Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №31/2002
ТУДА ЛИ МЫ ИДЕМ?


РЕПОРТАЖ

ТУДА ЛИ МЫ ИДЕМ?

Сейчас есть все основания предполагать, что практическая психология в системе образования не стоит на месте. Такое впечатление создалось после завершения Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», которое состоялось 6—7 июня 2002 года в Москве.

Обсудить проблемы развития практической психологии собралось 320 человек — руководители и специалисты региональных психологических служб и ППМС-центров, психологи-практики, а также ученые и преподаватели.

Сегодня более чем 70 тысяч психологов работают в системе образования. Именно эта цифра была озвучена в докладе заместителя министра образования Российской Федерации Е.Е. Чепурных. Обратив внимание на несомненные достижения психологической службы, Елена Евгеньевна особо выделила проблемы, которые должны найти свое решение в самое ближайшее время. Это же совещание нужно рассматривать как один из этапов подготовки к проведению коллегии Министерства образования РФ в ноябре 2002 года.

Одним из важнейших итогов развития службы практической психологии является то, что за последние два года были сделаны первые шаги по координации ее работы в масштабах страны. В 62 субъектах Российской Федерации приняты региональные положения о службе практической психологии в системе образования.

Приспосабливаясь к новым условиям и проводя большую научную и экспериментальную работу, психологи большинства регионов стали действовать более гибко. Они научились оперативно и профессионально находить решения во внештатных и чрезвычайных ситуациях. Причем в большинстве случаев психологи, работающие в системе образования, действуют совместно со специалистами других ведомств.

 

ЕСТЬ О ЧЕМ ПОДУМАТЬ

Первой нерешенной проблемой Елена Евгеньевна считает ситуацию с квалифицированными психологическими кадрами. Сейчас, когда готовится введение штатной должности педагога-психолога во всех образовательных учреждениях, потребность в психологах возрастает. Несмотря на большое количество факультетов, выпускающих психологов для системы образования, психологов не хватает в школах и детских садах.

Основное желание ведущих секций и круглых столов — уложиться в отведенное времяОсновное желание ведущих секций и круглых столов — уложиться в отведенное время

Для этого есть много причин. Многие учебные заведения не могут или не хотят обеспечить нормальную работу пришедшим туда специалистам. Часто психологи не имеют собственного кабинета и необходимого для работы инструментария. Не отработан единый механизм повышения квалификации.

Очень медленно решаются вопросы нормативно-правового обеспечения деятельности педагогов-психологов. Хотя есть надежда, что скоро будет устранена величайшая несправедливость и педагоги-психологи, работающие в системе образования, войдут в новый перечень должностей, дающих право выхода на пенсию за выслугу лет.

Есть претензии и к качеству подготовки психологов для работы в образовательных учреждениях. Даже те из них, кто получает серьезное базовое образование, не готовы к реальной практической работе. Поскольку сохраняется серьезный разрыв между академической наукой и практикой.

Во многих регионах нет целостной системы психологической службы, поэтому часть детей (особенно в сельских районах) не имеет возможности получить своевременную квалифицированную помощь. Здесь целесообразным видится создание психолого-медико-педагогических центров в каждом районном центре.

Особое внимание в докладе было уделено специальной психологической помощи. Елена Евгеньевна считает, что нужны специализированные центры для детей с особыми нуждами. Очевидно, надо оставить за регионами право создавать сеть специализированных центров, исходя из образовательных запросов региона.

Психологическая служба, по мнению Е.Е. Чепурных, является неотъемлемой частью образовательной системы.

В большинстве случаев психологи не участвуют в определении содержания образования. Здесь одной из главных задач является экспертиза учебников с точки зрения практической психологии и возрастной физиологии.

Необходимо проводить психологическую экспертизу новых учебных программ, а также учебных стандартов. Здесь можно ставить вопрос о создании межпредметной ассоциации, куда должны войти педагоги, психологи, физиологи и другие специалисты.

 

О НОРМАТИВНОСТИ ЛЕКСИКИ

Весь первый день совещания проходил в режиме пленарных заседаний. Вслед за докладом заместителя министра, который, на мой взгляд, был содержательным, последовали выступления теоретиков и практиков.

Уважаемые мэтры говорили ярко, образно, но декларативно. Как всегда блистал А.Г. Асмолов (доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова). Он проанализировал вклад практической психологии в развитие общества в целом и образования в частности, отметив те изменения, которые произошли за 15 лет существования службы практической психологии в системе образования. По мнению Александра Григорьевича, именно на психологию возложена миссия модернизации образования, точнее, создание новой доктрины либерального образования в России.

