СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ
Есть что-то общее между работой тренера и
поварским делом, а соответственно — между
искусством подготовки тренинговой программы и
высокой кулинарией.
Множество блюд может приготовить хороший повар
из одного и того же продукта, «поигрывая»
температурным режимом, специями, способом
приготовления. Также и грамотный тренер,
пользуясь ограниченным набором методик и
процедур, «играя» их возможностями, может
создавать тренинговые программы, направленные
на решение самых разных задач.
Вместе с тем каждый повар знает, что
возможности конкретного продукта не
безграничны. Скажем, свежий жареный огурец — это
невкусно. Ну вот не вкусно и все. Так и тренер
знает, что каждый методический прием, описанный в
литературе или созданный им самим, тяготеет к
определенной психологической школе, имеет
определенную ценностную направленность. И это
задает некоторые границы его возможностей.
Например, конкурентные игры не способствуют
сплочению. И очень трудно (часто — невозможно)
применить их для развития чувства «мы» в группе.
И все же наличие в доме одной лишь картошки —
это еще не повод для ежедневного приготовления
пюре. А большинство тренинговых приемов,
описанных в литературе под каким-либо одним
соусом, могут быть модифицированы для решения
разных обучающих задач. Главное — эту задачу для
себя сформулировать, а затем тщательно
проанализировать имеющуюся в распоряжении
тренера технологию. Возможно, в этом и состоит
главное «поварское» искусство тренера — в
умении правильно «приготовить» имеющиеся в его
распоряжении тренинговые приемы и процедуры,
наделить их свойствами, способствующими решению
поставленных задач.
ЧУДО-ОСТРОВ
Классический пример — упражнение «Необитаемый
остров». Только наша газета опубликовала не
менее десятка его вариантов. И это, уверяю вас,
еще не предел. Возможно, предела вообще нет, так
как «Остров» — это замечательная игровая среда,
которая может быть насыщена содержанием под
самые разные задачи.
Если нужно дать участникам опыт совместного
проживания и построения отношений, игра
организуется как бы «взаправду»: с антуражем,
ролями, игровым взаимодействием в рамках ролей и
т.д. Нужно продумывать техники погружения
участников в ситуацию и в роль, проигрывать
различные моменты взаимоотношений «островитян».
Если упражнение используется для обучения
навыкам принятия групповых решений, достаточно
нарисовать ситуацию в воображении участников и
организовать групповую дискуссию в кругу.
Задается определенное время и правила
обсуждения, четко формулируется ожидаемый
результат — и вперед.
Возможен и диагностический вариант: участникам
предлагается проверить свою готовность к
конструктивной дискуссии. В этом случае очень
полезно ввести наблюдателей из числа участников.
В ходе обсуждения они выступят экспертами —
помощниками тренера.
Если нужно поработать над сплочением или
диагностикой отношений, вводите в игру разные
экстремальные ситуации типа «Туземцы украли
одного из вас, кто будет этим человеком?» и т.д.
Помните, что в данном случае необитаемый остров
для участников — лишь повод поразмышлять о себе,
своих товарищах и взаимоотношениях в группе.
Если хотите ввести элемент тренинга
личностного роста, создайте внутри игрового
пространства и роли каждого участника ситуацию
обязательного выбора. Только помните, что выбору
должно предшествовать глубокое погружение в
моделируемый мир, осознание участниками его
возможностей и ограничений. Тогда это будет
действительно личностный, а не ролевой выбор.
Разрешите участникам «рассредоточиться» по
помещению, и вы получите более мягкую игру.
Нарисуйте на полу черту — границу острова, и
через некоторое время страсти начнут закипать. И
так далее.
Только не надо пытаться задействовать все
возможности сразу! Никакое игровое пространство
такой многоцелевой нагрузки и не выдержит:
проживание ситуации плохо совместимо с
формализованной групповой дискуссией, а
ситуация личного выбора — с театрализованным
ролевым действием (отработкой навыков
поведения).
Модификации под задачу должно подвергаться не
только само упражнение, но и инструкция к нему, и
процедура последующего обсуждения.
Скажем, «Остров» задуман как обучающее
упражнение в рамках темы «Навыки обсуждения и
принятия групповых решений». В этом случае
инструкция обязательно должна содержать слова
типа: «А сейчас вам представится возможность
проявить (или отработать) свое умение
сотрудничать, слушать друг друга, находить общий
язык в специальной игровой ситуации. Затем мы
обсудим, как проходило обсуждение и насколько
оно было успешно».
Обсуждение в данном случае также будет
преимущественно разворачиваться вокруг
примененных участниками навыков, а также вокруг
того, что способствовало и что мешало дискуссии.
Если же «Остров» применяется как техника,
позволяющая прожить некоторую ситуацию и
получить опыт взаимодействия, инструкция будет
иной, например: «Сейчас вам представится
удивительная возможность оказаться на
необитаемом острове... В окружении таких-то
людей... Какой будет ваша жизнь? Это зависит
только от вас. Погружайтесь в ситуацию,
внимательно следите за своими чувствами и
поступками, исследуйте себя и свои переживания.
