Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2002
МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ДВЕНАДЦАТЬ ПРАВИЛ УСПЕШНОГО ТРЕНИНГА С ПОДРОСТКАМИ

1. Цели и задачи тренинга должны быть сформулированы четко, ясно, с учетом возможных изменений содержания программы.

2. Тренинговый процесс должен предваряться и сопровождаться диагностикой для исследования эффективности программы.

3. Структура всех занятий цикла должна быть единой, с соблюдением преемственности между циклами.

4. Инструктировать участников нужно четко и немногословно.

5. Методические средства, используемые во время тренинга, необходимо разнообразить. Хотя этим нельзя чрезмерно увлекаться — есть опасность «заиграться».

6. Стараться каждый раз создавать особую предметно-пространственную среду с использованием музыки, света, различных звуков. Ведущему надо быть готовым к ее быстрому изменению в связи с трансформацией целей и задач тренинга или групповой динамики.

7. Нужно чередовать индивидуальные и групповые формы работы.

8. Ведущий тренинга всегда должен быть динамичен. Если в группе большинство составляют подростки с осложненным поведением, то желательно, чтобы работали двое ведущих — мужчина и женщина.

9. Нужно помнить, что группа, как правило, сильнее, чем ведущий. Поэтому групповую динамику надо любить, уважать, изучать.

10. Поскольку подросткам часто трудно выразить свои чувства и мысли, то целесообразно использовать принцип «предметных аналогий».

11. Важно формировать культуру обратных связей в подростковой группе (оскорбительный сленг, даже случайный не допускается).

12. Нужно постоянно помнить о правилах, принятых на первом занятии.

 

ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОПЫТНОГО ТРЕНЕРА

Я бы не рекомендовала участвовать в тренингах, которые стоят в школьном расписании, детям с аутическими чертами, детям, которые недавно пережили кризисную ситуацию (особенно если эти дети тревожные, мнительные, ипохондрические).

Я работаю психологом-консультантом в центре «Юго-Запад», мне часто приходится сталкиваться с ситуацией тренингового брака. В школах стали проводить большое количество тренингов, но не всегда они проходят экологично. Особенно при использовании таких сложных техник, как, например: «Магазин качеств» или «Прыжок над определенным участком твоей жизни».

Тем детям, у которых был негативный тренинговый опыт, я бы не рекомендовала занимать в процессе работы активную позицию. Я предлагаю им находиться «за кругом». Пусть ребенок сравнит две группы.

Для того чтобы не вызвать у кого-либо из участников негативных реакций во время тренинга, я применяю карточки «тайм-аут» на 15 минут, 5 минут. Можно использовать фиолетовый и оранжевый угол комнаты для тайм-аутов.

Кроме того, ребенок может на 5 минут перевернуть свою «визитку». Это значит — я здесь, я с вами, но при этом я не активный участник процесса.

Я бы очень рекомендовала тренинг:

— гиперактивным детям;
— детям, имеющим опыт столкновения с негативными реакциями со стороны взрослых;
— имеющим опыт конфликтов «мальчики—девочки»;
— неуверенным детям;
— детям с психосоматическими выраженными проблемами.

При этом надо выбрать место для тренинговой программы: школа, центры (государственные или негосударственные), психологический лагерь-интенсив.

Но родители могут «нарваться» на американские тренинговые программы, где ребенка, как правило, загоняют в глубокий личностный тупик. Возвращаясь к обычной жизни, он испытывает ощущение, похожее на то, какое испытывала Герда, вышедшая из волшебного сада.

Я очень люблю программу футуропрактики: ее разрабатывает Нифонт Долгополов. Это программа помогает подростку построить позитивный образ своего будущего. Подростки очень инфантильны по отношению к своему будущему.

Автор рекомендаций и правил
Ольга КАРДАШИНА