Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2002
ТРЕНИНГ — ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ!


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

ТРЕНИНГ — ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ!

Когда при обсуждении номера встал вопрос, с кем лучше побеседовать о тонкостях тренинговой работы с детьми, то сразу возникла кандидатура Ольги КАРДАШИНОЙ (кандидата педагогических наук, сертифицированного гештальттерапевта). В последнее время Ольга работает психологом в частной школе и консультантом в ПМС-центре «Юго-Запад». Она любезно согласилась пустить нас на свою тренинговую «кухню» и поделиться рецептами успешной работы.

Тренинг — это творчество или работа по определенной программе?

Тренинг — это, конечно же, «маленькая жизнь», и жизнь эта организуется по специально заданным программам. У каждого опытного ведущего есть свои любимые программы, своя подборка упражнений. При этом одно и то же упражнение может выполнять различные функции на разных этапах тренинговой программы.

Каждый психолог должен иметь свой «кубик тренинга» с разными «гранями». Среди этих «граней»: цели, задачи, мера, позиция ведущего, чередование индивидуальных и групповых форм работы, пространственная среда.

Когда мы говорим с ребятами о времени, в одной группе нужно, например, чтобы работал метроном. А в другой можно использовать не звук, а предметы: песочные часы, дневник, старые фотографии.

На что должен ориентироваться психолог, планируя проведение тренингов?

На цель работы. И на то, как эта цель будет реализовываться в решении конкретной задачи с конкретной группой участников. Например, в начале учебного года я намечаю, что с определенной группой подростков с девиантным поведением будет проведено 12 занятий. И я планирую проводить их не в сентябре, а в феврале, когда изучу этих детей, поработаю в малых группах и выберу нужную модификацию занятий для большой группы.

Для этого можно провести «нулевой» диагностический блок: исследовать коммуникативную направленность подростков, особенности их эмоционально-волевой и поведенческих сфер.

По результатам диагностики мы определяем, с чего лучше начать: может быть, с большой организационно-деловой игры, может быть, с уроков философии жизни или человековедения.

Если мы определим, что в подростковой группе высокая межличностная напряженность, то сразу начинать тренинговый процесс опасно. Здесь можно использовать «включенное наблюдение»: во время экскурсий, на переменах. Хорошо, если школьный психолог пойдет с ребятами в поход и проведет там психологическую 20-минутную игру, а потом еще 10-минутную «психологическую перемену» в школе.

Получается, что каждый тренинг строится творчески, индивидуально, в зависимости от результатов предварительной диагностики?

Конечно. Хотя есть и общие правила построения эффективного тренинга, например, чередование индивидуальных и групповых форм работы.

Если на этапе первичной диагностики мы выяснили, что у ребят есть тревожное отношение к своему будущему, то отдельным блоком в четвертой четверти можно разработать такую специфическую программу, как футуропрактика для подростков «Прикосновение к будущему».

В школе, в отличие от психологического центра, больше дополнительных факторов, влияющих на посттренинговые личностные изменения. Нельзя, например, с уверенностью сказать: эти дети прошли тренинговую программу и сильно изменились! А может быть, их изменили уроки истории, тот или иной поход или та или иная поездка?

Можно познакомиться с очень хорошей тренинговой программой, начать ее реализовывать и оказаться в ситуации профессионального неуспеха.

Почему такое может произойти?

Как правило, здесь срабатывают такие факторы, как место, время и мера групповой работы, ее специфика.

Если в школе есть, к примеру, хороший театр, то нужна одна тренинговая программа. Если в школе много представителей разных неформальных объединений — это будет другая тренинговая программа. В последнем случае лучше начать с тренинга ценностных ориентацией, а тренинг социальных умений провести где-то в начале третьей четверти.

