ТУДА ЛИ МЫ ИДЕМ?
Сейчас есть все основания предполагать, что
практическая психология в системе образования
не стоит на месте. Такое впечатление создалось
после завершения Всероссийского совещания
«Служба практической психологии в системе
образования России. Итоги и перспективы»,
которое состоялось 6—7 июня 2002 года в Москве.
Обсудить проблемы развития практической
психологии собралось 320 человек — руководители и
специалисты региональных психологических служб
и ППМС-центров, психологи-практики, а также
ученые и преподаватели.
Сегодня более чем 70 тысяч психологов работают в
системе образования. Именно эта цифра была
озвучена в докладе заместителя министра
образования Российской Федерации Е.Е. Чепурных.
Обратив внимание на несомненные достижения
психологической службы, Елена Евгеньевна особо
выделила проблемы, которые должны найти свое
решение в самое ближайшее время. Это же совещание
нужно рассматривать как один из этапов
подготовки к проведению коллегии Министерства
образования РФ в ноябре 2002 года.
Одним из важнейших итогов развития службы
практической психологии является то, что за
последние два года были сделаны первые шаги по
координации ее работы в масштабах страны. В 62
субъектах Российской Федерации приняты
региональные положения о службе практической
психологии в системе образования.
Приспосабливаясь к новым условиям и проводя
большую научную и экспериментальную работу,
психологи большинства регионов стали
действовать более гибко. Они научились
оперативно и профессионально находить решения
во внештатных и чрезвычайных ситуациях. Причем в
большинстве случаев психологи, работающие в
системе образования, действуют совместно со
специалистами других ведомств.
ЕСТЬ О ЧЕМ ПОДУМАТЬ
Первой нерешенной проблемой Елена Евгеньевна
считает ситуацию с квалифицированными
психологическими кадрами. Сейчас, когда
готовится введение штатной должности
педагога-психолога во всех образовательных
учреждениях, потребность в психологах
возрастает. Несмотря на большое количество
факультетов, выпускающих психологов для системы
образования, психологов не хватает в школах и
детских садах.
Основное желание ведущих
секций и круглых столов — уложиться в отведенное
время
Для этого есть много причин. Многие учебные
заведения не могут или не хотят обеспечить
нормальную работу пришедшим туда специалистам.
Часто психологи не имеют собственного кабинета и
необходимого для работы инструментария. Не
отработан единый механизм повышения
квалификации.
Очень медленно решаются вопросы
нормативно-правового обеспечения деятельности
педагогов-психологов. Хотя есть надежда, что
скоро будет устранена величайшая
несправедливость и педагоги-психологи,
работающие в системе образования, войдут в новый
перечень должностей, дающих право выхода на
пенсию за выслугу лет.
Есть претензии и к качеству подготовки
психологов для работы в образовательных
учреждениях. Даже те из них, кто получает
серьезное базовое образование, не готовы к
реальной практической работе. Поскольку
сохраняется серьезный разрыв между
академической наукой и практикой.
Во многих регионах нет целостной системы
психологической службы, поэтому часть детей
(особенно в сельских районах) не имеет
возможности получить своевременную
квалифицированную помощь. Здесь целесообразным
видится создание
психолого-медико-педагогических центров в
каждом районном центре.
Особое внимание в докладе было уделено
специальной психологической помощи. Елена
Евгеньевна считает, что нужны
специализированные центры для детей с особыми
нуждами. Очевидно, надо оставить за регионами
право создавать сеть специализированных
центров, исходя из образовательных запросов
региона.
Психологическая служба, по мнению Е.Е. Чепурных,
является неотъемлемой частью образовательной
системы.
В большинстве случаев психологи не участвуют в
определении содержания образования. Здесь одной
из главных задач является экспертиза учебников с
точки зрения практической психологии и
возрастной физиологии.
Необходимо проводить психологическую
экспертизу новых учебных программ, а также
учебных стандартов. Здесь можно ставить вопрос о
создании межпредметной ассоциации, куда должны
войти педагоги, психологи, физиологи и другие
специалисты.
О НОРМАТИВНОСТИ ЛЕКСИКИ
Весь первый день совещания проходил в режиме
пленарных заседаний. Вслед за докладом
заместителя министра, который, на мой взгляд, был
содержательным, последовали выступления
теоретиков и практиков.
Уважаемые мэтры говорили ярко, образно, но
декларативно. Как всегда блистал А.Г. Асмолов
(доктор психологических наук, заведующий
кафедрой психологии личности факультета
психологии МГУ им. М.В. Ломоносова). Он
проанализировал вклад практической психологии в
развитие общества в целом и образования в
частности, отметив те изменения, которые
произошли за 15 лет существования службы
практической психологии в системе образования.
