ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕРЕЗ ГРУППУ
Можно выделить ряд основных источников,
породивших современные тренинговые методы.
Среди таких источников надо назвать, во-первых,
обнаруженные еще в донаучный (для психологии)
период особенности влияния группы на человека и
наоборот — человека на группу, во-вторых,
групповую психотерапию в ее различных вариантах,
в-третьих, данные социологических и
социально-психологических исследований конца XIX
— начала XX веков, в-четвертых, результаты
изучения психологических эффектов группового
обучения, в-пятых, исследования поведения
личности.
ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД
Тот факт, что воздействовать на группу — в
целях лечения, в частности — бывает иногда
эффективнее, чем на одного человека, знали,
пожалуй, даже наши пещерные предки. Шаманская
практика также показала успешность публичного
применения обрядовых и ритуальных процедур для
излечения больных. Разнообразного толка
целители и знахари на протяжении всей
человеческой истории использовали эффект
эмоционального возбуждения и заражения,
проявляющийся в группе.
Резко усиливалась вера участников в
необычайные возможности и умения целителя —
особенно в результате внушения, когда
воздействие было направлено на аффективную
сферу. Некритическое восприятие информации и
эмоциональная реакция на непонятные
манипуляции, помноженные на безусловную
уверенность в себе самого целителя, приводили к
положительным результатам и еще более усиливали
эффективность последующих воздействий.
Колоритным примером, подтверждающим
существование оздоровляющего эффекта
воздействия людей друг на друга в группе, может
служить деятельность... скандально знаменитого
маркиза де Сада (1740—1814). Когда де Сада заключили в
Шарантон, лечебницу для умалишенных, он там писал
и ставил пьесы, которые разыгрывались его
соседями по палате перед пестрой больничной
публикой. Во время представлений публика и
режиссер наблюдали порой тошнотворные сцены, во
время которых самодеятельные актеры слой за
слоем обнажали свой внутренний мир, чему, по всей
видимости, способствовало богатое и извращенное
воображение маркиза. Свидетельства о том, что
эксперименты де Сада в таком «живом театре»
оказывали лечебное воздействие на заключенных,
явились для современных авторов основанием для
того, чтобы рассматривать эти эксперименты как
один из ранних опытов групповой психотерапии
(Corsini, 1973). Однако систематическое применение
театральных приемов для исследования психики и
влияния на нее началось только в начале XX века
(Якоб Морено и его психодрама).
Одной из первых попыток дать
научно-теоретическое объяснение происходящим в
группе процессам следует считать теорию
«животного магнетизма» Франца Антуана Месмера —
австрийского врача, практиковавшего в Париже в
конце XVIII века.
Суть этой теории заключалась в следующем:
существует некий магнетический флюид, который в
случае неравномерного распределения внутри
организма человека порождает болезнь; задача
врача — с помощью специальных манипуляций
гармонично перераспределить флюиды и тем самым
излечить больного (Л. Шерток, Р. де Соссюр, 1991).
Как же происходил сеанс группового лечения?
В одном из залов дворца располагался
знаменитый месмеровский чан, наполненный водой,
в котором находились камни, осколки стекла и
прочее. Из воды выступали прутья. Больные (чаще
всего женщины) держались за эти прутья. Между
собой участники были соединены веревками.
Месмер, закутанный в мантию, как средневековый
алхимик, совершал пассы, прикасался специальной
стеклянной палочкой к больным, совершал другие
манипуляции.
Следует заметить, что мистическая атмосфера
происходящего способствовала тому, что многие
больные исцелялись. Однако две комиссии Академии
наук, учрежденные Людовиком XVI для оценки
деятельности Месмера, осудили теорию «животного
магнетизма». Никто из ученых не обратил внимания
на обнаружившиеся в работе Месмера
социально-психологические эффекты, связанные с
межличностным взаимодействием врача и больного,
с целебным влиянием группы на других участников.
ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Шотландский врач Дж. Брейд (1843) предложил вместо
термина «животный магнетизм» использовать
термин «гипнотизм», увязывая психологический
механизм месмеровского излечения со сном
(по-гречески Hypnos — сон). Гипнотические явления в
этот период вызывали огромнейший интерес
психиатров. Хорошо известна дискуссия между
Сальпетриерской и Нансийской психиатрическими
школами о значении и психологических механизмах
гипноза (1880—1890 годы). В этой дискуссии победа
осталась за И. Бернгеймом, утверждавшим, что
гипнотическое состояние — это сужение сознания
в результате концентрации внимания под
воздействием внушения. Причем внушение является
общим психологическим феноменом, проявляющимся
в межличностных отношениях. Внушение приводит к
некритическому усвоению определенных убеждений,
суждений, чувств (Т. Высокиньска-Гонсер, 1990).
Хотя в официальной медицинской науке отношение
к гипнозу оставалось скептическим, практики
активно применяли его. Примером может служить
опыт О. Веттерстранда: он использовал гипноз при
групповом лечении алкоголиков. Среди
отечественных специалистов, применявших гипноз
для психотерапевтической работы с неврозами,
умственным недоразвитием, некоторыми
соматическими заболеваниями, следует назвать
В.М. Бехтерева.
Во время Первой мировой войны в немецкой армии
гипноз применялся для лечения солдат с
симптомами «военного невроза», вызванного
истерией.
Таким образом, одним из важнейших факторов,
оказавшим влияние на возникновение групповых
форм психологической работы, является
психотерапия, базирующаяся на использовании
гипнотических воздействий.
ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Поведение индивидов в группах и влияние группы
как на практически здоровых, так и на больных
людей стали предметом систематических
исследований только в XIX—XX веках.
В Соединенных Штатах первые попытки применения
групповых методов лечения получили название
репрессивно-инспирационной (буквально:
подавляюще-вдохновляющей) терапии. Эти методы
доминировали в первой трети XX столетия (Appley and
Winder, 1973).
Джозеф Пратт, врач из Бостона, стал одним из
первых практиковать репрессивно-инспирационную
терапию: для больных туберкулезом, которым
бедность не позволяла лечиться в стационаре. С
целью экономии времени Дж. Пратт в 1905 году стал
собирать пациентов в группы по 20 человек прямо по
месту жительства. Он рассказывал им об основах
гигиены, о необходимости отдыха, свежего воздуха,
здорового питания и т.п. Пратт был заботливым
наставником и к тому же обладал недюжинным даром
убеждения. В болезни своих малоимущих пациентов
он видел фактор, способствующий их объединению.
Пациенты вели дневники, свидетельствовавшие об
улучшении их состояния и о формировании чувства
общности и стремления к взаимопомощи.
Поначалу Пратт рассматривал собрания групп
просто как экономичную форму работы и не
придавал особого значения их самостоятельному
лечебному потенциалу. Более искушенным в
групповой терапии он стал только через несколько
лет. К началу 30-х годов Пратт пришел к убеждению,
что основой психотерапии является благотворное
воздействие одного человека на другого. Он стал
проводить сеансы групповой терапии для лиц, не
имеющих особых соматических нарушений. На этого
врача-исследователя, по-видимому, оказали
влияние работы французского врача Жозефа Жюля,
который применял метод убеждения и переучивания
для лечения невротических расстройств (Mullan and
Rosenbaum, 1962).
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГРУППОВЫХ
МЕТОДОВ
Первыми социологами, предпринявшими изучение
групповых методов, их функций и механизмов на
рубеже XIX и XX веков, были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель.
Результаты их исследований в той или иной форме
использовались в групповой психотерапии.
Термин «тренинг» возник не в клинической
психотерапии, а в практической при работе со
здоровыми людьми. Тем не менее современное
понимание тренинга включает в себя многие
традиционные методы групповой психотерапии и
психокоррекции, что вынуждает искать его истоки
в разнообразных направлениях клинической
психотерапии в группах.
Наиболее сильное влияние на развитие
психологии и психотерапии в Соединенных Штатах
оказал психоанализ. Феномен группы занимал
Фрейда главным образом в связи с его интересом к
психологии масс и склонности членов группы
идентифицировать себя с сильной личностью,
играющей роль лидера. К групповой терапии сам
Фрейд симпатий не питал, но один из его
последователей, Альфред Адлер, пробовал
адаптировать методы индивидуальной терапии для
работы с группами (Dreikers, 1959).
