ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ С ПОДРОСТКАМИ
А.Г. Лидерс. М.: Академия, 2001
Выход в свет учебного пособия, посвященного
теоретическим, методическим и технологическим
аспектам проведения различных видов
психологического тренинга с подростками, — это
событие для всех, кто работает с детьми и
подростками, а также для тех, кто готовит будущих
психологов-практиков.
С одной стороны, эта книга написана как учебное
пособие (со схемами, списками рекомендуемой
литературы, таблицами, контрольными вопросами и
заданиями). А с другой стороны, это увлекательный
рассказ мастера о профессиональных качествах
психолога-практика, о пути к тренингу, о жизни в
нем.
Читая книгу, я завидовала сегодняшним
студентам, начинающим групповую работу. Скольких
ошибок мне бы удалось избежать в начале своего
профессионального пути, окажись 20 лет назад у
меня в руках подобное издание...
С первых страниц книги автор размышляет о
практической психологии как помогающей
профессии, о значимых основаниях для оказания
психологической помощи. Этот серьезный
искренний разговор очень важен не только для
начинающего психолога, но и для опытного.
Чем клиент отличается от пациента или от
испытуемого? Что делать, если клиент путает
практического психолога с психотерапевтом,
чиновником социальной службы или духовником?
Думается, что ответы на эти вопросы более чем
актуальны для практического психолога.
В учебном пособии представлена широкая
панорама разнообразных тренинговых программ (в
приложении есть даже мини-хрестоматия),
исследуется теория и методика проведения
различных модификаций психологического
тренинга с подростками, предлагается типология
упражнений.
Пособие лишено менторской рекомендательности,
хотя в нем и представлены советы, которые могут
пригодится тренеру. Особый интерес представляет
описание опыта ведущего в форс-мажорных
тренинговых ситуациях.
Немало внимания уделяет автор рассмотрению
теории и методики проведения «Тренинга
личностного роста с подростками». Наиболее
ценным является то, что А.Г. Лидерс рассматривает
тренинг личностного роста как отдельный модус
групповой психологической работы. Этот вид
тренинга принципиально отличается от групповой
психотерапии и группового психологического
обучения. Позиция автора в этом вопросе очень
важна и для психологов ППМС-центров, и для
школьных психологов.
В книге щедро даются примеры из практики автора
и его коллег. Для студента это может стать
увлекательным чтением, обогащающим его новыми
знаниями. А для опытного психолога-практика это
своеобразный индивидуальный профессиональный
тренинг: могли ли подобные ситуации быть в моей
практике? Что из своего профессионального
ресурса я бы применил в этом случае?
Возможно, ценным приложением к книге могли бы
стать видеоматериалы, иллюстрирующие
технологические аспекты проведения тренингов.
Если вы — школьный психолог или социальный
педагог, организующий групповую психологическую
работу, и вас интересуют ответы на вопросы: «Кто я
в групповом процессе — психотерапевт, методист,
преподаватель психологии?», «Как меняется моя
позиция в связи с изменением групповой
динамики?», «Каковы критерии успешности
различных видов групповой психологической
работы — читайте учебное пособие А.Г. Лидерса!
Уже после прочтения книги я с радостью узнала,
что ее автору была вручена «Золотая Психея» —
главный приз Всероссийского конкурса
психологических проектов.
Ольга КАРДАШИНА |