ТЕАТР
КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
После спектакля актеры сняли костюмы и вышли в
выставочный зал. Мне удалось поговорить с
руководителем психологического театра «Лютея»
кандидатом педагогических наук Натальей
РОМАНЧУК.
Наташа,
как возникла идея создать психологический театр?
Началось все, когда я преподавала на факультете
практической психологии в педагогическом
университете, где учились будущие социальные
педагоги и практические психологи. Ребята
попросили меня вести с ними психологические
занятия. Я согласилась, а форму работы выбрала
сама.
В результате сформировался коллектив,
который существует уже почти четырнадцать лет.
Многие из них получили высшее образование и
работают профессиональными психологами.
Когда-то в школе я руководила обычным
драматическим театром. Получив же
психологическое образование, я поняла, что можно
совместить театр и психологию. Я также думаю, что
люди, которые занимаются театральной
деятельностью, становятся настоящими
профессионалами в своем деле. И это, на мой
взгляд, самое важное.
Как развивался ваш театр?
Первый этап жизни нашего театра я бы назвала
«Я». Это были психологические тренинги,
способствующие личностному развитию. Следующий
этап — «Я и группа». Он длился несколько лет, а
затем мы «вышли в мир».
И все-таки, что главное в вашей работе:
театр или психология?
У нас психологический тренинг совмещен с
тренингом актерского мастерства. Все ребята
работают психологами, а театр — часть их жизни.
Хобби это назвать нельзя, поскольку работа
ведется достаточно профессионально. Есть идея
сделать театр основным местом работы психологов.
Как проходит ваша работа в обычном, а не
демонстрационном режиме?
Настоящая серьезная психологическая работа по
отработке детских психологических травм на
новом, взрослом уровне проходит во время
трехдневных семинаров-тренингов, где такие
спектакли — лишь часть общего действия. Как
правило, на такие семинары-тренинги собирается
около 20 человек. Зрители незаметно становятся
участниками происходящего. Во время занятий
участники сидят на полу, что усиливает чувство
сопричастности с происходящему.
Каждый участник проживает то или иное чувство:
от радости до одиночества.
Участие в таких спектаклях помогает родителям
лучше понять своего ребенка, разрушить или
отодвинуть стену непонимания между членами
семьи.
Меня поразило огромное напряжение, которое
испытывали актеры на сцене. Вы получаете от
зрителей какой-то импульс, который позволяет так
работать?
Это определяется смыслом того, зачем мы выходим
на сцену. Ведь ты выходишь на эту сцену не ради
самой презентации, не ради демонстрации того,
какой ты умный и красивый. Ты выходишь для того,
чтобы помочь конкретным людям. Каждый взрослый
может дать своему «внутреннему» ребенку то, что
ему нужно! Ведь каждому нужно что-то свое: любовь,
забота, сила, знание, нежность или прощение. А
прощение — это прощание с тем, что мешает жить
свободно.
Вы профессионально умеете управлять
своими эмоциями во время спектакля, резко
переходя от одного состояния в другое. Причем
видно, что это не игра, а истинное переживание.
Как вы справляетесь с эмоциями?
Да, все чувства героев сполна переживаются
каждым актером. Есть специальная техника
погружения в такие состояния и выхода из них, это
очень важно. Помогает то, что личные проблемы у
каждого отработаны. Иначе ребята не смогли бы
помогать зрителям.
Ваши актеры прекрасно двигаются и поют. И
декорации, и свет — все сделано профессионально.
Как вам это удается?
Мы репетируем. Вначале все были совершенно
«никакие». Ведь у нас нет ни одного
профессионала. Правда, у меня есть музыкальное
образование.
А помещение, декорации? Ведь это все очень
дорогое.
Мы сами зарабатываем деньги. Театр надо любить,
и главное — любить тех, ради кого ты это делаешь.
И знать, ради чего ты выходишь на сцену — для того
чтобы помочь людям. Это то, что на протяжении
восьми лет не дает нам никакой возможности
развалиться.
Кроме психологических спектаклей мы проводим
малые и большие сюжетные игры, тренинги. Любим
устраивать обрядовые спектакли.
У нас огромное количество друзей по всему миру.
Недавно к нам приезжали друзья из Канады. И мы для
них проводили семинары, спектакли. У нас есть
друзья в Германии, во Франции, в Америке, в Италии.
Мы дважды выезжали в Германию и занимались там
благотворительной деятельностью — давали
концерты и собирали деньги для больных
белорусских детей.
Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА |