Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2002
ПОМОЩЬ В РАЗВИТИИ


ТЕЗАУРУС

ПОМОЩЬ В РАЗВИТИИ

Тренинговые группы — это специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в интенсивное общение, ориентированное на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

Практический психолог — групповой тренер использует те же методы, что и клинический психотерапевт. Важнейшая задача тренера состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования личности и ее развития, в частности в целях улучшения взаимоотношений с другими людьми (с членами семьи, коллегами и пр.).

Для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы в настоящее время используется довольно большой круг понятий: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории.

Часто группы одного и того же вида разные авторы называют по-разному. Без сомнения, подобное положение связано с относительной новизной этой области практической психологии, а также с тем, что подобные группы работают на стыке психотерапии и психокоррекции, с одной стороны, и обучения — с другой.

Вследствие этого употребление любого термина является не вполне адекватным, поскольку чрезвычайно трудно определить, где проходит граница между психотерапией и психокоррекцией, обучением и собственно личностным развитием.

Все же, по-видимому, наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы». Осознавая размытость этого понятия (впрочем, как и часто встречающегося понятия «групповое обучение»), в дальнейшем мы все-таки будем им пользоваться.

В чем же состоит основное отличие группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения?

И в групповом психологическом тренинге, и в групповой психотерапии довольно часто используются одни и те же процедуры. Фактически можно утверждать, что тренинг является одним из методов, применяемых в психотерапии (как, впрочем, и в психокоррекции, и в обучении). Вместе с тем, по-нашему мнению, является оправданным вычленение группового психологического тренинга из ряда других методов работы психолога (психотерапевта), как вполне самостоятельного направления. Это связано с существованием важных отличий группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения.

Во-первых, в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики, и люди с пограничным состоянием психики. В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.

Во-вторых, в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько формированию навыков саморазвития личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.

В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова.

При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы.

Ю.Н. Емельянов отмечает: «Термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением» (1985, с. 89). Следуя этому подходу, он предлагает четко отделять учебный аспект от тренировочного в работе группы. Можно согласиться с подобным взглядом, добавив, что тренинг — это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.

В настоящее время в литературе и в практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем раньше — всего лишь несколько лет назад.

Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А.П. Ситников дает такое определение: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящие в условиях моделирования различных игровых ситуаций...» (1996, с. 144). При этом под антропотехникой он понимает такую составляющую акмеологической практики, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» (М.К. Мамардашвили) и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. А.П. Ситников выделяет три основных антропотехники: научение, учение и игру.

Расширение границ использования понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей. Так целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. А.П. Ситников, например, понимает программно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга «как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности» (1996, с. 172).

С.И. Макшанов (1997) определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

Оригинальным является понимание тренинга Т.В. Зайцевой (2002). Опираясь на положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, она предлагает рассматривать тренинг как своеобразное «культурное оружие», как особое инструментальное опосредствующее действие. Это оружие применяется для освоения нового или изменения старого поведения. Т.В. Зайцева особо выделяет стадию овладения-присвоения, которой завершается процесс внутренней трансформации участников в ходе тренинга. Овладение-присвоение нового (знаний, навыков, умений) происходит в рамках «зоны ближайшего развития» участников в результате совместной деятельности ведущего и участников психологического тренинга.

Представляется, что в нынешней ситуации термин «тренинг» охватывает широкую область практической психологии, пересекающуюся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением. Поэтому было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина, отказывая целому ряду психологических методов в праве называться тренинговыми.

Таким образом, можно дать следующее рабочее определение тренинга: групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.

При этом тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.

Заметим, что большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки — психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии — или в результате причудливого сочетания различных теоретических подходов (так, например, гештальттерапию Ф. Перлза можно считать гармоничным соединением и развитием идей психоанализа, гештальтпсихологии и феноменологического подхода).

Телесно-ориентированная терапия В. Райха имеет свои корни в классическом психоанализе, нейролингвистическое программирование — в современном необихевиоризме, клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса базируется на гуманистических идеях экзистенциальной философии. Однако академическая наука долго не воспринимала групповые формы психологической работы всерьез, считая более важными фундаментальные исследования.

Групповое движение стало развиваться в нашей стране только в последние двадцать лет (особенно активно в 90-е годы). Почти все отечественные школы тренинга опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы групповой психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей. Справедливости ради отметим, что в последнее время и в нашей стране появились специалисты мирового уровня, уже начавшие учить собственных западных учителей.

К настоящему времени групповой тренинг представлен удивительным многообразием конкретных методических подходов. Тем не менее можно говорить о наличии ключевой идеи, объединяющей почти все имеющиеся в практической психологии подходы. Такой идеей является стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождения ее потенциала.

Иными словами, речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания, которое осуществляется во всех типах медицинской психотерапии и во всех видах групповой психокоррекционной работы, даже в тех, где подобная задача является второстепенной или совсем не ставится и не осознается. Об этом однозначно сказал В.В. Столин: «Терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой психотерапевтический процесс укрепляет или достраивает структуры самосознания и тем самым активизирует и оптимизирует его работу» (1983, с. 255).

Думается, что для психологического тренинга задача развития навыков самопознания в конечном итоге является ключевой.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). Киев: КГПИИЯ, 1991. — 187 с.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М: Ось-89, 2000. — 224 с.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд. ЛГУ, 1985. — 166 с.

4. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. СПб.: Речь; М.: Смысл, 2002. — 80 с.

5. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997.

6. Психология. Словарь /Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

7. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1999. — 752 с.

8. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с.

9. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 284 с.

Спонсор публикации статьи – клиника «Алкомед», оказывающая медицинские услуги по комплексному лечению алкоголизма. Получить квалифицированную медицинскую помощь можно как в стационаре клиники или амбулаторно, так и на дому – конфиденциально, и так же эффективно. Если по состоянию здоровья нет необходимости экстренной госпитализации, то врач, приехавший по вызову на дом для лечения алкоголизма, обеспечит первичный вывод из состояния запоя, проведет детоксикацию организма, даст рекомендации по дальнейшему лечению, назначит необходимые лекарства. Лечение алкоголизма дома, в привычной обстановке среди близких людей – первый этап на пути выздоровления.