Если в классе есть конфликтная ситуация межу мальчиками и девочками, то проводить сразу тренинг ценностных ориентаций также нежелательно. Здесь лучше провести организационно-деятельностную игру, например, «Рыцарский турнир» или «День неожиданных сюрпризов». Можно также ввести элементы арт-терапии, провести дискуссию или мозговой штурм, то есть вплести разные формы взаимодействия между учащимися в контекст групповой работы. Оотработку жизненных ценностей можно начать только тогда, когда принадлежность к противоположному полу будет рассматриваться как особая ценность.

Чем более опытный тренер, тем больше он знает упражнений, и тем более, может четко видеть цели и задачи данной тренинговой группы на ближайшие несколько занятий. В 8-м «А» и в 8-м «Б», возможно, будут разные программы, поскольку где-то больше девочек, а где-то мальчиков и т.п.

Участие в тренинге должно быть добровольным?

Я всегда предлагаю подросткам сначала попробовать, что это такое — групповой тренинг. Здесь можно исследовать особенности своей личности и личности других безопасно для себя. Тренинг помогает подросткам проявить удивительное любопытство к другому при сохранении своего эгоцентризма, тревожности (ситуативной, личностной, межличностной). Тренинг — это такая безопасная экспериментальная площадка для подростков, которая живет по своим законам.

У ребенка могут возникнуть проблемы, например, при переходе в новый класс. И даже после лета в классе собираются совершенно другие ребята, поскольку за лето с ними много чего происходит. Здесь очень помогают тренинговые интенсивы в начале года. Интенсив — это тренинг, который проводится по три часа два раза в неделю.

Ребенок принимает для себя решение (участвовать или не участвовать в тренинге) после первых трех встреч. Если нет, то у психолога должны быть другие формы взаимодействия с ним. И подростку обязательно должно быть предложено альтернативное занятие, чтобы этот час он не болтался по школе.

Сейчас у многих детей есть негативный опыт взаимодействия с психологами. И часто он переносится в новую тренинговую программу.

Как можно привлечь подростков на групповые занятия?

Я обычно использую разные приемы, например «Письмо бывших участников тренинга». На первом занятии я обязательно показываю видеофрагменты разных тренингов, причем они содержат не только позитивные моменты, но и ссоры, стычки.

В тренинговой комнате всегда есть портреты участников программ — тех, кто захотел их оставить.

Очень важная процедура — принятие правил жизни группы. Это делается на первой встрече. Правила жизни группы должны быть «живыми»: они могут изменяться, переформулироваться, дополняться.

Реально тренинги посещают 80% учащихся школы. Девочки ходят на тренинги охотнее. А 20% идут, как правило, на другие мероприятия или им предлагаются индивидуальные встречи с психологом.

Если мы в обязательном порядке включим всех в групповую форму взаимодействия, то у участников может сформироваться манипулятивная позиция: «Я скажу все, что вы хотите, только отстаньте от меня».

С какими проблемами чаще всего сталкивается ведущий подросткового тренинга?

Тренинговые занятия вообще не похожи на другие события школьной жизни. Это — стулья, стоящие кругом, глаза одноклассников, которые на тебя смотрят. Часто подростки ведут себя демонстративно — парень может посадить на колени девушку или, сев верхом на стул, начать раскачиваться. Может быть и активная вербальная агрессия в адрес ведущего. Наверное, это знакомо практически каждому ведущему.

Тут надо руководствоваться правилом, которое сформулировали участники одной из групп: «Можно делать все, но нельзя не работать и мешать другим».

Вообще, я очень серьезно отношусь к правилам и обычно при их выборе, иллюстрирую каждое из них с помощью ролевой игры.

Как можно определить эффективность проводимого тренинга?

Как правило, об успешности тренингового процесса можно судить после первых трех занятий. Практически на каждом занятии мы специально планируем ту или иную процедуру, которая направлена на исследование его эффективности. Я часто использую пакет из 5—7 методик.

Хорошо, если на тренинг будет приходить супервизор. Иногда это может быть даже классный руководитель или психолог соседней школы.

В конце цикла можно также провести опрос родителей. Когда групп много, важно подняться над процессом и сравнить работу в нескольких группах. Важно вести дневник наблюдений.

