ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
Игра с песком как процесс развития
самосознания ребенка и его спонтанной
«самотерапии» известна с древних времен.
Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает
строить причудливые замки, объединяя их в
настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им
созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит
замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с
еще большим энтузиазмом принимается за новое
строительство.
Этот феномен известен всем. Но что же
за ним стоит? Почему не только дети, но и взрослые,
оказавшись на пляже, спонтанно создают картины
из песка?
Податливость песка провоцирует
желание создать из него миниатюру реального
мира. Здесь человек выступает как созидатель, не
привязанный к результатам своего труда. Ребенок
создает из песка замок, некоторое время любуется
на него, а потом волна или он сам разрушают
творение. Один сюжет жизни завершается, уступая
место следующему. И так бесконечно.
Казалось бы, все так просто. Но именно
это простое, естественное для человека действие
хранит уникальную Тайну бытия: все приходит и
уходит, нет ничего такого, что было бы
непоправимо разрушено — просто старое уступает
место новому. Многократно проживая эту Тайну,
человек достигает состояния равновесия, при этом
в его внутреннем пространстве существенно
уменьшается доля суеты и обыденности.
СУЩЕСТВО ПЕРЕЖИВАНИЙ
Естественно, такой терапевтический
эффект не мог долго оставаться незамеченным
психотерапевтами. Карл Густав Юнг открыл песок
для научного осмысления в контексте
психотерапевтической помощи взрослым. Долгое
время «sand play» существовала исключительно в
юнгианской парадигме благодаря своей
основательнице Доре Калфф. Созданные клиентом
песочные композиции не интерпретировались, ибо
процесс создания картин из песка стимулировал
фантазию клиента. Что, в свою очередь, позволяло
обнаружить скрытые части «Я», понять существо и
особенности его переживаний.
Иными словами, основное действие
песочной терапии было направлено на понимание
клиентом собственных внутренних процессов как
разрушительного, так и созидательного порядка.
Проявленные внутренние процессы
рассматривались с точки зрения стадиальности
психического развития и проявления архетипов в
символике ландшафта и выбираемых человеком
миниатюрных фигурок.
Человек, далекий от психологии (клиент
психологической консультации), может задать
резонный вопрос: «А зачем все это нужно?» На что
психолог ему ответит — знание источников и
особенностей своих переживаний позволяет
чувствовать себя уверенней. Безусловно, когда
человек может найти объяснение своим
переживаниям, он успокаивается. Ощущение паники
сменяется чувством определенности и
уверенности. «Теперь-то наконец я понял, отчего я
так чувствую, так делаю, так думаю! Это у меня
Персона борется с Тенью и проявляется
вытесненная агрессия на мать! — облегченно
вздыхает клиент, выходя из кабинета психолога. —
Когда разрешится этот конфликт, я буду
чувствовать себя намного лучше».
И он чувствует себя лучше, ибо знает:
происходящее с ним уже встречалось в
человеческой практике, уже описано, и главное —
это когда-нибудь закончится.
БУКЕТ ПОДХОДОВ
Однако возможности песочной терапии
проявляются и в другой плоскости. Созданная
клиентом картина из песка является творческим
продуктом. И в этом смысле песочная терапия
становится привлекательной для арт-терапевтов.
Они имеют дело с проявлением творческих
возможностей клиента.
Статья опубликована при поддержке кислородного бара "O2drink". Аренда и продажа оборудования - кислородный концентратор для дыхания, кислородный бар для мероприятия и для бизнеса, кислородный коктейль для дома. Узнать подробную информацию о компании, предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: o2drink.ru.
В процессе арт-терапии происходит
создание неких творческих продуктов, или
«визуальных образов», с помощью разнообразных
материалов. Причем анализ созданных продуктов
используется нечасто. Вот что по этому поводу
пишет Ленор Штейнхард: «В арт-терапевтическом
процессе использование песка в качестве
основного материала изобразительной работы
предполагает «диалог» рук с песком и водой.
Проведение частых сессий песочной терапии
стимулирует создание клиентом целой серии
песочных форм, являющихся основой для
расположения миниатюрных фигурок. Песочные
композиции, как с миниатюрными фигурками, так и
без них, могут заключать в себе различное
трудновербализуемое содержание».
Иными словами, процесс игры с песком в
контексте арт-терапии представляет собой
невербальную форму психотерапии. Основной
акцент делается на творческом самовыражении
клиента, благодаря которому на
бессознательно-символическом уровне происходит
«отреагирование» внутреннего напряжения и поиск
путей развития.
