Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2002
СЕМЬ КРИТЕРИЕВ КЛАССИФИКАЦИИ ТРЕНИНГОВ


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

СЕМЬ КРИТЕРИЕВ КЛАССИФИКАЦИИ ТРЕНИНГОВ

Принципы, выдвигаемые в качестве основных представителями различных направлений группового движения, порой в корне противоречат друг другу. Некоторые «групповоды» грешат откровенным эклектизмом, провозглашая практическую эффективность единственным своим принципом.

Попытаемся разобраться в пестроте имеющихся видов и подвидов тренинговых групп. Такую классификацию можно провести разными способами в зависимости от выбираемых критериев.

Первый критерий — цели группы (см. рис. 1).

Достаточно широкий спектр методов группового психологического воздействия систематически изложен и проанализирован в работе К. Рудестама (1990) (см. табл. 1). В своей классификации видов групп Рудестам опирается на два наиболее существенных параметра — степень осуществления руководителем ведущей роли в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению. Это и есть второй и третий критерии классификации.

К сожалению, подобная классификация вынуждает включать группы одного и того же типа в разные классы, поскольку, в частности, Т-группы могут иметь или рациональную, или аффективную ориентацию — в зависимости от конкретной задачи или темы. Группы встреч могут быть центрированными либо на руководителе, либо на участнике.

Четвертый критерий — направленность психологического воздействия либо на различные стороны внутреннего мира, либо на формы поведения. Ж. Годфруа (1992) предлагает разделить методы психотерапии на две категории: интрапсихическую и поведенческую. Поскольку групповое движение выросло из психотерапии, то кажется правомерным распространить эту классификацию и на методы тренинговой работы (см. рис. 2).

В основе интрапсихической терапии, по Годфруа, лежит принцип, согласно которому психологические проблемы и деструктивное поведение человека являются следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений, то есть неадекватности самосознания. Цель терапии состоит в том, чтобы помочь человеку понять причины своего плохого приспособления к реальности и дать ему возможность адаптироваться к ней, изменив себя и свое поведение.

Поведенческая терапия, исходящая из того принципа, что любое поведение человека является приобретенным, пытается с помощью методов обусловливания или моделей заменить неадекватное поведение человека другим, которое позволило бы ему действовать более адекватно.

Таким образом, «если интрапсихическая терапия предполагает воздействие на восприятие, мысли и побуждения человека, то поведенческая стремится только изменить или устранить у него те формы поведения, которые будут сочтены неадаптивными» (Ж. Годфруа, 1992, с.157—158).

Согласно этой классификации к группам интрапсихического направления можно отнести: группы встреч, гештальт-группы, группы трансактного анализ, психоаналитические группы, группы, использующие психосинтез, группы арт-терапии. К группам, ориентированным на поведенческую терапию, относятся Т-группы, группы телесной и танцевальной терапии, группы тренинга умений и НЛП-группы, психодраматические группы.

Поскольку групповое движение выросло из психотерапии, то можно распространить эту классификацию и на методы тренинговой работы.

Пятый критерий — состав участников. Различия между контингентом участников определяются возрастом, профессией, уровнем интеллекта и образования, личностными особенностями и т.п. В этом случае можно выделять такие виды тренингов, как:

— подростковый тренинг;
— тренинг для педагогов;
— детско-родительский тренинг;
— тренинг для родителей детей-инвалидов;
— тренинг для старшеклассников;
— менеджерский тренинг;
— лидерский тренинг и т.д.

При этом содержание каждого из указанных тренингов может определяться конкретными задачами, стоящими перед ведущим, и особыми запросами участников.

Шестой критерий — проблемы, волнующие участников, связанные с недостаточной сформированностью определенных навыков. Возможные виды тренинговых групп:

— тренинг важнейших жизненных навыков;
— тренинг толерантности;
— тренинг межличностных отношений;
— тренинг уверенности в себе;
— адаптационный тренинг;
— тренинг эффективных коммуникаций и т.д.

Седьмой критерий — степень отнесенности задач группы к основным сферам психологической практики — психотерапии, психокоррекции, развитию и обучению. Отсюда тренинги могут быть разделены на:

— тренинги терапевтической направленности;
— развивающие тренинги;
— психокоррекционные группы;
— обучающие и демонстрационные тренинги.

Разумеется, нельзя считать число выбранных критериев исчерпывающим, а охват видов тренингов полным. Но даже приведенные возможности классификаций ясно показывают, насколько разнообразными могут быть виды существующих тренинговых групп.

 

Рис.1. Цели тренинговой работы


Цели групповой работы
в тренинге


Виды тренинговых групп

Помощь в исследовании и решении психологических проблем

Группы решения психологических проблем

Улучшение психического здоровья

Группы психического здоровья и качества жизни

Изучение психологических основ общения

Группы социально-психологического тренинга

Развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения

Группы тренинга развития самосознания

Содействие личностному росту и саморазвитию

Группы личностного роста

 

Рис.2. Направленность психологического воздействия


Группы интрапсихического направления


Поведенческие группы

Группы встреч

Т-группы

Гештальт-группы

Группы тренинга умений

Группы трансактного анализа

Группы телесной терапии

Психоаналитические группы

Группы танцевальной терапии

Группы, использующие психосинтез

НЛП-группы

Группы арт-терапии

Психодраматические группы

 

Таблица 1. Классификация психокоррекционных групп по Рудестаму

Группы

Центрированные на руководителе

Центрированные на участнике

Рациональные

Т-группы

Т-группы

Аффективные

Гештальт-группы
Группы телесной терапии
Психодрама
Группы танцевальной терапии
Группы терапии искусством
Группы встреч

Т-группы
Группы встреч

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук