СЕМЬ КРИТЕРИЕВ КЛАССИФИКАЦИИ
ТРЕНИНГОВ
Принципы, выдвигаемые в качестве основных
представителями различных направлений
группового движения, порой в корне противоречат
друг другу. Некоторые «групповоды» грешат
откровенным эклектизмом, провозглашая
практическую эффективность единственным своим
принципом.
Попытаемся разобраться в пестроте имеющихся
видов и подвидов тренинговых групп. Такую
классификацию можно провести разными способами
в зависимости от выбираемых критериев.
Первый критерий — цели группы (см. рис. 1).
Достаточно широкий спектр методов группового
психологического воздействия систематически
изложен и проанализирован в работе К. Рудестама
(1990) (см. табл. 1). В своей классификации видов групп
Рудестам опирается на два наиболее существенных
параметра — степень осуществления
руководителем ведущей роли в структурировании и
функционировании группы и степень эмоциональной
стимуляции в противоположность рациональному
мышлению. Это и есть второй и третий критерии
классификации.
К сожалению, подобная классификация вынуждает
включать группы одного и того же типа в разные
классы, поскольку, в частности, Т-группы могут
иметь или рациональную, или аффективную
ориентацию — в зависимости от конкретной задачи
или темы. Группы встреч могут быть
центрированными либо на руководителе, либо на
участнике.
Четвертый критерий — направленность
психологического воздействия либо на различные
стороны внутреннего мира, либо на формы
поведения. Ж. Годфруа (1992) предлагает разделить
методы психотерапии на две категории:
интрапсихическую и поведенческую. Поскольку
групповое движение выросло из психотерапии, то
кажется правомерным распространить эту
классификацию и на методы тренинговой работы (см.
рис. 2).
В основе интрапсихической терапии, по
Годфруа, лежит принцип, согласно которому
психологические проблемы и деструктивное поведение
человека являются следствием неадекватной
интерпретации им своих чувств, потребностей и
побуждений, то есть неадекватности
самосознания. Цель терапии состоит в том, чтобы
помочь человеку понять причины своего плохого
приспособления к реальности и дать ему
возможность адаптироваться к ней, изменив себя и
свое поведение.
Поведенческая терапия, исходящая из того
принципа, что любое поведение человека является
приобретенным, пытается с помощью методов
обусловливания или моделей заменить
неадекватное поведение человека другим,
которое позволило бы ему действовать более
адекватно.
Таким образом, «если интрапсихическая терапия
предполагает воздействие на восприятие, мысли и
побуждения человека, то поведенческая стремится
только изменить или устранить у него те формы
поведения, которые будут сочтены неадаптивными»
(Ж. Годфруа, 1992, с.157—158).
Согласно этой классификации к группам
интрапсихического направления можно отнести:
группы встреч, гештальт-группы, группы
трансактного анализ, психоаналитические группы,
группы, использующие психосинтез, группы
арт-терапии. К группам, ориентированным на
поведенческую терапию, относятся Т-группы,
группы телесной и танцевальной терапии, группы
тренинга умений и НЛП-группы, психодраматические
группы.
Поскольку групповое движение выросло из
психотерапии, то можно распространить эту
классификацию и на методы тренинговой работы.
Пятый критерий — состав участников.
Различия между контингентом участников
определяются возрастом, профессией, уровнем
интеллекта и образования, личностными
особенностями и т.п. В этом случае можно выделять
такие виды тренингов, как:
— подростковый тренинг;
— тренинг для педагогов;
— детско-родительский тренинг;
— тренинг для родителей детей-инвалидов;
— тренинг для старшеклассников;
— менеджерский тренинг;
— лидерский тренинг и т.д.
При этом содержание каждого из указанных
тренингов может определяться конкретными
задачами, стоящими перед ведущим, и особыми
запросами участников.
Шестой критерий — проблемы, волнующие
участников, связанные с недостаточной
сформированностью определенных навыков.
Возможные виды тренинговых групп:
— тренинг важнейших жизненных навыков;
— тренинг толерантности;
— тренинг межличностных отношений;
— тренинг уверенности в себе;
— адаптационный тренинг;
— тренинг эффективных коммуникаций и т.д.
Седьмой критерий — степень отнесенности
задач группы к основным сферам психологической
практики — психотерапии, психокоррекции,
развитию и обучению. Отсюда тренинги могут быть
разделены на:
— тренинги терапевтической направленности;
— развивающие тренинги;
— психокоррекционные группы;
— обучающие и демонстрационные тренинги.
Разумеется, нельзя считать число выбранных
критериев исчерпывающим, а охват видов тренингов
полным. Но даже приведенные возможности
классификаций ясно показывают, насколько
разнообразными могут быть виды существующих
тренинговых групп.
Рис.1. Цели тренинговой работы
Цели групповой работы
в тренинге
|
Виды тренинговых групп
|
Помощь
в исследовании и решении психологических
проблем |
|
Группы
решения психологических проблем |
Улучшение
психического здоровья |
|
Группы
психического здоровья и качества жизни |
Изучение
психологических основ общения |
|
Группы
социально-психологического тренинга |
Развитие
самосознания с целью самоизменения и коррекции
поведения |
|
Группы
тренинга развития самосознания |
Содействие
личностному росту и саморазвитию |
|
Группы
личностного роста |
Рис.2. Направленность психологического
воздействия
Группы интрапсихического направления
|
Поведенческие группы
|
Группы встреч |
Т-группы |
Гештальт-группы |
Группы тренинга
умений |
Группы
трансактного анализа |
Группы телесной
терапии |
Психоаналитические
группы |
Группы
танцевальной терапии |
Группы,
использующие психосинтез |
НЛП-группы |
Группы
арт-терапии |
Психодраматические
группы |
Таблица 1.
Классификация психокоррекционных групп по
Рудестаму
Группы |
Центрированные
на руководителе |
Центрированные
на участнике |
Рациональные |
Т-группы |
Т-группы |
Аффективные |
Гештальт-группы
Группы телесной терапии
Психодрама
Группы танцевальной терапии
Группы терапии искусством
Группы встреч |
Т-группы
Группы встреч |
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук
|