Оля, есть ли у тебя особые секреты взаимодействия с трудными подростками?

Главное — не пугаться негативных оценок учителей или родителей. На тренингах я постоянно подчеркиваю свою уважительную позицию по отношению к подростку, обязательно обращаюсь к нему по имени. Но при этом не избегаю отрицательных суждений: «Мне не нравится», «Я была огорчена, когда..»

Важно, чтобы каждое занятие было динамичным. Должно быть разнообразие методических средств. Инструкции к заданиям надо давать четкие и немногословные.

При этом надо четко понимать, для чего мы проводим ту или иную процедуру. И хотя я уже около 20 лет провожу тренинги, все упражнения у меня записаны на карточках, особенно инструкции. Я постоянно обновляю эти карточки, поскольку и язык, и стиль общения становятся другими.

Важное условие для тренингов с подростками — нахождение предметных аналогий. Правда, здесь существует своеобразная опасность — можно уйти в «дурную бесконечность» метафор. Но подростку, у которого всегда проблемы с вербальным выражением чувств, так легче. Очень часто показать руками свое настроение ему легче, чем найти нужные слова.

В одних группах дети после тренинга пьют чай, а в других я, наоборот, стараюсь сохранить тот эмоциональный накал, который возник на занятии. Посттренинговое общение — очень важный момент, который должен быть наполнен особой теплотой.

У нас есть банк (трехлитровая банка, куда сбрасываются медные монетки) и дежурный, который организует чаепитие.

В процессе наблюдения и диагностики я выделяю наиболее агрессивный участников. Именно к ним, как правило, я обращаюсь на занятиях за помощью при постановке света, в музыкальном оформлении и т.д.

С трудными подростками я часто использую работу в малых группах. Сначала мы работаем в группах по три человека, а затем, когда происходит формирование нового для подростка социального опыта, мы объединяем их в группы по 10—12 человек. Но это делается постепенно. Трудно сразу справиться с 10—12 подростками с выраженной ситуативной тревожностью.

Сейчас подростки очень подвержены соматическим заболеваниям. Буквально 10 лет назад ребенок с астмой или эписиндромом в тренинговой группе был большой редкостью. Сегодня это обычное явление. Бывало, что в самые эмоционально напряженные моменты у подростка начинается приступ кашля. И сказать, что он не должен ходить на тренинги, я не всегда могу. Но быть готовым к таким ситуациям ведущие группы должны.

Хорошо, когда в группах с трудными подростками два ведущих — мужчина и женщина. И хорошо, когда у них есть опыт групповой работы. Очень значимое умение для ведущего — видеть группу. Уметь считывать реакции участников, обязательно обсуждать их.

Что можно пожелать психологам, которые еще не имеют опыта?

Прежде всего, больше читать и не бояться пробовать.

Начинать нужно с повышения профессиональной компетентности в этой области. Сейчас достаточно много психологических и методических центров, где можно стать участником группы, купить видеоматериалы и посмотреть их.

Когда я отрабатываю новую модификацию тренинговой программы, я иду в любимый класс к подросткам, у которых есть выраженный мотив на взаимодействие с психологом. В школе «Премьер», где я работаю, есть классы, обучающиеся по системе международного Бакалавриата. Я очень благодарна ученикам этих классов за со-творчество при разработке тренинговых занятий. Иногда там я прорабатываю сокращенный вариант программы. Параллельно (обычно с опозданием на 2—3 занятия) провожу эти же занятия, но в более полном варианте с детьми коррекционных классов.

Нужна экспериментальная площадка, перед тем «как выйти на детей» с новой модификацией программы я проигрываю тренинг с коллегами. Мы создаем модель тренинговой группы и на ней отрабатываем технологию. Важно, как в шахматной партии, определить упражнения и спрогнозировать степень активности участников.

В тех случаях, когда психолог один в школе, — можно объединиться с коллегами из других школ или методистами психологических центров.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА

ПМС-центр «Юго-Запад»
Тел.: (095) 132-00-03