СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ
Марасанов Г.И. М.:
Когито-Центр, 2001
Г.И. Марасанов — автор известный, и читатель
вправе рассчитывать на то, что очередное издание
его книги (четвертое, дополненное) порадует
специалистов какими-то новыми разработками или
обобщениями. Как человек, знакомый с третьим
изданием этой работы, могу сказать, что внесенные
автором изменения и дополнения («натуральная
дискуссия», например, стала «естественной», что
по-русски звучит, конечно же, гораздо лучше) не
сделали книгу хоть немного лучше.
Но сначала о содержании. Прежде всего, хочется
отметить, что в книге отсутствует хотя бы
примерная программа хоть какого-нибудь
социально-психологического тренинга.
Условно же книгу можно разделить на две части
(хотя автор выделяет четыре).
Первая представляет собой авторские
рассуждения о том, как начинать тренинг, как
проводить дискуссию, как вести себя ведущему во
время упражнений. Содержательность этой части,
на мой взгляд, весьма невысока: специалист с
опытом все это и так знает, а у начинающего
психолога-тренера по ходу чтения может
возникнуть немало вопросов.
О целях и задачах автор почему-то забыл
поговорить, хотя непонятно, как в книге,
посвященной тренингу вообще, можно было обойти
такую важную тему.
Совершенно не освещаются в книге и проблемы
групповой динамики, хотя это важнейшая часть
группового процесса.
Вторая часть книги гораздо более
содержательна, поскольку содержит перечень
упражнений, применяемых в тренинге. Приводятся
упражнения, направленные на развитие внимания,
умения сосредоточиться, взаимопонимания, на
выработку навыков убеждения, а также
сюжетно-ролевые игры и упражнения-шутки.
Эта часть почти полностью повторяет
соответствующие разделы предыдущего издания.
Следует отметить, что автор не только подробно
описывает каждое упражнение, но и рассматривает
возможные варианты их обсуждения.
Интересно, что представленная в качестве
«оригинальной разработки» (и в третьем издании
отсутствующая) игра «Козырьки» уж очень похожа
на упражнение «Надписи на лбу», опубликованное
Е.В. Сидоренко со ссылкой на Е. Насаеву и Т.Н.
Курбатову еще в 1995 году (см., например, Сидоренко
Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру, СПб.:
Речь, 2000, с. 272). Все, что отличает версию
Марасанова, — это использование козырьков
вместо надписей над головой.
Впрочем, науке известны факты, когда великие
открытия совершались независимо друг от друга
разными авторами...
В целом же книга может быть полезна в качестве
источника неплохих, но в большинстве своем
известных упражнений. Правда, если вы имеете одно
из более ранних изданий, то этого вполне
достаточно.
В чем же заключается «системное изложение
материала», анонсированное на обложке? Какова на
самом деле авторская система тренинга? Ответы на
эти вопросы мне так и не удалось получить. Может
быть, дело во мне?
Александр ШАДУРА |