Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Марасанов Г.И. М.: Когито-Центр, 2001

 

Г.И. Марасанов — автор известный, и читатель вправе рассчитывать на то, что очередное издание его книги (четвертое, дополненное) порадует специалистов какими-то новыми разработками или обобщениями. Как человек, знакомый с третьим изданием этой работы, могу сказать, что внесенные автором изменения и дополнения («натуральная дискуссия», например, стала «естественной», что по-русски звучит, конечно же, гораздо лучше) не сделали книгу хоть немного лучше.

Но сначала о содержании. Прежде всего, хочется отметить, что в книге отсутствует хотя бы примерная программа хоть какого-нибудь социально-психологического тренинга.

Условно же книгу можно разделить на две части (хотя автор выделяет четыре).

Первая представляет собой авторские рассуждения о том, как начинать тренинг, как проводить дискуссию, как вести себя ведущему во время упражнений. Содержательность этой части, на мой взгляд, весьма невысока: специалист с опытом все это и так знает, а у начинающего психолога-тренера по ходу чтения может возникнуть немало вопросов.

О целях и задачах автор почему-то забыл поговорить, хотя непонятно, как в книге, посвященной тренингу вообще, можно было обойти такую важную тему.

Совершенно не освещаются в книге и проблемы групповой динамики, хотя это важнейшая часть группового процесса.

Вторая часть книги гораздо более содержательна, поскольку содержит перечень упражнений, применяемых в тренинге. Приводятся упражнения, направленные на развитие внимания, умения сосредоточиться, взаимопонимания, на выработку навыков убеждения, а также сюжетно-ролевые игры и упражнения-шутки.

Эта часть почти полностью повторяет соответствующие разделы предыдущего издания. Следует отметить, что автор не только подробно описывает каждое упражнение, но и рассматривает возможные варианты их обсуждения.

Интересно, что представленная в качестве «оригинальной разработки» (и в третьем издании отсутствующая) игра «Козырьки» уж очень похожа на упражнение «Надписи на лбу», опубликованное Е.В. Сидоренко со ссылкой на Е. Насаеву и Т.Н. Курбатову еще в 1995 году (см., например, Сидоренко Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру, СПб.: Речь, 2000, с. 272). Все, что отличает версию Марасанова, — это использование козырьков вместо надписей над головой.

Впрочем, науке известны факты, когда великие открытия совершались независимо друг от друга разными авторами...

В целом же книга может быть полезна в качестве источника неплохих, но в большинстве своем известных упражнений. Правда, если вы имеете одно из более ранних изданий, то этого вполне достаточно.

В чем же заключается «системное изложение материала», анонсированное на обложке? Какова на самом деле авторская система тренинга? Ответы на эти вопросы мне так и не удалось получить. Может быть, дело во мне?

Александр ШАДУРА