По мнению Александра Григорьевича, именно на
психологию возложена миссия модернизации
образования, точнее, создание новой доктрины
либерального образования в России.
Психолога можно сравнить с архитектором.
Современной школе нужны новые стандарты
качества знаний, умений и навыков. Но здесь нужно
определиться, в какой же психологической
парадигме (когнитивной, бихевиоральной,
экзистенциальной) должен быть сформулирован
этот стандарт.
Психолог должен прийти на помощь учителю,
занимаясь формированием учебной мотивации
школьников. Значительную работу надо проводить и
с учителями.
Нуждается в изменении и статус самого
психолога. Сейчас нужен не педагог-психолог, а
практический психолог образования. Эта
должность должна быть закреплена юридически.
Более того, Александр Григорьевич считает, что по
этой специализации должна проходить и защита
диссертаций.
Крайне необходимым видится создание
ассоциации практических психологов и педологов.
Им нужно пространство для профессионального
общения!
О задачах практической психологии в условиях
модернизации образования говорил В.В. Семикин
(доктор психологических наук, декан
психолого-педагогического факультета РГПУ им.
А.И. Герцена). Он отметил особенный путь развития
практической психологии. По количеству
психологов, работающих в образовании, Россия, к
примеру, в два раза опередила США. Но проблем у
наших психологов гораздо больше. Пока что мы
имеем всеобщую психологическую безграмотность.
При этом именно психологам предстоит решать
глобальные задачи по совершенствованию
образования в ХХI веке. Их роль видится в
определении ключевых компетенций, которые будут
определять содержание образования и новые формы
обучения, которые смогут сохранить психическое и
психологическое здоровье подрастающего
поколения.
Озабоченность судьбой психологической службы
прозвучала в выступлениях ее основателей И.В.
Дубровиной (доктора психологических наук,
руководителя лаборатории Психологического
института РАО), В.А. Иванникова (доктора
психологических наук, профессора МГУ им. М.В.
Ломоносова) и Ю.М. Забродина (доктора
психологических наук, заведующего кафедрой
социальной психологии МГПУ).
Противоречивые мнения высказывались по поводу
нормирования деятельности практического
психолога. Ю.М. Забродин, в частности, призвал
собравшихся выработать нормативность всех
сторон психологической деятельности, включая
лексику.
ДАВАЙТЕ ДУМАТЬ ВМЕСТЕ!
Секционные заседания и круглые столы проходили
на второй день совещания. Секций было три:
«Основные направления деятельности и структура
службы практической психологии образования
России в современных условиях»,
«Образовательные учреждения для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи и проблемы оптимизации
их деятельности», «Подготовка, переподготовка и
повышение квалификации психолога для
практической деятельности в образовательном
учреждении». Выступали на секциях в основном
психологи-практики и руководители региональных
центров и служб. А этим людям уж точно есть что
сказать!
К сожалению, не было возможности выслушать всех
желающих и провести обсуждение услышанного.
Правда, часть выступлений и дискуссионных
вопросов была перенесена на круглые столы
(которых было шесть), но там была своя тематика и
заранее определены выступающие.
Интересы психологов,
работающих с трудными детьми, отстаивал
Александр Петрынин (директор центра
психолого-педагогической реабилитации и
коррекции г. Хабаровска)
Основные дебаты на секциях и круглых столах
вызвали опубликованные в рабочих материалах к
совещанию проекты: «О рабочем времени
педагога-психолога», «Форма учета деятельности и
отчетности педагога-психолога образовательного
учреждения», «Рекомендации по составлению
учредительного договора о создании,
деятельности образовательного учреждения для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи», «Определение вида
образовательного учреждения для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи», «Структура и
содержание аттестационной оценки для
образовательных учреждений для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи».
В результате была принятя резолюция, с которой
заранее ознакомились все участники. Надо отдать
должное составителям резолюции — в ней
содержится целый ряд конкретных предложений (с
указанием сроков выполнения) в адрес
Министерства образования РФ и органов
управления образованием субъектов Российской
Федерации. Остается надеется, что в оставшееся до
ноябрьской коллегии время большинство из
намеченного будет воплощено в жизнь.
Для того чтобы читатели
«Школьного психолога» смогли высказать свои
пожелания и предложения по совершенствованию
работы психологической службы системы
образования, мы решили опубликовать резолюцию и
проекты совещания (см. ...). Свои предложения и
дополнения можно присылать в отдел практической
психологии и охраны здоровья детей Министерства
образования РФ с пометкой «Обсуждение проектов».
Пожалуйста, делайте это как можно быстрее!
Почтовый адрес: 101990, Москва,
Чистопрудный б-р, д. 6/19, Министерство образования
РФ, отдел практической психологии и охраны
здоровья детей, факс: (095) 923-18-19, E-mail: psy@ed.gov.ru
Ольга РЕШЕТНИКОВА |