Европейский психоанализ ориентировался на
индивидуальную работу с пациентами и был в
высшей степени элитарным. Адлер же преисполнился
решимости лечить рабочий люд. С этой целью он
учредил несколько консультативных центров, где
использовался групповой подход. Но все-таки на
начальных этапах своего развития групповая
психотерапия оставалась преимущественно
американским явлением (Mullan and Rosenbaum, 1962).
Психоаналитические методы, направленные на
лечение отдельного пациента в условиях группы,
разрабатывались еще некоторыми последователями
Фрейда: Луисом Вендором (Louis Wender) в 1929 году и
Паулем Шилдером (Paul Schilder) в 1934 году.
Широко известный в научных кругах приверженец
психоанализа Трайджент Барроу (Trigant Burrow)
предложил термин «групповой анализ» еще в 1925
году. После нескольких лет психотерапевтической
практики Барроу стал сомневаться в
правомерности принципиальной для психоанализа
ориентации на отдельную личность. Постепенно он
пришел к убеждению, что для понимания личности
человека необходимо изучать социальные группы, к
которым он принадлежит. Но как только Барроу
приступил к работе с группами, он сразу же
утратил авторитет в психоаналитическом
сообществе. История с Барроу является
показательным примером того, как продуктивный и
оригинальный подход может остаться неоцененным
и невостребованным только потому, что опережает
свое время.
Во время Второй мировой войны стало остро не
хватать профессионально подготовленных
психотерапевтов, так как огромное количество
ветеранов нуждалось в психологической помощи.
Это послужило импульсом к развитию практической
психологии. Среди известных специалистов того
времени, которые разрабатывали
психоаналитически ориентированные методы
работы с группами, можно назвать Сэмюэля
Славсона и Александра Вольфа.
Славсон объединил групповой подход,
неформальные способы обучения и психоанализ в
«группах активности». Здесь детей поощряли к
тому, чтобы они реализовывали свои импульсивные
желания, разыгрывая их перед группой.
Вольф применял в условиях группы такие
традиционные психоаналитические методы, как
толкование сновидений, свободные ассоциации и
исследование ранних этапов развития личности.
Якоб Морено более всего известен как создатель
метода психодрамы, но разработанные им приемы
занимают центральное место в работе
психокоррекционных групп всех направлений.
Морено утверждал, что впервые использовал свой
подход еще в 1910 году, и обычно именно ему
приписывается введение термина «групповая
психотерапия» в 1932 году (Corsini, 1955). Хотя в
настоящее время этот термин применяется для
обозначения весьма широкого спектра подходов,
сам Морено употреблял его по отношению к методу,
который предусматривал переход людей из
каких-либо сообществ в новые группы.
В 1931 году Морено учредил первый
профессиональный журнал, в котором освещались
вопросы групповой терапии, — «Impromptu». Позже
название несколько раз менялось, пока не
возникло современное «Групповая психотерапия».
Кроме того, Морено претендует на роль основателя
возникшей в 1942 году первой профессиональной
организации специалистов по групповой терапии.
Активными апологетами групп-анализа выступили
З. Фоулкс, В. Бион, Т. Майн. Известный практик
групповой психотерапевт С. Славсон организовал
психоаналитические группы для детей и
подростков; важной идеей, определявшей их
функционирование, было положение о «групповой
психотерапии через активность» — лечении через
участие во взаимодействии (С. Ледер, Т.
Высокиньска-Гонсер, 1990).
ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГОВ И
ПСИХОТЕРАПЕВТОВ В РОССИИ
Групповая психологическая работа имеет в
России собственные традиции. Можно, пожалуй,
утверждать, что элементы методов, получивших
впоследствии наименование тренинговых, активно
использовались в нашей стране еще в
двадцатые—тридцатые годы. Речь идет прежде
всего о своеобразном психотехническом буме
первых послереволюционных десятилетий, когда
внедрялись в практику методы профотбора и
профконсультаций, психологической
рационализации профессионального образования,
создавались специальные тренажеры и
разрабатывались приемы психологического
воздействия на группу. Были созданы первые
деловые игры.
