ДВЕНАДЦАТЬ ПРАВИЛ УСПЕШНОГО ТРЕНИНГА
С ПОДРОСТКАМИ
1. Цели и задачи тренинга должны быть
сформулированы четко, ясно, с учетом возможных
изменений содержания программы.
2. Тренинговый процесс должен предваряться и
сопровождаться диагностикой для исследования
эффективности программы.
3. Структура всех занятий цикла должна быть
единой, с соблюдением преемственности между
циклами.
4. Инструктировать участников нужно четко и
немногословно.
5. Методические средства, используемые во время
тренинга, необходимо разнообразить. Хотя этим
нельзя чрезмерно увлекаться — есть опасность
«заиграться».
6. Стараться каждый раз создавать особую
предметно-пространственную среду с
использованием музыки, света, различных звуков.
Ведущему надо быть готовым к ее быстрому
изменению в связи с трансформацией целей и задач
тренинга или групповой динамики.
7. Нужно чередовать индивидуальные и групповые
формы работы.
8. Ведущий тренинга всегда должен быть
динамичен. Если в группе большинство составляют
подростки с осложненным поведением, то
желательно, чтобы работали двое ведущих —
мужчина и женщина.
9. Нужно помнить, что группа, как правило,
сильнее, чем ведущий. Поэтому групповую динамику
надо любить, уважать, изучать.
10. Поскольку подросткам часто трудно выразить
свои чувства и мысли, то целесообразно
использовать принцип «предметных аналогий».
11. Важно формировать культуру обратных связей в
подростковой группе (оскорбительный сленг, даже
случайный не допускается).
12. Нужно постоянно помнить о правилах, принятых
на первом занятии.
ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОПЫТНОГО ТРЕНЕРА
Я бы не рекомендовала участвовать в тренингах,
которые стоят в школьном расписании, детям с
аутическими чертами, детям, которые недавно
пережили кризисную ситуацию (особенно если эти
дети тревожные, мнительные, ипохондрические).
Я работаю психологом-консультантом в центре
«Юго-Запад», мне часто приходится сталкиваться с
ситуацией тренингового брака. В школах стали
проводить большое количество тренингов, но не
всегда они проходят экологично. Особенно при
использовании таких сложных техник, как,
например: «Магазин качеств» или «Прыжок над
определенным участком твоей жизни».
Тем детям, у которых был негативный тренинговый
опыт, я бы не рекомендовала занимать в процессе
работы активную позицию. Я предлагаю им
находиться «за кругом». Пусть ребенок сравнит
две группы.
Для того чтобы не вызвать у кого-либо из
участников негативных реакций во время тренинга,
я применяю карточки «тайм-аут» на 15 минут, 5 минут.
Можно использовать фиолетовый и оранжевый угол
комнаты для тайм-аутов.
Кроме того, ребенок может на 5 минут перевернуть
свою «визитку». Это значит — я здесь, я с вами, но
при этом я не активный участник процесса.
Я бы очень рекомендовала тренинг:
— гиперактивным детям;
— детям, имеющим опыт столкновения с негативными
реакциями со стороны взрослых;
— имеющим опыт конфликтов «мальчики—девочки»;
— неуверенным детям;
— детям с психосоматическими выраженными
проблемами.
При этом надо выбрать место для тренинговой
программы: школа, центры (государственные или
негосударственные), психологический
лагерь-интенсив.
Но родители могут «нарваться» на американские
тренинговые программы, где ребенка, как правило,
загоняют в глубокий личностный тупик.
Возвращаясь к обычной жизни, он испытывает
ощущение, похожее на то, какое испытывала Герда,
вышедшая из волшебного сада.
Я очень люблю программу футуропрактики: ее
разрабатывает Нифонт Долгополов. Это программа
помогает подростку построить позитивный образ
своего будущего. Подростки очень инфантильны по
отношению к своему будущему.
Автор рекомендаций и правил
Ольга КАРДАШИНА |