекционная работа Табл. 6
При проведении развивающей и коррекционной работы прикладываются программы, по которым они проводятся, с указанием цели, методов, форм работы, предполагаемого результата. В примечании может быть указан промежуточный результат работы.
Групповая развивающая и коррекционная работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр. (табл. 7).
Табл. 7
Просветительская работа Табл. 8
Просветительская работа может проводиться в виде лекций, семинаров, выступлений на методических объединениях, родительских собраниях и т.д.
Экспертная работа Табл. 9
К экспертной работе относится участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.
Организационно-методическая работа Табл. 10
К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности: — анализ и планирование деятельности; — курсы повышения квалификации; — анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ; — участие в научно-практических семинарах, конференциях; — супервизорство; — посещение совещаний и методических объединений; — оформление кабинета и др.
Рекомендации по оформлению аналитического отчета и статистической справкиВ аналитическом годовом отчете отражаются все виды деятельности в соответствии с планом работы и журналом учета. Отчет должен включать качественно-количественные показатели по направлениям деятельности. При написании данного отчета педагог-психолог обязан строго соблюдать принцип анонимности и конфиденциальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик (возрастной контекст анализа и др.). Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года. Таким образом, с учетом новых инструментально-методических средств, которыми овладел педагог-психолог за отчетный период, прописываются перспективы дальнейшей работы. В качестве промежуточной и итоговой отчетности предлагается составлять статистическую справку (табл. 11) за отчетный период, установленный в образовательном учреждении (четверть, триместр или др.) Материалы в виде итоговых заключений по видам работ относятся к документации для служебного пользования.
Заключения по видам работы могут быть:— по индивидуальной психодиагностике; — по групповой психодиагностике; — по индивидуальной развивающей или коррекционной работе; — по групповой развивающей или коррекционной работе. Заключения составляются в свободной форме или с использованием форм, представленных в различных специализированных литературных источниках.
Статистическая справка Табл. 11
Проект Виды образовательных учреждений (l—V вид)Государственные и муниципальные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
1. Центр диагностики и консультирования I вид 2. Центр психолого-медико-социального сопровождения II вид 3. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции III вид 4. Центр социально-трудовой адаптации и профориентации IV вид 5. Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения V вид
Центр диагностики и консультированияОсновные направления деятельности:диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей; психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми; анонимное консультирование детей с целью снятия стресса; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения; оказание помощи обучающимся в профориентации. Центр дополнительно проводит организацию образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.
Центр психолого-медико-социального сопровожденияОсновные направления деятельности:организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения; психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми; проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий; оказание помощи обучающимся в профориентации, трудоустройстве и трудовой адаптации; диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей; анонимное консультирование детей с целью снятия стресса. Дополнительным направлением деятельности Центра психолого-медико-социального сопровождения является организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекцииОсновные направления деятельности:организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения; психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми; оказание помощи обучающимся в профориентации; анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.
Центр социально-трудовой адаптации и профориентацииОсновные направления деятельности:организация образовательной деятельности по программам начального профессионального образования и III ступени общего образования (основным, дополнительным) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; организация оказания помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации; психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми; анонимное консультирование детей с целью снятия стресса; диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обученияОсновные направления деятельности:организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения; психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми; проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий; анонимное консультирование детей с целью снятия стресса; диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.
Проект Рекомендации по составлению
учредительного договора о создании,
|
Вид образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи |
Реализуемые программы |
Приоритетные (основные) программы |
Центр диагностики и консультирования (I вид) |
Общеобразовательные (основные и дополнительные) Индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы (коррекционного обучения и психокоррекции; профориентация, допрофессиональная подготовка, трудовая адаптация; превентивная педагогика и психопрофилактика; лечебная педагогика (лечебно-оздоровительные программы; социальная адаптация) |
Индивидуально-ориентированные коррекционно-развиваюшие образовательные программы профориентации; превентивной педагогики и психопрофилактики, коррекционного обучения и психокоррекции |
Центр психолого-медико-социального сопровождения (II вид) |
Общеобразовательные (основные и дополнительные) Программы классов КРО и компенсирующего обучения Индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы (коррекционного обучения и психокоррекции; лечебная педагогика (лечебно-оздоровительные программы); профориентация, допрофессиональная подготовка, трудовая адаптация; реабилитационная педагогика и психореабилитация; превентивная педагогика и психопрофилактика; социальная адаптация) |
Индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы коррекционного обучения и психокоррекции; превентивной педагогики и психопрофилактики; лечебной педагогики (лечебно-оздоровительные программы). |
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции (III вид) |
Общеобразовательные (основные и дополнительные) Программы классов КРО и компенсирующего обучения Индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы: (коррекционного обучения и психокоррекции; лечебная педагогика (лечебно-оздоровительные программы); профориентация, допрофессиональная подготовка, трудовая адаптация; реабилитационная педагогика и психореабилитация; превентивная педагогика и психопрофилактика; социальная адаптация) |
Общеобразовательные (основные и дополнительные) Программы классов КРО и компенсирующего обучения Индивидуально- ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы коррекционного обучения и психокоррекции; реабилитационной педагогики и психореабилитации |
Центр социально-трудовой адаптации и профориентации (IV вид) |
3-й ступени общего образования (основные и дополнительные) Начального профессионального образования Индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы (коррекционного обучения и психокоррекции; лечебная педагогика (лечебно-оздоровительные программы); профориентация, допрофессиональная подготовка, трудовая адаптация; реабилитационная педагогика и психореабилитация; превентивная педагогика и присхопрофилапктика; социальная адаптация) |
3-й ступени общего образования (основные и дополнительные) Начального профессионального образования Индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы профориентации, допрофессиональной подготовки, трудовой адаптации; социальной адаптации |
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения (V вид) |
Общеобразовательные (основные и дополнительные) Программы классов КРО и компенсирующего обучения Начального профессионального образования Индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы (коррекционного обучения и психокоррекции; лечебная педагогика (лечебно-оздоровительные программы), профориентация, допрофессиональная подготовка, трудовая адаптация; реабилитационная педагогика и психореабилитация; превентивная педагогика и психопрофилактика; социальная адаптация) |
Общеобразовательные (основные и дополнительные) Программы классов КРО и компенсирующего обучения Индивидуально- ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы лечебной педагогики (лечебно-оздоровительные программы) |
Основным критерием отнесения образовательного учреждения помощи к соответствующему виду предлагается считать направление деятельности учреждения по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, определяемое направленностью реализуемых образовательных программ.
Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям осуществляется с использованием индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ (п. 15 «Типового положения»).
В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, могут реализовываться индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы разной направленности. Во втором случае необходимо определение образовательным учреждением приоритетной (основной) направленности реализуемых программ (соотношение направлений деятельности), отражаемое в Уставе, Учебном плане, иных документах.
Индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие образовательные программы могут иметь следующую направленность:
— коррекционное обучение и психокоррекция;
— реабилитационная педагогика (восстановительное обучение) и психореабилитация;
— профориентация, допрофессиональная подготовка, трудовая адаптация;
— социальная адаптация;
— превентивная педагогика и психопрофилактика;
— лечебная педагогика (лечебно-оздоровительные программы);
— дифференцированное обучение (классы КРО и компенсирующего обучения).
Направленность программ конкретизируется через категорию детей, которым оказывается помощь.
Общая направленность программ, определяемая направлением деятельности по оказанию помощи |
Конкретизация направленности программ через категорию детей, нуждающихся в помощи |
Уровень программы (Д — дошкольное образование Н — начальное образование О — общее образование С — среднее образование) |
Коррекция (коррекционное обучение) |
||
Логопедическая |
Дети с заиканием |
ДНО |
Дети с дисграфией |
НО |
|
Психолого-педагогическая |
Дети с нарушением
эмоционально-волевой сферы: |
|
Дети с проблемой готовности к школе |
ДН |
|
Дети с проблемами общения |
ДНОС |
|
Дети с задержкой психического развития |
НС |
|
Дети с проблемами личностного развития |
СО |
|
Дети с проблемами сексуального развития |
СО |
|
Дети с астеническими нарушениями и соматоморфными расстройствами |
НС |
|
Дети с невротическими расстройствами |
НСО |
|
Дети с хроническим стрессом |
|
|
Дети с асоциальным поведением (отклоняющееся сексуальное поведение, систематические правонарушения) |
СО |
|
Дефектологическая |
Дети с нарушениями интеллекта |
ДНОС |
Дети с церебрастеническими явлениями |
ДНОС |
|
Дети со сложными дефектами |
ДНОС |
|
Реабилитационная педагогика (восстановительное обучение) и психореабилитация |
||
Психолого-педагогическая |
Дети, подвергшиеся различным формам психического и физического насилия |
ДНОС |
Социально-педагогическая |
Дети — жертвы военных конфликтов |
ДНОС |
Дети, пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф Дети из семей беженцев |
ДНОС |
|
Психиатрическая (психотерапевтическая) |
Дети с пограничными психическими расстройствами |
НС |
Профилактика (превентивная педагогика) |
Асоциального поведения |
ОС |
Девиаций полового развития, ЗППП, СПИД |
ОС |
|
Аддиктивного поведения |
НСО |
|
Социальная адаптация |
Дети и подростки, вынужденные покинуть семью |
НОС |
Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев |
ДНОС |
|
Дети с проблемами социализации |
НОС |
|
Профориентация, допрофессиональная подготовка, трудовая адаптация |
Дети-сироты |
ОС |
Дифференцированное обучение |
Программы классов КРО |
|
Программы классов компенсирующего обучения |
|
|
Лечебная педагогика (лечебно-оздоровительные программы) |
Часто болеющие дети |
НОС |
Дети с хроническими соматическими заболеваниями |
НОС |
|
Дети с заболеваниями психосоматического круга |
|
|
Дети с ограниченными возможностями здоровья |
ДНОС |
Проект
Стандартная форма
индивидуально-ориентированной
коррекционно-развивающей образовательной
программы
1. Пояснительная записка
1) Актуальность программы.
2) Научная обоснованность.
3) Направленность и уровень программы (цель, задачи, адресат).
4) Показания и противопоказания к применению.
5) Содержание (в общем виде).
6) Длительность программы.
7) Кол-во занятий в неделю.
8) Условия реализации.
9) Способы взаимодействия специалистов (для комплексных программ).
2. Тематический план занятий
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
Формы работы |
Методическое обеспечение |
3. Методы и средства оценки результативности программы.
4. Основные требования к состоянию психофизиологического, психического и психологического здоровья (динамике показателей его развития, уровню сформированности функций; уровню сформированности навыков, ключевых социальных компетенций, социальной адаптации, успешной адаптации (интеграции) в социум) как результату реализации программы.
5. Список литературы, использованной при разработке программы и рекомендованной к использованию.
* Конкретные пункты «Типового положения», к которым необходимо обращаться при составлении Договора, приведены в скобках.