Педологические лаборатории и секции вполне в
духе времени пытались разрабатывать методы и
приемы развития школьных коллективов в
соответствии с целями коммунистического
воспитания.
Многие воспитательные системы тех лет
использовали психотехнологии, которые
впоследствии оказались востребованными (правда,
в несколько иной форме) в психологических
тренингах. Яркой иллюстрацией к сказанному
служит целый ряд методик, применявшихся в
групповой работе с беспризорниками А.С.
Макаренко. (Анализ разработанной значительно
позже «коммунарской методики» позволяет легко
вычленить и в ней элементы группового тренинга.)
Советская психология на ранних этапах своего
развития была очень восприимчива к идеям
зарубежных исследователей. Отечественные
психологи пытались применять групповые методы,
творчески используя психоаналитические идеи в
работе с детьми (Вульф, Ермаков). Однако и
педология, и работа в рамках концепции Фрейда не
сумели получить своего развития в отечественной
науке: эти направления были просто запрещены в
нашей стране. Долгие годы психологи в России были
лишены возможности изучать и развивать методы
групповой работы с целью психологической помощи,
а также знакомиться с опытом зарубежных коллег.
Впрочем, в советской педагогике разрабатывались
формы группового воздействия (например, В.А.
Сухомлинский и другие педагоги).
Групповые методы нашли свое применение в
психотерапии. У нас в стране наиболее
разработанной является патогенетическая
психотерапия неврозов, в основе которой лежат
принципы психологии отношений В.Н. Мясищева (С.С.
Либих, Г.Л. Исурина, Б.Д. Карвасарский, А.М. Свядощ,
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.).
Суть патогенетической психотерапии
заключается в изменении нарушенной системы
отношений больного, в коррекции его неадекватных
эмоциональных реакций и форм поведения.
Следствием искажений в области социального
восприятия, возникающих в результате
конфликтности самооценки, является то, что
больной неверно истолковывает мотивацию
партнеров по общению, недостаточно адекватно
реагирует на возникающие межличностные
ситуации: все его внимание сосредотачивается не
на разрешении реальных проблем, а на сохранении
представления о значимости своего Я как в
собственных глазах, так и в глазах окружающих.
Понимание этого аспекта невротических нарушений
позволяет широко использовать патогенетический
метод не только в индивидуальной психотерапии,
но и в групповой.
ПОЯВЛЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП
Первостепенное значение для развития
группового психологического тренинга имели идеи
школы Курта Левина: именно Левину принадлежат
знаменательные слова о том, что «обычно легче
изменить индивидуумов, собранных в группу, чем
изменить каждого из них в отдельности» (цит. по К.
Рудестам, 1993, с. 22).
Многие известнейшие специалисты, среди которых
был и К. Роджерс, говорили о том, что Курта Левина
можно считать родоначальником психологического
тренинга, а также что сензитивный тренинг
является одним из наиболее значительных
социальных открытий двадцатого столетия.
Одной из наиболее важных предпосылок
разработки тренинговых методов стал знаменитый
эксперимент К. Левина, направленный на изменение
привычек питания (Н.В. Гришина, 2000). С этой
практической проблемой американцы столкнулись
во время Второй мировой войны. Попытки влияния на
сознание людей привычными способами — через
средства массовой информации, просветительские
меры, разные формы агитации — не дали результата.
Левин предложил использовать принцип
дискуссионных групп. Сама процедура была
необычайно простой. После небольшого вступления
ведущего участники группы обсуждали между собой,
как можно побудить людей к использованию новых
продуктов питания.
Результаты оказались просто ошеломляющими!
После весьма информативной лекции лишь 3%
присутствующих отваживались на пробу хотя бы
одного из новых блюд, а из тех домохозяек, которые
участвовали в дискуссии, — 30%. Исходя из
результатов этого и ряда других экспериментов, К.
Левин пришел к выводу, что процесс принятия
человеком решения в результате обсуждения в
группе может повлиять на его поведение на многие
последующие месяцы. Это связано с тем, что
индивид сопротивляется изменениям, если они
предполагают отход от групповых норм, и наоборот,
при изменении групповых норм изменение взглядов
отдельного индивида достигается гораздо легче.