Использование в песочнице миниатюрных
фигурок, объединение их в некоторый сюжет
наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра
личности. Фигурки могут символизировать
субличности автора песочной картины. Наблюдая за
взаимоотношениями героев песочной картины,
человек может установить актуализированные в
данный момент субличности и вступить с ними в
диалог. В этом случае основной акцент делается на
построении диалога с фигурками.
Получается, что в процессе песочной
терапии клиент строит новые взаимоотношения с
самим собой. Такой подход уместен для
представителей гештальт-терапии и психосинтеза.
Однако фигурки, использованные в
песочнице, могут не только отражать субличности
человека, но и символизировать реальных людей и
явления той среды, в которую включен клиент. В
песочной среде могут драматизироваться реальные
жизненные ситуации, относительно которых
человек испытывает определенные трудности. В
этом случае песочная терапия представляет собой
миниатюру психодрамы.
Преимущество психодраматического
подхода здесь заключается в том, что для создания
спектаклей не требуется помощь группы, — все
роли исполняют игрушечные фигурки. Таким
образом, песочница создает условия для спектакля
не только в групповом режиме, но и в
индивидуальном. Разыгрывание в песочнице
конкретных жизненных ситуаций позволяет клиенту
изменить отношение к ним и найти правильные для
себя решения.
В песочных картинах есть еще один
важнейший психотерапевтический ресурс —
возможность созидательного изменения формы,
сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея
лежит в основе сказкотерапевтического подхода к
работе с песочницей.
Человек, играющий в песочнице с
миниатюрными фигурками, воплощает фигуру
Волшебника, который вступает во взаимодействие с
природными и социальными силами. Поскольку игра
происходит в контексте сказочного мира, человеку
предоставляется возможность творческого
изменения беспокоящей его в данный момент
ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в
песочнице, человек получает опыт
самостоятельного разрешения трудностей и
внутреннего, и внешнего плана. В этом и
проявляется его сила Волшебника. Накопленный
опыт самостоятельных конструктивных изменений
человек переносит в реальность.
Итак, благодаря Карлу Густаву Юнгу и
Доре Калфф создание песочных картин
переместилось в психологическую,
психотерапевтическую плоскость и успешно в ней
существует в настоящий момент. Причем
представители различных концепций имеют
возможность использовать песочницу в своей
парадигме.
Однако, уделяя внимание песочной
терапии в контексте психологической и
психотерапевтической работы, не будем забывать о
мощных ресурсах песочницы для
коррекционно-развивающей и образовательной
работы с ребенком.
В песочнице создается дополнительный
акцент на тактильную чувствительность,
«мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос
традиционных обучающих и развивающих заданий в
песочницу дает дополнительный эффект. С одной
стороны, существенно повышается мотивация
ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно
и гармонично происходит развитие познавательных
процессов.
А если учесть, что песок обладает
замечательным свойством «заземлять» негативную
психическую энергию, то в процессе
образовательной работы происходит и
гармонизация психоэмоционального состояния
ребенка. Иными словами, использование песочницы
в педагогической практике дает комплексный
образовательно-терапевтический эффект. Причем
сегодня уже можно говорить о таком эффекте по
отношению не только к нормально развивающимся
детям, но и к их сверстникам с особенностями
развития.
Наши рассуждения не только описывают
современное состояние песочной терапии, но и
ставят вопрос: а что же такое песочная терапия
сегодня, это самостоятельное направление, метод
или среда?
Процесс накопления опыта работы с
песочницей представителями различных
направлений интересен тем, что благодаря этому с
разных сторон исследуются взаимоотношения
человека с проекцией его внутреннего мира. Все
это говорит в пользу того, что песочница — это
СРЕДА для общения человека с самим собой и
символами реального мира.
Наличие миниатюрных фигурок и
определенной последовательности организации
работы позволяет говорить о песочной терапии как
о МЕТОДЕ, обладающем достаточной
универсальностью для использования в
психотерапевтической, психологической и
педагогической практике. В зависимости от
«вероисповедания» (имеется в виду
принадлежность к определенному направлению)
терапевта или педагога метод песочной терапии
будет окрашиваться определенными красками и
оказывать воздействие на различные стороны
личности.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РОССИИ
В России песочная терапия получила
распространение сравнительно недавно. Ее
применение в нашей стране имеет некоторые
особенности. Отсутствие или труднодоступность
литературы по песочной терапии, а также редкие
приезды зарубежных песочных терапевтов
пробудили собственные креативные силы русских
психологов и педагогов. «Донаучный период»
песочной терапии в России проявился в
использовании песочницы как дополнительного
инструмента, как среды для
коррекционно-развивающих занятий.