Психолога можно сравнить с архитектором. Современной школе нужны новые стандарты качества знаний, умений и навыков. Но здесь нужно определиться, в какой же психологической парадигме (когнитивной, бихевиоральной, экзистенциальной) должен быть сформулирован этот стандарт.

Психолог должен прийти на помощь учителю, занимаясь формированием учебной мотивации школьников. Значительную работу надо проводить и с учителями.

Нуждается в изменении и статус самого психолога. Сейчас нужен не педагог-психолог, а практический психолог образования. Эта должность должна быть закреплена юридически. Более того, Александр Григорьевич считает, что по этой специализации должна проходить и защита диссертаций.

Крайне необходимым видится создание ассоциации практических психологов и педологов. Им нужно пространство для профессионального общения!

О задачах практической психологии в условиях модернизации образования говорил В.В. Семикин (доктор психологических наук, декан психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена). Он отметил особенный путь развития практической психологии. По количеству психологов, работающих в образовании, Россия, к примеру, в два раза опередила США. Но проблем у наших психологов гораздо больше. Пока что мы имеем всеобщую психологическую безграмотность.

При этом именно психологам предстоит решать глобальные задачи по совершенствованию образования в ХХI веке. Их роль видится в определении ключевых компетенций, которые будут определять содержание образования и новые формы обучения, которые смогут сохранить психическое и психологическое здоровье подрастающего поколения.

Озабоченность судьбой психологической службы прозвучала в выступлениях ее основателей И.В. Дубровиной (доктора психологических наук, руководителя лаборатории Психологического института РАО), В.А. Иванникова (доктора психологических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова) и Ю.М. Забродина (доктора психологических наук, заведующего кафедрой социальной психологии МГПУ).

Противоречивые мнения высказывались по поводу нормирования деятельности практического психолога. Ю.М. Забродин, в частности, призвал собравшихся выработать нормативность всех сторон психологической деятельности, включая лексику.

 

ДАВАЙТЕ ДУМАТЬ ВМЕСТЕ!

Секционные заседания и круглые столы проходили на второй день совещания. Секций было три: «Основные направления деятельности и структура службы практической психологии образования России в современных условиях», «Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и проблемы оптимизации их деятельности», «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации психолога для практической деятельности в образовательном учреждении». Выступали на секциях в основном психологи-практики и руководители региональных центров и служб. А этим людям уж точно есть что сказать!

К сожалению, не было возможности выслушать всех желающих и провести обсуждение услышанного. Правда, часть выступлений и дискуссионных вопросов была перенесена на круглые столы (которых было шесть), но там была своя тематика и заранее определены выступающие.

Интересы психологов, работающих с трудными детьми, отстаивал Александр Петрынин (директор центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска)Интересы психологов, работающих с трудными детьми, отстаивал Александр Петрынин (директор центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска)

Основные дебаты на секциях и круглых столах вызвали опубликованные в рабочих материалах к совещанию проекты: «О рабочем времени педагога-психолога», «Форма учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения», «Рекомендации по составлению учредительного договора о создании, деятельности образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», «Определение вида образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», «Структура и содержание аттестационной оценки для образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

В результате была принятя резолюция, с которой заранее ознакомились все участники. Надо отдать должное составителям резолюции — в ней содержится целый ряд конкретных предложений (с указанием сроков выполнения) в адрес Министерства образования РФ и органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Остается надеется, что в оставшееся до ноябрьской коллегии время большинство из намеченного будет воплощено в жизнь.

Для того чтобы читатели «Школьного психолога» смогли высказать свои пожелания и предложения по совершенствованию работы психологической службы системы образования, мы решили опубликовать резолюцию и проекты совещания (см. ...). Свои предложения и дополнения можно присылать в отдел практической психологии и охраны здоровья детей Министерства образования РФ с пометкой «Обсуждение проектов». Пожалуйста, делайте это как можно быстрее!

Почтовый адрес: 101990, Москва, Чистопрудный б-р, д. 6/19, Министерство образования РФ, отдел практической психологии и охраны здоровья детей, факс: (095) 923-18-19, E-mail: psy@ed.gov.ru 

Ольга РЕШЕТНИКОВА