Н.В. Гришина (2000) полагает, что временем
«открытия» тренинговых групп, подготовленного
предыдущими исследованиями Левина, следует
считать лето 1946 года.
Комиссия штата Коннектикут обратилась к нему
за помощью в подготовке лидеров и в проведении
исследований по выработке наиболее эффективных
мер борьбы с расовыми и религиозными
предрассудками в обществе.
Левин и его сотрудники решили провести
«изменяющий эксперимент». Для участия в
двухнедельной программе тренинга был отобран 41
человек: большинство участников были
профессиональными педагогами или социальными
работниками. Во время проведения этой
тренинговой программы подавляющее число
участников вечером уезжали домой. Тем же, кто
оставался в кампусе, было нечем заняться. Они
обратились к экспериментаторам с предложением:
они хотели присутствовать на встречах
руководителей и ведущих проекта. На этих
встречах обсуждались результаты наблюдения за
тремя группами тренинга. Почти все ведущие
выразили опасение, что участникам будет вредно
присутствовать при обсуждении их поведения. Курт
Левин, однако, не видел оснований, по которым
исследователи должны скрывать полученные данные
от участников, и предположил, что обратная связь
может быть полезной. И он оказался прав!
Однажды вечером наблюдатель сделал несколько
замечаний в адрес женщины — одной из трех
присутствовавших при обсуждении участников
тренинговой группы. Она не согласилась с его
мнением, и развернулась активная дискуссия,
доставившая Левину, видимо, большое
удовольствие.
В конце вечера оставшиеся участники попросили
разрешения прийти на следующую встречу, когда
будет обсуждаться их поведение. Они получили
согласие. На следующий день они поделились
информацией о состоявшейся дискуссии с другими
участниками. Результат: на следующей встрече
присутствовала по меньшей мере половина
участников.
С этого момента вечерняя сессия стала важным
обучающим опытом. Таким образом была осознана
огромная роль обратной связи в тренинговой
группе. С тех пор обратная связь является
неотъемлемой частью тренинговой работы.
Левин понимал группу как «динамическое целое»;
на основе этого понимания им и его сотрудниками
были разработаны такие концепты, как групповая
динамика, групповая сплоченность, групповая
коммуникация, кооперация, групповое принятие
решений, групповые нормы, социальный климат,
центральная роль тренера. Важнейшими условиями
эффективного функционирования тренинговой
группы Курт Левин считал сильное чувство «мы»,
атмосферу свободы самовыражения, спонтанность,
неформальность встреч, добровольность участия,
эмоциональную защищенность, избегание давления,
активность и вовлеченность участников в
групповой процесс.
Результатом «изменяющего эксперимента» в
Коннектикуте стало создание в 1947 году
Национальной лаборатории тренинга. Эта
лаборатория стала важнейшим центром
исследований в области человеческих отношений.
Но сам Курт Левин не смог увидеть грандиозные
результаты своих трудов и даже не успел
поучаствовать в первой сессии Национальной
лаборатории: через восемь месяцев после
завершения деятельности коннектикутской
рабочей группы — 11 февраля 1947 года — он
скончался от сердечного приступа.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
В 50-е годы XX века М. Форверг разработал новый
метод, основой которого были ролевые игры с
элементами драматизации. Этот метод был назван
социально-психологическим тренингом (сокращенно
— СПТ) (М. Форверг, Т. Альберг, 1984; M. Vorwerg, 1971). Как мы
убедились выше, это не совсем правильно,
поскольку приоритет в открытии собственно
психологического тренинга все же принадлежит
Курту Левину.
Основной целью социально-психологических
тренингов являлось развитие компетентности в
общении. На основании большой исследовательской
работы М. Форверг сделал вывод об эффективном
влиянии СПТ на повышение интерперсональной
компетентности за счет интериоризации
измененных установок личности и их переноса на
профессиональную деятельность.
