ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
«ПСИХОЛОГ»
И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун,
Н.С. Пряжников. М.—Воронеж: МПСИ, 2002
У меня остались очень формальные,
прозаичные воспоминания от курса «Введение в
профессию», прочитанного мне в университете.
Может быть, поэтому в качестве преподавателя я
откровенно избегала необходимости читать
подобный курс. А когда отвертеться не удалось,
занялась чистой самодеятельностью, пытаясь
придать этому курсу внутреннюю
содержательность.
И вот — эта книга, которая, слава Богу,
избавляет нас всех, преподавателей, от
необходимости заниматься кустарщиной. По-моему,
вообще отпадает необходимость что-то проводить,
кроме читательских конференций по ее главам и
отдельным, наиболее полемичным пассажам.
Написала последнюю фразу и задумалась.
Так ли это? Нет, не так, потому что, как это ни
парадоксально, данная книга, адресованная
начинающим психологам, будет особенно понятна и
интересна психологам, продолжающим и
завершающим свою профессиональную дорогу. А
будет ли она многими своими страницами понятна
студентам-первокурсникам — это еще вопрос.
Полезна — да. Позволит им составить некоторую
целостную внутреннюю «картинку» выбранной
профессии и существующих в ней проблем и
противоречий — несомненно. Но понятна, близка,
насыщена смыслами — не уверена. Надо проверить.
Большая часть книги, кроме страниц
специфических, строго ориентированных на
обучающихся в психологическом вузе, посвящена
психологической профессии в том виде, в каком она
предстает внешним наблюдателям и
«пользователям» и в каком она является самому
своему носителю — профессиональному психологу.
Кажется, что авторы собрали, бережно обработали и
совершенно замечательно преподнесли читателю
все плоды рефлексии психологов над собственной
профессией: ее возможностями и ограничениями,
точками роста и деформации, стереотипами и
индивидуальными стилями, проблемами,
противоречиями и перспективами.
Чтение этой книги — редкий случай для
учебника! — может стать для читателя
своеобразной остановкой, паузой для размышления,
самоосмысления, может быть — принятия
профессиональных решений.
Конечно, книга будет очень полезна и
начинающим: здорово, если вхождение в профессию
начинается с построения целостной перспективы
своего возможного будущего. Замечательно, если с
первых же дней педагоги вуза учат тебя думать о
себе как о профессионале, осмыслять свои
поступки в самой широкой системе координат,
вплоть до мировоззренческого, философского
аспекта.
Очень хочется рекомендовать школьным
психологам спокойно, неторопливо познакомиться
с этой книгой. Многие из нас, к сожалению,
получали психологическое образование торопливо,
жадно впитывая знания и технологии. А вот на
развитие профессиональной рефлексии времени не
оставалось...
Учебник, написанный «на троих»
замечательными психологами, прекрасными
собеседниками, ироничными и добрыми людьми,
поможет многим из нас наверстать упущенное. Он
написан легко, «по-человечески», поэтому его
можно просто читать: не изучать, не
конспектировать, а читать с паузами, остановками,
пометками на полях и высказыванием вслух
несогласия с некоторыми весьма острыми
утверждениями.
Книга получилась очень личная, открыто
авторская. Ее выход в свет — явление, событие,
которое очень хотелось бы отметить для себя и для
других.
Марина БИТЯНОВА |