Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТРЕНИНГ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ф. Бурнард. СПб.: Питер, 2002

Практическим психологам, интересующимся групповыми методами и проводящим тренинги, эта книжка — настоящий подарок. В ней подробнейшим образом описана методика разработки и проведения тренингов разных типов, но объединенных нацеленностью на развитие навыков межличностного взаимодействия.

Кроме того, здесь представлен богатейший арсенал разнообразных упражнений, которые сопровождены комментариями. Книга предназначена не только психологам. По мнению автора, она может быть полезна студентам, клиентам и всем тем, кто хочет на практике совершенствовать свои коммуникативные навыки.

Книга очень хорошо структурирована, что вообще свойственно западным изданиям такого рода, и написана простым, доступным языком.

Это качественное методическое пособие (фактически очень добротный практико-ориентированный учебник) по проведению тренингов межличностного взаимодействия. Вначале дается список всех ста десяти имеющихся в книге упражнений, так что специалисту не придется читать все, чтобы выбрать что-либо подходящее для сегодняшних нужд (приятно, что автор ценит время читателя).

Упражнения подробно описаны и четко разнесены по тематике: разогревающие упражнения, упражнения для работы в парах, в малых группах, гештальт-упражнения, упражнения на оценивание, на развитие навыков проведения консультирования, ассертивного поведения, навыков интервьюирования, фасилитации и на исследование чувств.

Теоретико-методическая часть книги занимает первые пять глав. В ней наибольшее внимание уделяется объяснению того, что представляют из себя навыки межличностного общения, какие методы их развития являются наиболее эффективными, как проводить курс тренинга таких навыков, как оценить эффективность подобного курса. Материал изложен предельно доступно и кратко, содержит ключевые и контрольные вопросы.

Автор особо акцентирует внимание на вопросах формирования ассертивного поведения — того, что еще не стало характерным явлением для России.

Очень полезны, особенно для начинающих, будут итоговые контрольные вопросы в итоговой главе первой части. Также здесь кратко даются рекомендации: что делать, если что-то пошло не по плану; чего нельзя делать.

К сожалению, в книге представлены только упражнения и фактически отсутствуют игры. А это, думается, лишает тренинги необходимого эмоционального накала и динамичности. Кроме того, порой упражнения очень сходны между собой и отличаются лишь в незначительных деталях.

Безусловно, школьный психолог может извлечь из книги много полезного. Уяснив технологию разработки тренингов, даже начинающий психолог получает инструмент преобразования имеющихся упражнений с целью их применения, например, в тренингах для педагогов. Многие упражнения можно и нужно использовать в групповой работе со старшеклассниками, направленной на развития навыков эффективного взаимодействия.

Игорь ВАЧКОВ