В настоящее время кроме наиболее устоявшегося
термина — СПТ — можно встретить и ряд других
названий для обозначения методов повышения
социально-психологической компетентности:
группы открытого общения, активное социальное
общение, группы интенсивного общения и другие.
По мнению С.В. Петрушина (2000), СПТ
характеризуется следующими особенностями:
— происходят качественные изменения процессов
общения в группе;
— участники имеют активную позицию;
— обсуждение событий ограничено рамками
тренинга (принцип «здесь и теперь»);
— каждое высказывание персонифицировано;
— имеется межличностная обратная связь;
— эмоциональная сфера имеет высокую степень
включенности;
— группа проходит определенные этапы развития
(вхождение — перестройка — тренинг);
— происходит согласование подпроцессов
развития компетентности в общении личности и
развитие группы, а также одновременное
управление ими;
— участники работают в группе добровольно.
Порой под групповым психологическим тренингом
ошибочно понимают только совокупность методов
формирования навыков эффективного общения. На
самом деле термин «психологический тренинг»
сейчас имеет гораздо более широкое содержание,
поскольку значительно увеличился диапазон
ставящихся перед тренингом целей.
ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
Популярные сегодня тренинги личностного роста
зародились в 70-х годах в США.
Три молодых студента написали дипломную
работу, а перед защитой решили провести тренинг
со своими друзьями по материалам написанной ими
дипломной работы. Принимая решение о проведении
тренинга, они даже не думали заниматься этим
после защиты своей дипломной работы. Но после
того как они провели тренинг со своими друзьями,
те им сказали, что пока они не проведут такой же
тренинг с их женами и друзьями, они от них не
отстанут. Этим молодым студентам ничего не
оставалось делать, как провести тренинг с
друзьями своих друзей. А те в свою очередь
потребовали провести этот тренинг с их
родственниками и друзьями. Вот так это все и
началось.
Друзей звали Александр Эверетт, Джон Хенли
Вернер Эрхард. Второй из названных впоследствии
стал основателем школы тренингов личностного
роста Lifеspring. Вернер Эрхард создал свою
тренинговую школу.
На одном из тренингов Lifespring присутствовал
тогда еще гражданин Советского Союза. Пройдя
этот тренинг, он заявил о своем намерении
организовать проведение такого же тренинга в
Москве. Организаторы не возражали.
Первый тренинг в Москве состоялся в 1989 году. В
то время эти тренинги проходили один раз в год. На
одном из тренингов участник по имени Иван Маурах
сказал: «Я буду первым русским тренером Lifespring».
Он поехал в Америку и прошел стажировку в школе
подготовки тренеров Lifespring.
За это время в Москве выпускница одного из
тренингов провела организационную работу по
регистрации фонда «Весна жизни».
В мае 1993 года в Москве прошел первый базовый
курс тренинга Lifespring, который проводил русский
тренер Иван Маурах.
С этого момента такие тренинги стали проходить
каждый месяц. Сначала они проходили только в
Москве, но потом выпускники стали организовывать
их и в других городах России и стран СНГ.
В настоящее время в Москве действует несколько
компаний, которые проводят тренинги личностного
роста, основанные на технологии Lifespring. Одной из
таких компаний является Академия тренингов,
которая проводит тренинги «Точка опоры».
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
http://www.atrainings.ru/
Александров А.А. Современная психотерапия.
Курс лекций. СПб.: Академический проект, 1997. — 335 с.
Вачков И.В. Основы технологии группового
тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М: Ось-89,
2000. — 224 с.
Гришина Н.В. Курт Левин: жизнь и судьба. В
кн.: Курт Левин. Разрешение социальных
конфликтов. СПб.: Речь, 2000. — 408 с.
Ледер С., Высокиньска-Гонсер Т.
Исторический очерк развития групповой
психотерапии и основные теоретические
направления // Групповая психотерапия / Под ред.
Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990. —
С.12—45.
Петрушин С.В. Психологический тренинг в
многочисленной группе. М.: Академический проект;
Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 256 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия.
Психокоррекционные группы: теория и практика. М.:
Прогресс, 1993. — 368 с.
Шерток Л., Соссюр Р., де. Рождение
психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М.:
Прогресс, 1991. — 288 с. |