Накопленный эмпирическим путем
материал сегодня начинает подвергаться научному
осмыслению. Причем характерной чертой этого
процесса является отнюдь не осмысление опыта в
рамках некоторой психологической парадигмы. На
первый план выступает анализ особенностей и
закономерностей использования песочной терапии
с различными категориями адресатов
психологической, психотерапевтической и
педагогической работы. Например, осмысляя опыт
работы, специалисты отвечают на вопросы: как
использовать песочницу с одаренными детьми, как
— с детьми-инвалидами, в рамках семейной терапии,
с пожилыми людьми, с девиантными подростками и
пр.
С точки зрения используемых техник
работы на российской земле наблюдается
выраженный эклектизм. Применяются юнгианские,
психоаналитические, психодраматические,
арт-терапевтические, гештальтистские,
психосинтетические и другие техники под общей
идеей «главное, чтобы человеку помогло». Здесь
явно проявляется интуитивное начало
специалиста. Такой подход несколько удивителен
для западного мира, но у нас оказывается весьма
эффективным.
Таким образом, недоработанность
российской концепции песочной терапии (с учетом
российского менталитета, особенностей
восприятия и характера) создает, с одной стороны,
немало трудностей для использования песочной
терапии и сертификации песочных терапевтов. С
другой стороны, каждый специалист, отважившийся
практиковать работу с песочницей, оказывается в
пространстве творческого поиска и получает
возможность внести свой уникальный вклад в
процесс развития песочной терапии в России.
ЛИЧНОСТЬ ТЕРАПЕВТА
Как должен вести себя специалист,
практикующий работу с песком? Должен ли он быть
«доброй мамой», создающей комфортные условия для
игры? Или он является молчаливым свидетелем
песочных спектаклей? Или он — соавтор песочной
картины? А может, он — мудрый интерпретатор,
отвечающий на незаданные вопросы клиента:
«Доктор, как я Вам?» или «Ну и что все это значит?»
Дело в том, что на песочном листе перед
терапевтом раскрывается внутренний мир клиента.
Ощущение от этого совсем иное, чем при работе со
сновидениями, сказками, рисунками и другими
проективными продуктами человека. Внутренний
мир, отображенный в песочнице, становится
реально осязаемым. Надо сказать, это странное
чувство. С одной стороны, есть ощущение
«избыточности» информации, с другой — хрупкости
этого мира, с третьей — присутствуют трудно
вербализуемые чувства. На наш взгляд, «священный
трепет» при первом соприкосновении с песочной
картиной клиента — это наиболее «здоровое»
чувство, позволяющее специалисту реализовать
древний принцип «не навреди».
Личность зарубежного специалиста,
практикующего песочную терапию, защищена
принадлежностью к определенной школе. Он точно
знает, что и когда предложить клиенту, какой и
когда вопрос задать, как отреагировать. Школа
дает ему знание алгоритма, технологии.
Иначе обстоит дело с российскими
специалистами, использующими песочницу. Только
сейчас у нас начинает складываться понятие
принадлежности к определенной школе. Появляются
«символ-драматисты», «психоаналитики»,
«юнгианцы», «гештальтисты», «арт-терапевты».
Если специалист прошел полный цикл подготовки в
определенной школе, он знает, КАК использовать
песочницу в рамках своего подхода. Но
большинство наших специалистов не имеют такой
подготовки. Поэтому нам часто приходится слышать
от наших коллег вопрос: «А как ПРАВИЛЬНО задавать
вопрос? А как ПРАВИЛЬНО работать?» Если бы мы
знали, как ПРАВИЛЬНО!
Итак, перед нами, как в сказке, три
дороги, три выбора:
— либо придерживаться определенной
школы и встраивать работу с песочницей в общий
набор методов и техник;
— либо работать так, как «научил»
авторитетный специалист;
— либо, «присоединившись» к клиенту,
следовать за ним, доверяя собственной личной и
профессиональной интуиции.
Третий путь нам представляется
наиболее предпочтительным, но самым трудным.
Здесь действуют ТРИ ПРАВИЛА:
1. Присоединение к клиенту. Как уже
отмечалось, песочная картина содержит огромную
информацию о внутреннем мире и актуальном
состоянии человека. Понять запрос клиента,
почувствовать ритм его песочной картины, увидеть
ее проблемные и ресурсные ипостаси, ощутить
неповторимый образный строй картины — все это
входит в понятие присоединения. На основании
присоединения специалист «следует за клиентом»,
помогая ему осознавать собственные ресурсные и
уязвимые места.
2. Искренняя заинтересованность,
заинтригованность событиями и сюжетами,
разворачивающимися в песочнице. Рассматривая
картину клиента, специалист как бы сочетает в
себе две ипостаси. С одной стороны, это
любознательный открытый ребенок, которому
чрезвычайно интересно, что происходит в том мире,
который создал клиент. С другой стороны, это
мудрец, стремящийся найти истину. В этом
отношении интересен образ лейтенанта Коломбо из
знаменитого американского сериала. Он не боится
показаться чудаком или недостаточно
осведомленным, он демонстрирует оппонентам
собственный процесс поиска решения, он
показывает себя уязвимым и сильным одновременно;
но главное — ему доставляет очевидное
удовольствие сам процесс «распутывания клубка»,
сплетенного из фактов и событий. Искренний
интерес к внутреннему миру клиента,
отображенному в песочнице, присоединение к
клиенту, — все это позволяет специалисту
выстраивать позитивную внутреннюю динамику
человека, обратившегося за помощью.
3. Строгое следование профессиональной
и общечеловеческой этике. Это правило является
одновременно и обязательным условием для любого
рода профессиональной помощи человеку.
Безусловно, «песочный терапевт» не может в
присутствии клиента без спроса изымать фигурки
из песочницы, перестраивать картину или
представлять некоторое оценочное суждение.
Внутренний мир человека достаточно хрупок, и
только этический кодекс и профессионализм
специалиста может защитить клиента от травмы.
В зависимости от собственного
понимания целей психологической работы,
специалист может сделать акцент либо на
«отреагирование», либо на самопознание, либо на
сознательное моделирование некоторых состояний
в песочнице.
Личность терапевта окажет влияние на
стиль и стратегию работы с клиентом. А нашим
уважаемым начинающим коллегам мы хотим сказать
— каждому терапевту свой клиент, поэтому не
стоит бояться начинать работу. Главное, помнить о
трех правилах.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ИНТЕРАКТИВНОМ
ТЕАТРЕ
Идея использования песка в качестве
театральной декорации впервые родилась у
петербургского режиссера Ольги Чернявской. В
созданном ею «Театре сновидений Ольги
Чернявской» с успехом идет спектакль-сновидение
«Поворот песочных часов». Все действие спектакля
разворачивается в огромной песочнице. В основе
сюжета — часто повторяющийся сон женщины,
который она не решается досмотреть до конца. Но
прежде чем рассказать о спектакле в песочнице,
необходимо несколько слов сказать о самом
«Театре сновидений Ольги Чернявской».
В последние годы театральная жизнь
Петербурга наполняется новым смыслом и
содержанием. Появляются театральные коллективы
и товарищества, выступающие на «малых сценах»,
где взаимодействие со зрителем становится более
доверительным.
В этом отношении интересна история
театра под руководством Ольги Чернявской.
Созданный в 1980 году театр сменил три имени —
«Метаморфозы», «Театр тонкой реальности», «Театр
сновидений Ольги Чернявской». Все эти годы
коллектив, вдохновляемый подвижнической
деятельностью главного режиссера, занимался
возрождением русской культуры. Фольклорные игры,
спектакли-мистерии, массовые театральные
действа — все это было предметом деятельности
коллектива. Театр много гастролировал и завоевал
немало престижных призов и премий. Однако забота
о душевном, эмоциональном состоянии зрителя
побудила Ольгу Чернявскую изменить основной
курс творческого поиска. Сосредоточившись на
внутреннем мире человека, она стала искать
ресурсы его социальной реализации и
гармоничного существования в мире.
Сегодня «Театр сновидений Ольги
Чернявской» является небольшим камерным
театром. Попадая сюда, зритель имеет возможность
отдохнуть душой. И одновременно поразмышлять о
том, на что в обычной жизни у него «не хватает
времени»: о своих желаниях и стремлениях, о
радостях и огорчениях — словом, о своей
внутренней жизни.
Для того чтобы театр стал не просто
развлечением, но и нравственной, духовной опорой
современного зрителя, потребовалась новая
концепция театра, отвечающая внутренним,
психологическим запросам зрителя. Поэтому
главный режиссер театра Ольга Чернявская, его
актеры и весь персонал начали беспрецедентное в
истории театра сотрудничество с практическими
психологами и психотерапевтами. В рабочую группу
вошли специалисты Санкт-Петербургского
института сказкотерапии.
Научный подход к построению
театрального действия позволил объединить
приемы практической психологии и законы
профессионального театра. В результате была
создана концепция нового интерактивного театра.
Ключевая идея интерактивного театра —
активное взаимодействие со зрителем, с его
внутренним миром. А также гармонизация
психоэмоционального состояния зрителя.
Интерактивный театр предполагает
максимальное вовлечение зрителя в театральное
действие. Зритель становится со-творцом и
со-участником представления. В отличие от
традиционного театра, в котором зритель основную
часть времени находится в пассивном,
воспринимающем состоянии, здесь зритель активен.
Он вовлечен в ту же деятельность, что и актеры.
Однако это происходит в своем, параллельном,
зрительском пространстве.
В спектакле-сновидении «Поворот
песочных часов» действие разворачивается в
большой песочнице, имитирующей пляж. Зрители
также имеют собственные малые песочницы. В них
они могут своими руками создавать миры,
используя миниатюрные фигурки и природные
материалы (на основании идеи песочной терапии).
Таким образом интерактивный театр
дает возможность зрителю не просто пассивно
воспринимать события спектакля, но и реально
проживать их. Что-то изменять в пространстве
своего внутреннего мира, освобождаясь от
напряжения, стресса, гармонизируя внутренние
переживания. Так проявляется забота о душевном,
психологическом состоянии зрителя. Так
проявляется антистрессовый компонент
интерактивного театра.
Интерактивный театр потребовал и
создания нового жанра спектаклей. Он был найден и
получил название — СНОВИДЕНИЯ. Так в имени
«Театр сновидений Ольги Чернявской» закрепился
новый жанр.
Основная особенность
спектаклей-сновидений — иррациональность.
Действие происходит в нематериальном мире
человеческих переживаний во время сна. Как
известно, в сновидениях человек перерабатывает
накопленную за время бодрствования информацию и
ищет пути своего гармоничного развития.
Некоторые люди видят часто повторяющиеся сны и
не могут досмотреть их до конца. В этом случае они
прибегают к помощи психолога или психотерапевта.
Спектакль-сновидение является
символическим психологом, помощником
человеческой души. В ненавязчивой,
безболезненной для человека и адекватной его
психической природе форме спектакль-сновидение
пробуждает личностные ресурсы и помогает
разрешить актуальные проблемы на
бессознательно-символическом уровне. Благодаря
подключению скрытых ресурсов к процессу
жизнедеятельности, человек через некоторое
время разрешает внутренние противоречия в своей
реальной жизни. В этом проявляется
психотерапевтический аспект
спектаклей-сновидений.
Спектакли-сновидения имеют
общепрофилактическую, развивающую и
культурно-образовательную функцию, которая
проявляется по отношению к человеку, не
обремененному стрессом. Так как
спектакли-сновидения высвобождают большой
ресурс бессознательного, в повседневной жизни
человек приобретает дополнительные способности
и энергию для самореализации.
Итак, сцена интерактивного театра
представляет собой огромную песочницу. В данном
случае песок служит театральной декорацией,
средой. На сцену выходит главная героиня, которая
по сценарию находится в своем сне — на Пляже
Великого Мира. Она начинает взаимодействовать с
песком, извлекая из него предметы,
символизирующие ее наиболее значимые
переживания.
Постепенно песок из театральной
декорации превращается в действующее лицо —
бессознательное героини. Песок — эмблема
бессознательного — содержит как конфликтные,
так и ресурсные символы. Таким образом, песок
выступает в роли Учителя. Извлекая из него
предметы, ассоциирующиеся с болезненными
переживаниями, героиня получает возможность
отреагировать внутренний конфликт,
освободиться. Находясь в истощенном состоянии,
героиня имеет возможность «подпитаться у песка»,
получить необходимую ей «энергию покоя».
Досмотрев сон до конца, отреагировав подавленный
конфликт, героиня использует лепку из песка как
способ моделирования своей новой жизни.
В спектакле используются практически
все формы песочной терапии: и создание
отпечатков, и пересыпание песка, и создание
картин с использованием предметов, и лепка из
песка. В антракте, который является логическим
продолжением спектакля, зрители в фойе создают
собственные песочные картины в «стандартных»
песочницах. По отзывам зрителей, уже можно
говорить о терапевтическом эффекте спектакля с
использованием песочной терапии.
Итак, сегодня песочная терапия в
России уже зарекомендовала себя как эффективный
практический метод в психотерапии, педагогике,
психологическом консультировании и театральном
искусстве. Однако законченная концепция
песочной терапии еще не сформирована. Это дает
возможность вам, дорогие читатели, внести свой
неповторимый вклад в распространение и
осмысление этого чудесного метода.
Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА
psi@cycla.ioffe.rssi.ru
В оформлении использована картина Э.
Уодсворта «Песчаный пляж» |