Через час удивительная жизнь на острове
закончится и мы обсудим то, что с вами
происходило».
Обсуждение в данном случае концентрируется на
переживаниях, отношениях, новом опыте
участников. Их внимание заостряется на том,
насколько все происходящее похоже на реальную
жизнь.
БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Вообще, при правильном, то бишь осмысленном,
обращении многие известные, многократно
описанные в литературе техники приобретают
совершенно новое звучание. Очень показательный
пример — вариант широко растиражированной
техники «Молекулы» в исполнении В. Ясвина. Он
предлагает использовать «Молекулы» как технику
исследования собственных переживаний,
возникающих в нестандартной ситуации.
Суть этой техники проста: участники ходят по
комнате с закрытыми глазами. И ходят довольно
долго, прислушиваясь к себе и стараясь ни к кому
не прикоснуться. Затем по команде ведущего
участники начинают искать себе пару (молча и с
закрытыми глазами). Обнаружив другого человека,
участники берутся за руки и так замирают, пока
ведущий не предложит открыть глаза (он же
обращается к участникам с таким предложением
спустя некоторое время, желательно после того,
как все нашли свою пару). Затем проходит
обсуждение.
Знакомая техника, правда? Если ограничиться
лишь такой информацией для участников, никакого
самоисследования не случится и обсуждать будет
практически нечего.
Необходима грамотная инструкция для
участников, в которой четко ставятся задачи
(внимательно следить за своими действиями,
своими переживаниями, отмечать их про себя),
несколько раз проговаривается цель упражнения.
«Сейчас у вас будет возможность, — говорит
ведущий, — сделать то, что так редко нам удается в
реальной жизни — погрузиться в себя. Отвлекитесь
от забот и проблем, послушайте себя. Вам будет
легче это сделать в темноте. Поэтому мы закроем
глаза. Изучению и познанию себя иногда мешает
процесс общения. Поэтому мы на время забудем о
других. А чуть позже, наоборот, вспомним и
постараемся найти свою пару». И так далее.
Обсуждение тоже приобретает совершенно
определенное содержание. Ведущий создает
ситуацию, в которой на каждый вопрос практически
каждый участник дает свой ответ (по крайней мере,
задумается над ответом), а также задает следующие
вопросы:
Хотелось ли вам открыть глаза? Делали ли вы это?
Была ли у вас определенная стратегия движения
по комнате, или вы двигались совершенно хаотично?
Если была, то удалось ли вам ее придерживаться?
Вы старались быть там, где находились другие
люди, или стремились отойти подальше от основной
части группы?
Были ли прикосновения к другим людям? Какие
чувства вы при этом испытали?
Какие чувства у вас возникли, когда ведущий дал
инструкцию найти пару?
Что вы испытали, нащупав руки другого человека?
(Или не найдя свою пару?)
Подробные, серьезные ответы на эти вопросы
здорово продвигают отдельных участников и
группу в целом на пути самоисследования.
Короткое полуразминочное упражнение
превращается в глубокую содержательную технику.
Конечно, если это нужно.
В другом контексте можно провести «Молекулы»
коротко и довольно весело: для настроя
участников друг на друга, двигательной разминки,
снятия напряжения и т.д.
ИДТИ ОТ СВОИХ ЗАДАЧ
Итак, техники можно «углублять», упрощать,
превращать из обучающих в исследовательские
площадки личности или межличностных отношений,
из диагностических в собственно навыковые
процедуры. Важно не забывать при этом изменять
инструкцию и характер обсуждения.
Центральный вопрос обучающей техники: удалось
ли отработать навык или умение? Диагностической
— что вы увидели, узнали, поняли про себя и про
других? Или: что вы умеете, а что не умеете?
Исследовательской — какой опыт переживаний или
отношений вы получили? Похоже ли это на вашу
жизнь? Или: как это может быть перенесено в вашу
жизнь?
Мне представляется, что значительная часть
отказов участников от упражнения или
несерьезное, игровое отношение к нему связаны
именно с нечеткостью инструкции.
Упражнения, игры, психотехники — это только
оболочки, предполагающие множество толкований,
море возможностей. Без хорошей лоции в виде
инструкции и темы обсуждения плыть по нему
трудно. Можно, конечно, но если направление не
определено, легко заплыть в самые проблемные
точки своей жизни. И тогда незаметно и часто
неприятно неожиданно для ведущего тренинговая
ситуация перерастает в психотерапевтическую. А
обучающая психологическая группа в группу
коррекционную. Инстинктивно избегая такой
перспективы, многие участники «убегают» в смех, в
игнорирование упражнения, в агрессию по
отношению к ведущему.
Получается, что не так уж важно, сколько
«продуктов» на тренерской кухне, главное —
наличие хорошей книги рецептов: представлений о
том, как то или иное средство может быть
трансформировано под актуальные задачи. Еще
лучше — интуиция мастера: сколько положить соли,
перца, налить воды...
Но это приходит не сразу. А поначалу нужно
просто думать, анализировать и идти не от
упражнения, а от собственных профессиональных
задач, решаемых данным тренингом, днем занятий,
этапом работы с группой.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук |